Российский рынок является слишком лакомым куском для евроатлантических производителей, чтобы от него просто так взяли и отказались. Собственно, первые попытки обойти заслоны уже обнаружены.
Скорее всего, попавшие под санкции евроатлантические производители будут пытаться проникнуть по двум схемам.
Схема №1. Реэкспорт через Беларусь и Казахстан
Здесь все понятно: фактически России надо будет развивать сетевые органы госконтроля в продовольственной сфере. Торговые сети, оптовики, крупные базы должны попасть под санкционный контроль - причем не только они сами, но их контрагенты из Беларуси, Казахстана, а в дальнейшем из Армении и Киргизии.
На уровне союзного экономического правительства - ЕЭК - политическая воля недопустить реэкспорт есть. Следовательно дело исключительно в торговом лобби самой России.
Оптовики и посредники будут искать партнеров в белорусской и казахстанской юрисдикции, чтобы обойти санкции. Это значит, что надо будет действовать максимально жестко: по схеме как действовал Минск в "калийном деле" против российской олигархии - наказывать и российских, и белорусских/казахстанских посредников. Учитывая монополизм торговых сетей, после вскрытия и огласки пары-тройки схем вряд ли кто-то будет особо крупно рисковать с реэкспортом. Главное действовать жестко и по-закону.
Фактически мы имеем дело с конфликтом государства и частных торговых сетей. Для государства на кону стоит собственный рынок и судьба производителей, а для торгового лобби - маржа.
Схема №2. Покупка сырья и дальнейшая переработка
С этой схемой бороться сложнее, потому что она находится в рамках евразийской интеграции. Например, попадание норвежской рыбы на белорусский рынок с последующей переработкой и поставкой на российский рынок формально не противоречит правилам игры в ЕАС.
Однако, для России, которая сама является морской страной с развитым рыбным промыслом глупо открывать рынок для чужого сырья и обеспечивать работой чужие мощности по переработке. Следовательно, приоритетом должен стать контроль за происхождением сырья. Параллельно с контролем за происхождением необходимо запускать собственные перерабатывающие отрасли.
Это значит, что придется изменять приоритеты кредитования и стимулировать торговое лобби на работу с российским производителей. Какая разница для торговой сети, на чем формируется прибыль - главное предложить новую схему, взамен привычной и понятной.
Для борьбы со второй схемой необходимо
Во-первых, снижать кредитование торговли и потребления, перенаправляя ресурсы на кредитование производителей.
Во-вторых, приостанавливать кредитование евразийских союзников в случае обнаружение реэкспорта либо массовой переработки из запрещенного к ввозу сырья. Соответственно, освободившиеся финансовые ресурсы стоит направлять исключительно в перерабатывающую сферу. Структура импорта и понимание объемов спроса позволяет достаточно точно просчитать сколько производств и в каких регионах надо построить.
На примере рыбной отрасли госкредитование перерабатывающих производств позволит развивать Крым, балтийские, северные и тихоокеанские регионы России.
В целом история с санкциями позволяет запустить цепочку "промысел/производство-переработка-сбыт".
На втором шаге на полках российских магазинов появятся не только российские товары из российского сырья, но и целые регионы смогут возродить традиционную структуру экономики. Что уже на третьем шаге снизит социальную нагрузку на бюджет. Соответственно кредитование перерабатывающей отрасли не только вернется с процентами, но и увеличит налоговые поступления в местный бюджет. Что непременно скажется на доходах граждан.
В общем, не любить санкции нельзя. Надо их просто правильно готовить. И не позволить торговому лобби обойти государство на повороте.
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html