Целенаправленное преследование и истребление иностранных журналистов на украинской войне в очередной раз демонстрирует нам тот новый дивный миропорядок, в который мы влетаем с неотвратимостью вырвавшегося из ствола миномётного снаряда. Военкор в нём - непосредственный участник боевых действий, законная цель в понимании противника. Это ещё предстоит осознать и это ещё поменяет все правила работы журналистов в этой и будущих горячих точках.
Журналисты теперь не должны работать так, будто они бессмертны и неуязвимы. Чтобы остаться в живых, нужно приспосабливаться к этим новым правилам. Вместо громоздких видеокамер на штативах и стэндапов в полный рост - компактные, размером с ладонь экшн-камеры и короткие перебежки от укрытия к укрытию. Не будет такой красивой и стабильной картинки? Зритель переживёт. В какой-то степени съёмки от первого лица с камерой, закреплённой на шлеме, гораздо лучше передают атмосферу и погружают в события.
Вопрос этики заслуживает отдельного разговора, но этот разговор уже ничего не изменит - мир назад не откатить. И дело даже не в патологической кровожадности майданных вояк: полагаю, что мир всё равно бы к этому пришёл. Просто информация стала гораздо более сильным и действенным оружием, чем прежде. Потому и журналист, скажем прямо, порой наносит противнику нередко больший урон, чем, допустим, боец инженерных войск или радист. Так почему же он должен быть неприкосновенным?
Не подумайте, что автору гибель журналистов ВГТРК кажется справедливой или заслуженной. Она ужасна и несправедлива, как сама война. Проблема в том, что об изменении правил никто не предупреждает. Правила эти нигде не зафиксированы, а то, что зафиксировано во всевозможных конвенциях - это всё атавизмы прошлых эпох. Забудьте, их больше нет. Надеяться можно только на то, что гибель этих ребят станет сигналом для других и таким образом сохранит жизнь многим. Да и погибли они на поле боя, защищая правду, что хоть капельку, но смягчает боль от утраты. Такова мужская участь - защищать правду, иногда погибая за неё.
Если кого-то ещё коробит от этой некрасивой реальности, вспомните хотя бы ливийскую войну. Вспомните, с какой гуманностью относился Полковник к наводнившим пылающую страну журналистам и какой вседозволенностью они там пользовались. Вспомните, какой вклад они внесли в разгром Ливии, как врали, как показывали всему миру декорации Триполи, выдавая их за взятый бандитами город, чтобы сломить дух оставшихся в строю бойцов. Разве ни у кого тогда не возникало желания всадить очередь по наглой морде, вещающей о зверствах террористов, выдавая их за зверства Каддафи? Лично я себя пару раз на такой мысли ловил...
Нет, старые правила своё отжили. Как это ни печально, но журналист с камерой теперь не отличается от пехотинца с винтовкой. И нужно ещё прикинуть, кто из них способен нанести противнику больший вред. Этот факт руководителям СМИ отправляющим корреспондентов в горячие точки следует немедленно осознать. Чтобы они больше не погибали из-за простого непонимания.