Выступление Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной в Государственной Думе РФ

19.11.2014 27

Уважаемые коллеги, добрый день!

Вашему вниманию представляются разработанные в соответствии со статьей 45 Закона о «Центральном банке Российской Федерации» «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 и период 2016-2017 годов». Окончательный вариант «Основных направлений», который представляется сегодня, отличается от первоначального. Он доработан с учетом замечаний, полученных от комитетов Государственной Думы и экспертного сообщества.

Документ у вас на руках, все имели возможность с ним ознакомиться и его обсудить, в том числе в комитетах Государственной Думы.

Свое выступление я хотела бы построить не на пересказе документа, а осветить основные направления нашей политики в контексте тех тем, которые волнуют вас, а значит, и общество.

Я благодарю вас за вопросы, которые представители фракций заблаговременно направили в Банк России, и они будут частично отражены в моем выступлении. Ответы на остальные вопросы направлю вам письменно.

«Основные направления...» были скорректированы с учетом изменения внешних, и, к сожалению, не всегда позитивных факторов. Давление на рубль оказывает снижение цены на нефть, а также ограничение доступа на рынок внешних заимствований для ряда крупнейших российских компаний. Мы разработали пять сценариев, различающихся динамикой цены на нефть и продолжительностью действия санкций. Даже при не самом лучшем развитии событий - среднегодовой цене на нефть 80 долларов за баррель и действии санкций до конца 2017 года - наша экономика сохранит стабильность и мы сможем добиться снижения инфляции до 4% в трехлетней перспективе.

Мы завершаем переход к инфляционному таргетированию. Это было запланировано. Но особенно важно было не сдвигать временные рамки этого процесса сейчас: в условиях снижения доступа к внешним рынкам финансирования, возросшей потребности экономики в импортозамещении задача гарантий сохранности доходов и сбережений населения является, на наш взгляд, ключевой. Без низкой инфляции не будет длинных денег в экономике, у инвесторов сужается горизонт планирования, повышается неуверенность в завтрашнем дне.

Переход к инфляционному таргетированию требует режима плавающего курса рубля. Плавающий рубль позволяет сглаживать эффекты от внешних шоков для внутреннего рынка, удар принимает на себя валютный курс. Для стран с инфляционным таргетированием характерна меньшая зависимость инфляции от курса валюты. Это очень важно сейчас, когда цены на энергоносители нестабильны, а курс рубля напрямую зависит от цен на нефть.

Две темы, которым я уделю основное время, - это валютная политика и доступность кредитов для экономики. Эти темы находятся на острие ДКП.

Влияние внешних факторов на валютный курс потребовало от Центрального банка быстрой реакции и способности оперативно адаптировать свои инструменты, сохраняя при этом стратегические ориентиры в политике.

В течение всего года мы проводили плановую работу по подготовке к режиму плавающего курса: повышали гибкость нашей политики, уменьшали объемы установленных правилами регулярных интервенций.

Центральный банк планировал завершить переход к плавающему курсу до конца этого года, так что решения, которые мы приняли 10 ноября, не были внезапными или преждевременными.

Почему в непростых внешних условиях мы приняли решение о переходе к плавающему курсу? Почему нельзя было в текущей ситуации зафиксировать курс или отпустить его раньше?

Переход к плавающему курсу требует периода адаптации, резко отпускать курс нельзя.

Принятию последних решений предшествовал период постепенного ограничения валютных интервенций, в том числе в последнее время объемом в 350 миллионов долларов в день.

Рынок имел возможность постепенно адаптироваться к меньшему вмешательству Центрального банка в курсообразование.

Плавающий курс рубля сейчас особенно необходим: в случае ухудшения внешних условий именно курс принимает на себя основные негативные последствия, тем самым защищая внутренний финансовый рынок и экономику.

Это решение - неотъемлемая часть перехода к политике инфляционного таргетирования: при этом режиме мы рассчитываем на заметное сокращение влияния колебаний курса валюты на инфляцию. В условиях снижения доступа к зарубежному финансированию и неопределенности на рынке энергоносителей низкая инфляция обеспечит сохранность сбережений, создаст предпосылки для развития внутренних инвестиций.

Почему нельзя было зафиксировать курс? Надо понимать, что искусственное сдерживание курса не ликвидирует объективные проблемы, в первую очередь снижение цен на нефть. Удержание курса потребовало бы значительной траты резервов и существенного ограничения рублевой ликвидности, а значит, и гораздо более значительного, чем сейчас, повышения процентных ставок в экономике. Это, в свою очередь, привело бы к сжатию кредитования реального сектора, причем прежде всего в импортозамещающих отраслях.

Кроме того, возникли бы проблемы с ликвидностью на денежном рынке и снизилась бы устойчивость финансовой и банковской системы в целом. И при этом в какой-то момент курс все равно пришлось бы отпустить и сделать это гораздо резче. Таким образом, фактически плавающему курсу нет сейчас эффективной альтернативы.

Вплоть до ноября мы следовали своему правилу валютных интервенций, которое сочетало значительную гибкость курса с возможностью сглаживания колебаний. В результате курс рубля хотя и снизился довольно существенно, но мы продолжали обеспечивать финансовую стабильность.

Это очень важный результат, поскольку в предыдущие годы, когда происходило такое существенное снижение цен на нефть, а вслед за ним и снижение курса рубля, это сопровождалось проблемами на финансовом рынке: дефолты, марджин-коллы, кризисы ликвидности. Сейчас, напротив, денежный и фондовый рынки стабильны, банковский сектор продолжает нормально функционировать. Это говорит о том, что наша финансовая система сейчас гораздо устойчивее, чем в 1998 и 2008 годах, и гораздо лучше готова к значительным колебаниям цен на нефть и другим негативным внешним факторам.

Плавающий курс рубля также позволяет снизить спекулятивное давление на рубль, которое сыграло далеко не последнюю роль в снижении курса в последнее время. Центральный банк, перейдя к плавающему курсу, не отказывается от своего права вмешаться в любой момент для поддержания финансовой стабильности в целом. Мы предупредили игроков о том, что готовы выйти с внезапными интервенциями в случае негативного развития событий. В этих условиях спекулятивные стратегии становятся куда более рискованными. И рынок отреагировал адекватно, и мы считаем, что есть потенциал к укреплению рубля при отсутствии дополнительных внешних негативных факторов.

Я хочу подчеркнуть, что последовательная политика ЦБ очень важна. Происходящие изменения повлияют на развитие российской экономики на ближайшие годы. И это значит, что, реагируя на вызовы сегодняшнего дня, мы должны помнить про важнейшие задачи: обеспечение сохранности заработков и вкладов населения, поддержку импортозамещения, формирование условий для развития финансового сектора и длинных денег в экономике, основным источником которых должны стать отечественные инвесторы. Однако все это становится невозможным без снижения инфляции. Это очень важно понимать.

Перейду к процентной политике Центрального банка.

В ходе обсуждения «Основных направлений...» вопрос о причинах повышения процентных ставок задали все парламентские фракции: и ЛДПР, и КПРФ, и СР, и ЕР, - и я хочу подробнее остановиться на разъяснении нашей политики в этой сфере.

Действительно, в этом году мы подняли процентную ставку в общей сложности на 4 процентных пункта. Принимали эти решения, проводя детальный анализ последствий, и прежде всего влияния на экономический рост. Это непростая задача - обуздать инфляцию и при этом не дестимулировать экономический рост.

Действительно, рост в этом году замедлился. Но какова была бы ситуация в экономике, если бы процентные ставки оставались на уровне 5,5% как это было в начале года?

Мы провели подобные оценки, и они заставляют задуматься. Эффект на экономический рост бы был минимальным в условиях низкой безработицы и высокой загрузки основных фондов, но это бы произошло за счет обесценения валютного курса еще примерно на 10% и роста инфляции к настоящему моменту примерно до 11-12%. Все это негативно сказалось бы на экономическом росте уже в следующем году. Продолжение такой политики спровоцировало бы раскручивание спирали инфляции, что в конечном итоге привело бы к сжатию кредитования и к снижению доверия к финансовой системе в целом.

В сентябре-октябре происходило ухудшение внешних условий: цены на нефть значительно снизились, при этом произошло ужесточение санкций в отношении ряда крупных российских компаний. В этих условиях ослабление рубля наряду с введенными в августе внешнеторговыми ограничениями привело к ускорению роста потребительских цен. Инфляция повысилась до 8,6% в начале ноября, а по продовольственным товарам она еще выше.

Сохранение высоких темпов роста потребительских цен в течение продолжительного времени ведет к повышению инфляционных ожиданий, что создает основу для роста инфляции в будущем. В этих условиях Банк России принял решение о повышении ключевой ставки до 9,5%.

Одним из следствий повышения ключевой ставки является увеличение банковских ставок по депозитам вкладчиков. Обычно в случае роста инфляции и инфляционных ожиданий в России начинается процесс снижения темпа роста рублевых вкладов и перекладывания средств, в том числе в наличную валюту. Вкладчики, как правило, готовы держать депозиты в рублях только в том случае, если процентные ставки покрывают инфляцию. Таким образом, рост ставок стабилизирует ситуацию с притоком депозитов, а значит, с источником финансовых средств для экономики.

Конечно, нас беспокоит доступность кредитов для экономики. В условиях повышенной инфляции и соответствующего роста ставок по кредитам наиболее уязвимыми оказываются предприятия малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства (с уже большой накопленной закредитованностью), проекты создания новых производств в обрабатывающих секторах. Они и в обычных-то условиях не очень кредитовались банками (в силу и недостаточного обеспечения, залогов, и в силу больших рисков в них).

Нужны специальные, прежде всего правительственные программы и инструменты, и Центральный банк не отрицает этого. Более того, мы предлагаем новые инструменты, понимая, что финансовая система на рыночных условиях пока не предлагает длинных денег для финансирования, прежде всего, инвестиций.

Еще в апреле мы приняли решение о предоставлении ликвидности на три года под льготные процентные ставки для инвестиционных проектов. Заключили необходимые соглашения с банками. Кроме того, повышая в последний раз ключевую ставку, мы увеличили льготу по таким проектам с 1 до 1,5 процентного пункта. Так что мы на низком старте. Ждем отобранных правительством проектов. На наш взгляд, на первом этапе особенно важно было бы в качестве приоритетов выбирать именно проекты импортозамещения.

У нас есть действующая программа рефинансирования кредитов на поддержку малого и среднего бизнеса, ресурсы под нее ЦБ предоставляются под 5,5%, но работает она, к сожалению, не очень эффективно. Почти половина ресурсов сейчас не выбирается. Мы запланировали с представителями малых и средних компаний изменить программу, чтобы от нее была бОльшая отдача.

Также есть программа по поддержке несырьевого экспорта через агентство ЭКСАР.

И недавно мы создали специальную рабочую группу, где вместе с депутатами Государственной Думы, правительством, банками будем вырабатывать меры по преодолению стагнации в кредитовании сельского хозяйства.

На поддержку долгосрочному кредитованию направлено введение нами и нового аукционного инструмента - кредитов на 18 месяцев. Введение такого инструмента по минимальной ставке (ключевая плюс 0,25 базисного пункта) по сути эквивалентно снижению процентных ставок на длительные сроки.

Напомню, кстати, что в этом году мы активно развивали кредитование под залог кредитных требований, и его объем увеличился на 1,5 триллиона рублей.

Подчеркну, что только за счет мер политики Банка России проблему развития импортозамещения не решить. Бизнес должен быть готов инвестировать свои средства, а не только заемные. А мы в последнее время видим обратную картину: бизнес выводит свои собственные средства, выплачивая в том числе заблаговременно дивиденды.

Кроме того, нужны меры по повышению мобильности рабочей силы. Процент незанятого трудоспособного населения сейчас небольшой, и дальнейший экономический рост возможен только на фоне увеличения производительности труда и перетока рабочей силы из менее эффективных производств в более эффективные.

Хочу заострить внимание на вопросе об уровне кредитной нагрузки на регионы. Кредиты регионам составляют немалые объемы. Конечно, банки с бОльшим удовольствием дают кредиты регионам вместо того, чтобы кредитовать экономику и заниматься соответствующим риск-менеджментом.

Вовлечение субъектов Федерации в долговую кабалу не несет ничего хорошего ни для них самих, ни для процессов кредитования экономики.

И наконец, о нашей долгосрочной цели - по снижению инфляции до 4%. Я не буду повторяться и говорить о социальном и экономическом значении этой задачи - скажу о тех преимуществах, которые дает новый режим политики инфляционного таргетирования (или целеполагания - по-русски). Этот режим позволяет снизить зависимость экономики от внешних шоков, таких как цены на нефть. Экономический рост, инфляция, бюджет при инфляционном таргетировании и плавающем курсе рубля станут более устойчивыми на фоне колебаний нефтяных цен.

Успешная политика по снижению и обеспечению устойчиво низкой инфляции повышает доверие населения к национальной валюте и в целом к экономической политике государства. А это именно наша конституционная задача - обеспечить устойчивость рубля. И надо перестать мерить эту устойчивость только в иностранных валютах: сколько долларов мы можем купить за рубль. Для людей важнее, сколько товаров можно на него купить. Устойчивость рубля - это прежде всего его покупательная способность, а значит, низкая инфляция.

КПРФ поставила вопрос о том, не следует ли установить цель на уровне 6-6,5% в год, поскольку цель в 4% может оказаться труднодостижимой.

Определение постоянной цели, на наш взгляд, означает предсказуемость политики ЦБ, дает представление не только о тактике его действий, но и о стратегических целях. При этом мы не собираемся любой ценой ее достичь в ближайшее время - мы сдвинули сроки достижения этой цели.

Мы ожидаем, что инфляция по итогам 2015 года снизится до 6,2-6,4%.

Снижению инфляции будут способствовать и исчерпание влияния введенных внешнеторговых ограничений, и стабилизация динамики валютного курса, а также, надеемся, успешная реализация программ импортозамещения, особенно в производстве продовольственных товаров, которые имеют преобладающий вес в структуре инфляции.

Центральный банк учитывает вклад и немонетарных факторов в инфляцию: мы уделяем самое пристальное внимание налоговому режиму, проблеме установления тарифов естественных монополий. Мы уверены, что во взаимодействии с правительством мы сможем добиться достижения инфляции на уровне 4% в трехлетней перспективе.

И в заключение два слова о видении нами дальнейшего развития ситуации.

Я уже говорила о том, что мы подготовили пять сценариев. Такое большое количество связано с большим числом факторов неопределенности. Анализ всех этих сценариев, наши расчеты показывают, что применение Банком России режима таргетирования инфляции и плавающего курса рубля позволит сохранить экономическую, финансовую и ценовую стабильность даже в условиях значительного снижения цен на нефть и создать условия для долгосрочного устойчивого экономического роста.

 

Спасибо большое за внимание.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Какая языковая политика нужна России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 11:15
Органчик в голове
Новый комментарий от monarhist
2020-09-23 11:14
«Напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью»
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 10:22
Рождение русского войска
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:45
Таблетки алчности
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:29
День начался настоящей мистикой
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 05:58