Фото: inpress.ua
Встреча глав тюркоязычных государств в турецком Бодруме 4-5 июня явилась важнейшим шагом на пути к углублению сотрудничества между государствами, родственными в языковом отношении и расположенными сразу в трех регионах Евразии: Юго-Западной Азии, Южном Кавказе и Центральной Азии. Несмотря на то, что скептики этого формата взаимодействия утверждают, что встреча глав тюркских стран не более чем клуб президентов с общими этническими корнями, и никаких серьезных проблем на этой встрече не обсуждается, их оппоненты неизменно возражают им - весь вопрос в том, что считать «серьезными проблемами».
Кроме того, усиление тюркской дуги на международной арене ставит перед рядом аналитиков вопрос: считать ли эту линию сотрудничества конкурентом Евразийскому экономическому союзу, запуск которого намечен на 1 января 2015 года, или ЕАЭС сможет выиграть от сотрудничества с тюркским миром?
Серьезные проблемы интеграции по-тюркски
Говоря о тюркском сотрудничестве, важно понять, что для встреч президентов Турции, Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана всегда было важно не обсуждение абстрактных и несущественных тем, но вопросов, представляющих конкретный интерес с точки зрения получения ощутимых выгод в обозримой перспективе. При этом без ограничения тем и направлений сотрудничества.
В разные годы это были совместные инвестиции, транспорт, на встрече в Бодруме основной темой для обсуждения стал туризм. Тем не менее руководители участвующих в совете государств приняли также Программу создания центров с целью усиления диаспор тюркоязычных стран на международной арене и расширения сферы их влияния, стратегию дальнейшей совместной деятельности в области образования, экономического сотрудничества и решили создать совместное тюркское телевидение.
При этом тема гуманитарного сотрудничества, впервые столь масштабно обсуждавшаяся на саммите, и решение усилить взаимодействие в области работы структур диаспор свидетельствуют о желании всех стран Совета сотрудничества тюркоязычных государств выработать общий ресурс взаимодействия в этом важном направлении для усиления позиции тюркского лобби в США и Западной Европе по нейтрализации рисков и угроз, исходящих от различных политических кругов этих стран. Серьезным интегрирующим гуманитарное пространство всех трех стран проектом может быть и проект создания тюркского телевидения, предложенный лидером Казахстана Назарбаевым.
Туркменский дебют в тюрскском сотрудничествеЕще одной важной темой повестки стала тема транспортировки углеводородов из каспийского бассейна в Европу, в чем заинтересованы как прикаспийские тюркские государства, так и Турция. Однако реализация в полном объеме этого проекта в формате стран-участников сопряжена с вопросами наличия общей договорно-правовой базы. Поэтому на встрече в Бодруме состоялся лишь активный обмен мнениями между участниками по этому вопросу.
Впервые саммит посетил президент Туркменистана Бердымухамедов, находившийся с государственным визитом в Турции. Именно его дебют на саммите стал причиной проведения трехсторонней встречи президентов Азербайджана, Турции и Туркменистана на полях саммита. Правда, следует признать, что во многом тема и характер этой встречи были согласованы во время встречи министров иностранных дел трех стран, проходившей в мае текущего года в Баку. И среди основных тем встречи, помимо транзита газа, значились также вопросы расширения формата взаимодействия трех стран, в том числе за счет гуманитарного сотрудничества. Надо признать, что на фоне украинских событий и проблем с реализацией проекта строительства газопровода «Южный поток» стороны стараются не политизировать этот вопрос и придерживаются строго экономических параметров взаимодействия.
В этой связи весьма понятно усиление мотивации Ашхабада в форсировании западного вектора своей газовой политики, если учесть, что восточное направление усиливается конкуренцией туркменскому газу со стороны России. После заключения договора на поставку российского газа Китаю и вероятного увеличения доли российского газа в китайском экспорте этого вида топлива Ашхабад демонстрирует свою заинтересованность в переделе европейского газового рынка. Весьма кстати может оказаться и решение ЕС взять курс на постепенное сокращение доли российского газа в общей структуре потребления.
Азербайджан в свою очередь неоднократно выражал свою готовность участвовать в решении этого вопроса при наличии интереса туркменской стороны, но к затаенному неудовольствию Запада, Баку никогда не форсировал решение вопроса транспортировки туркменского газа через свою территорию посредством транскаспийского газопровода. Для Азербайджана всегда было важно сохранить политический диалог с Россией в конструктивном русле, не превращая всю эту кампанию в очередное шумное действо по противодействию влиянию Москвы в регионе.
В Вашингтоне до сих пор с пониманием относились к позиции Баку, вместе с тем периодически напоминали, что именно западный потребитель заинтересован в этих проектах, имеющих к тому же политическое значение. Что же касается Турции, то Анкара ничего не теряет, если Туркменистан будет затягивать с вопросом перекачки своего газа европейскому потребителю через ее территорию. Благо, всегда найдется альтернатива в лице иранского, иракского или какого-либо еще газа. Что касается нежелания портить диалог с Москвой, то в этом Турция и Азербайджан едины. Кстати, это еще раз, на этот раз косвенно, было продемонстрировано в Бодруме.
Тюрксий Совет и Евразийский Союз
Еще одним интересным событием, произошедшим на саммите в Бодруме, стало предложение президента Казахстана Назарбаева на брифинге по итогам Четвертого саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств о том, что Турция в будущем может стать ассоциативным членом Евразийского экономического союза.
Это предложение стало причиной широких дискуссий в средствах массовой информации стран-членов СНГ. В то же время предложение Назарбаева Турции сделано не на пустом месте. Так, еще осенью 2013 года премьер Турции Эрдоган заявил, что был бы заинтересован в участии Турции в Шанхайской Организации Сотрудничества и даже Таможенном Союзе. Однако в тот период это заявление было расценено как его попытка продемонстрировать несогласие с политикой США и ЕС по отношению к Турции, которые поддерживали массовые протесты в Стамбуле, их вероятного организатора Фетуллаха Гюлена и прозападную турецкую оппозицию.
В новых условиях, в свете подписания соглашения о ЕАЭС данная тема приобрела новую актуальность. При этом, несмотря на ограниченные возможности участия Турции в ЕАЭС в качестве ассоциированного члена, по причине того, что эта страна состоит в Ассоциативных соглашениях с ЕС, вероятность в будущем включения этой страны, а также, возможно, и Ирана, в конструкцию взаимоотношений в рамках Евразийского экономического Союза заметно повлияет на характер интеграционных процессов в этой части Евразии.
Интересно, что такой подход имеет и своих сторонников в России. Они считают, что Турция будет стремиться в ЕАЭС сугубо по экономическим причинам. И при правильной стратегии в Евразийском Союзе постепенно могут оказаться другие страны, в том числе, возможно, Иран.
Ильгар Велизаде