«Ангара-А5» взлетела, и это не начало чего-то нового, а долгожданный конец. Дальше можно называть её просто «Ангара», без «А5», потому что больше никаких ракет этого семейства не будет. Лёгкую «Ангару-1» заменит аналогичный «Союз-2.1», достаточно взглянуть на стартовые площадки Восточного - там под него отведено две позиции. Средней «А3» в госпрограмме нет. Под «А7» не подходит универсальный стол от «А1-3-5», пришлось бы строить отдельный, но никто не станет возводить позицию под носитель, который невозможно модернизировать на втором этапе, а «А7» - это предел. Разработка «Ангары» отталкивалась от лёгкого носителя, и ракета получила слишком маленькие универсальные модули.
Поводов для праздника, впрочем, достаточно. Закончен длинный путь, начатый в 1992 году. Он увенчан практическим пуском, а не корзиной бумаги. У страны появилась хоть и дорогая, но замена «Протону-М», которую можно запускать с Плесецка и Восточного, не теряя в нагрузке. «Ангару» ещё можно будет усилить за счёт модернизации второй ступени, по разным оценкам это способно поднять её грузоподъёмность до 35-40 тонн. Для госзаказа хватит, но для стратегического развития этого совершенно недостаточно, поэтому поговорим о том, что Россия будет разрабатывать, пока с Восточного летают «Ангара» и «Союз-2».
Решение о том, что это будет, тесно связано с концепцией сверхтяжёлого носителя, которую Роскосмос должен выбрать в начале 2015 года. Скорее всего, победит вариант, предложенный ЦСКБ «Прогресс», по нескольким причинам.
Во-первых, новое перспективное топливо, кислород+метан, позволит начать с 85 тонн и закончить на невообразимых 180 тоннах (даже 190, если взять водородный разгонный блок). Это будет носитель, который перекроет все текущие и планируемые потребности на десятилетия вперёд. К тому же разрабатывать СПГ в качестве ракетного топлива для России выглядит абсолютно естественным и многообещающим путём. У нас есть и технологии, и инфраструктура, и сам СПГ.
Во-вторых, такой сверхтяжёлый носитель легко унифицировать с носителями «Союз-5», которые сейчас разрабатываются в Самаре. Это будет следующее поколение знаменитого семейства, но уже современного цилиндрического вида, без фирменной «юбки». Линейка предполагает три носителя - на 8,8, 16,5 и 22,4 тонны. Казалось бы, перед нами опять «Ангара», но у «Союза-5» будут метановые двигатели.
Эти двигатели принципиально надёжнее керосиновых, с приростом тяги на 30%, а из-за лучшей охлаждающей способности метана у них ещё и запас ресурса больше. В результате одного опытного двигателя достаточно для проведения нескольких испытаний в различных режимах, а после каждого огневого теста он не требует разборки и очистки топливных трактов от твёрдых отходов. При сгорании метана их просто не образуется. При этом технологически двигатели на СПГ настолько близки к керосиновым, что не требуется никакого специального оборудования или квалификации для производства их самих и топливных баков к ним.
Ещё одна приятная особенность - для запуска «Союзов-5» подойдут все столы предыдущих поколений серии, а это только на территории страны три в Плесецке и два в Восточном. Без «юбки», правда, часть обслуживающих ферм придётся демонтировать, но это копеечные затраты по сравнению с миллиардами на строительство новых стартовых столов.
Предложенный ЦСКБ сверхтяжёлый носитель возьмёт от «Союза-5» восемь ускорителей первой ступени, а также систему управления и прочие высокотехнологичные наработки. В итоге у нас помимо практической линейки ракет образуется максимально унифицированный с ней гигант, способный удовлетворить любые стратегические запросы, с минимальными тратами на разработку и оборудование стартов. За свои деньги это, пожалуй, лучший вариант развития ракет-носителей из всех возможных, его утверждения и будем ждать в 2015 году.
Что же касается «Ангары», то это наша российская «Дельта» - ракета для оборонки. Она не в состоянии пойти в большую серию, потому что дорогая, зато она полностью своя от заклёпки до позиции стартового стола. Такие ракеты могут иметь недостатки, но они обязаны быть у любой уважающей себя космической державы. Это вопрос не престижа и не выгоды, а самосохранения. Поэтому писать о ней больше, чем уже написано, довольно бессмысленно. Она просто должна быть, и хорошо, что такая ракета у России есть.