И незаметное событие может стать началом тектонических сдвигов в мировой экономике. Но может быть и "залатано".
НО СПОСОБНЫЙ ВЫЗВАТЬ ГРАНДИОЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
В украинской и в российской прессе недостаточное внимание было уделено важному факту, о котором на днях сообщил пресс-центр правительства и Верховного Совета самопровозглашенной Донецкой народной республики. А между тем, важность этого события не уступает, например, новости о начале «АТО» или о референдуме по независимости ДНР. В информации говорилось, что по итогам заседания совета министров в ДНР создан свой Национальный Банк (НБ).Что означает появление Национального Банка ДНР?
Это, несомненно, будет иметь серьезные политические и экономические последствия - как для Большой Украины (назовем так территорию Украины, на которой не проходит «АТО») и для ДНР. Здесь не совсем понятно, почему Нацбанк создан только в ДНР без ЛНР. Означает ли это отсутствие координации с ЛНР и противоречия между самопровозглашенными республиками или просто процесс требует времени.
Создание Нацбанка ДНР означает достижение более высокой степени самостоятельности, которая теперь может проводить свою валютно-финансовую, налоговую, экономическую политику. Естественно, для этого еще необходимо привести в надлежащее состояние и нормативную базу.
Нужно напомнить, что входит в список основных функций центрального банка:
* эмиссия банкнот и монет;
* проведение денежно-кредитной политики;
* служит расчетным центром банковской системы, предоставляет ей кредиты, в некоторых странах осуществляет надзор за деятельностью банков;
* рефинансирование кредитно-банковских институтов (в том числе с помощью установки ставки рефинансирования, ломбардной ставки и т. п.);
* управление официальными золотовалютными резервами;
* проведение валютной политики;
* регулирование деятельности кредитных институтов;
* банк правительства.
Создание НБ ДНР позволяет сохранить «хорошую мину при плохой игре» для Киева, даст столь желаемую самостоятельность Донбассу, и может быть основой для того самого компромисса, который все еще не найден.
В чем компромисс? И в этом случае можно обратиться к бездонному источнику примеров и прецедентов - бывшей Югославии. Будучи еще в составе Союзной Республики Югославии, Черногория в 1999 году отказалась от национальной валюты для предотвращений последствий гиперинфляции и ввела немецкую марку в качестве неофициального платежного средства с согласия Германии, затем перешла на евро, вместе со всеми членами Европейского валютного Союза. Тем не менее, единое государство формально сохранялось. Более чем на формальное сохранение единого государства в Украине рассчитывать сейчас сложно.
Но для президента Петра Порошенко это мог бы быть выход из крайне затруднительного положения. Он остается президентом, хоть и формально, но единого государства. Это позволит отложить решение сложной проблемы на более поздний период, что в данном случае было бы не уходом от решения, а паузой, в ходе которой все стороны конфликта смогли бы избавиться от лишних эмоций и перейти к политике, основанной на прагматизме. ДНР и ЛНР получили бы реальную возможность для восстановления своих экономик своими силами - ведь их проблемами в Киеве заниматься никто не будет. И все это не противоречит Минским соглашениям, в соответствии с которыми Украина признала за ЛНР и ДНР право на особые отношения с Россией. Киев обязался «принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона», но очевидно, что это мертворожденная программа, на реализацию которой средств нет. Единственная возможность ее выполнить в условиях современной Украины - передать Донбасс с его промышленностью и населением в безраздельное феодальное пользование олигархам с установлением нового крепостного права.
Создание своей финансовой системы Донбассом означало бы то, что Киев снимает с себя головную боль относительно социальных выплат региону, правда при этом Киев окончательно потерял бы возможность претендовать на получение налоговых отчислений в украинский бюджет от предприятий, расположенных на территории Донбасса. К тому же многие предприятия уже разрушены и в обозримом будущем они не интересны как источник налоговых поступлений, но их бывшие труженики все же нуждаются в постоянной материальной поддержке.
ДНР получает возможность (в отличие от Черногории) ввести свою валюту и самостоятельно проводить свою эмиссионную политику. Очевидно, что для ДНР вопрос - вводить свою валюту или российский рубль (по примеру упомянутой выше Черногории) - вопрос политического компромисса. Введение своей валюты было бы вполне компромиссным решением, не слишком ущемляющим самолюбие трезвомыслящих киевских политиков.
В единой Украине Донбасс все равно оставался бы в роли падчерицы и из богатого региона быстро превращается в зону, населенную «козлами отпущения». Если в адрес России можно лишь выдавать тексты с междометиями и гиперболами через украинские СМИ, то Донбасс можно пнуть серьезнее и отыграться за недосягаемость России, и за все, что угодно: гибель военнослужащих ВСУ, инфляцию и безработицу, плохие дороги и депутатов-шизофреников. Все это Киеву позволяют делать мощные рычаги в виде эмиссионного центра, налоговых служб, единого бюджета, на формирование и перераспределение которого Донбасс уже не влияет и влиять не будет.
Создание НБ ДНР может быть важным этапом на пути реализации на Донбассе идеи построения социально-ориентированного государства. Банковская система может изначально строиться на совершенно иных принципах, отличных от общепринятых сегодня - в основе ее может быть не получение прибыли частными банковскими структурами, а обслуживание предприятий народного хозяйства. Это будет означать более дешевые кредиты для промышленности и сельского хозяйства, снижение стоимости ипотечных кредитов. Но все это лишь в том случае, если декларируемая идея не будет возглавлена олигархами - украинского, да и российского происхождения. Именно поэтому Киев может спать спокойно - ДНР вряд ли будет заинтересована во вхождении в состав Российской Федерации на правах субъекта федерации, как было в случае с Крымом.
Для крупного капитала идея создания такого социально ориентированного государственного образования, где во главу угла ставится не получение прибыли финансово-промышленными корпорациями, а удовлетворение интересов населения, несет серьезную угрозу. Угроза в появлении прецедента. И это может стать причиной новых майданов уже на Западной Украине - ведь многие граждане вышли на Майдан именно из-за желания свергнуть власть олигархов. Этот прецедент может не остаться без внимания и в европейских странах и в странах Северной Америки. Успешная реализация данного проекта может вызвать новую мощную волну левых движений. И это не может не вызвать мощного противодействия со стороны Запада, да и со стороны непотопляемой либеральной олигархии России.
А казалось бы - всего-то на всего создание Национального Банка ДНР.
Впрочем, пока что это выглядит не более чем проектом «Нью-Васюки». Все будет зависеть от желания всех сторон нынешнего конфликта найти компромисс. Продолжающиеся и сегодня обстрелы Донецка не могут быть демонстрацией желания компромисса.