18 февраля Кабмин Украины принял решение о закрытии 23 пунктов пропуска на российско-украинской границе, а уже 20 февраля оно стало реализовываться. Вышел указ, утвердивший решение СНБОУ «О чрезвычайных мерах противодействия российской угрозе и проявлениям терроризма, поддерживаемым РФ». В документе сказано: «Закрыть пункты пропуска через государственную границу по перечню согласно приложению».
В результате оказались закрытыми 10 пунктов пропуска в Луганской области - «Краснопартизанск», «Демино-Александровка», «Новобелая», «Новоборовцы», «Краснодарский», «Северный», «Зариновка», «Ольховое», 9 пропускных пунктов в Сумской области - «Владимировка», «Рыжевка», «Кондратовка», «Вольфино», «Бояро-Лежачие», «Стариковое», «Нововасильевка», «Поповка», «Сопич». Закрыты два пункта в Донецкой, один в Черниговской («Клюсы») и один в Харьковской («Будраки») областях. Сроки закрытия пропускных пунктов в документах не уточняются.
Половина закрытых пунктов приходится на Сумскую область, далекую от т.н. АТО и явно не входящую в зону «ожидаемого сепаратизма».
Конечно, это не полное закрытие границы, чего хотят некоторые представители политических групп и партий. Более того, указанные пропускные пункты не являются магистральными, то есть реального результата в деле предполагаемой Киевом «транспортной блокады» это закрытие не принесет. Основной пассажиро- и грузопоток идет там, где и шел ранее.
Но одностороннее закрытие границы создает массу неудобств местным жителям приграничных областей по обе стороны границы. А если вспомнить усложненную процедуру прохождения украинского пограничного контроля гражданами России, то перечень проблем лишь увеличится.
Практически невозможным стало посещение родственников и друзей, которых по обе стороны границы - миллионы!
Миллионы украинцев работают или подрабатывают в России. И это не информационно-политические фейки, ставшие сегодня обыденностью. Это «миллионная статистика». Усложнение приграничных перемещений становится для этих людей лишним раздражителем, источником эмоционального негатива, который уже используется космополитами-политтехнологами.
Есть еще одна категория - студенты, значительная часть которых обучается в вузах того же Белгорода, Воронежа, Ростова-на-Дону и особенно Харькова. Русские едут в вузы Украины, украинцы - в вузы России. Только в Белгородский университет в этом году поступило около тысячи юных граждан Украины, особенно из зоны вооруженного конфликта. Это интеграция, прописанная в образовательных доктринах двух стран, и одним росчерком пера этот вопрос не решить...
Не секрет, что на восточной границе Украины (как, впрочем, на северной и западной границах) население сопредельных территорий ведет активную торгово-экономическую деятельность, позволяющую, ко всему прочему, наполнять местные бюджеты. А в условиях ухудшающейся хозяйственной обстановки «челноки» просто зарабатывают себе на жизнь. Ножницы цен в странах проживания давали эту возможность. Как идет торговля в польско-украинском приграничье, хорошо известно: украинские «табачку» и алкоголь меняют на европейские сыры и одежду.
До обострения конфликта основными покупателями харьковского оптового рынка «Барабашово» были зажиточные граждане Белгородщины. А сегодня знаменитая оптовка переживает не самые лучшие времена.
Аналогичные проблемы возникают у мелких и средних поставщиков, чьи грузы, ранее следовавшие в свои области по закрытым пропускным пунктам местного значения, теперь вынуждены стоять в очередях. А очереди действительно растут, особенно в районе Харькова (пункт «Гоптивка»). После объявления Харькова «зоной АТО» город активно покидают жители, решившие пережить смутное время в «стране-агрессоре».
В России, где первоначально задумывались об адекватных ходах, решили ничего не менять. И после 18 февраля там не намерены принимать аналогичные меры и со своей стороны закрывать соответствующие пункты пропуска. Директор Второго департамента стран СНГ МИД РФ Виктор Сорокин заявил: «Российская сторона будет готова предоставить возможность пересечения российско-украинской границы через пункты пропуска, «закрытые» украинской стороной для граждан Украины, которые захотят посетить своих родственников и поклониться могилам в связи с приближающимися пасхальными праздниками и празднованием Дня Победы».
Возвращаясь к началу разговора, для чего Украина блокирует лишь часть пограничных переходов, вновь демонстрируя полумеры, можно предположить, что это, скорее всего, сугубо эмоциональная реакция на надвигающийся политико-социальный коллапс.
Ведь практической пользы от такой «выборочной блокады» - никакой, кроме раздражения и без того раздраженных сограждан. И опять же, куда трудоустраивать освободившихся тружеников таможни? Может, в «зону АТО»?
Среди выдвигаемых версий есть и версия о закрытии «тихих переходов» в связи с появлением массы уклонистов от мобилизации.
Но, похоже, как говорят некоторые эксперты, указ Киева о закрытии части погранпунктов - всего лишь часть системы бессистемных решений, принимаемых под настроение и не имеющих смысловых окончаний. Это вроде инициативы экономического бойкота России, где интенсивно функционирует фабрика инициатора этого бойкота. Это попытка убедить своих сторонников, что «борьба с Россией» идет по всем направлениям.