Ильясов известен крайне жесткой и непримиримой позицией в отношении салафитов, как, впрочем, и все шейхи-суфии региона. Кровь, которая легла между салафитами и суфиями Дагестана в Кадорском районе в конце 90 годов, нападение банд Хаттаба, Басаева на Дагестан и попытка задавить суфиев, не забыта и не забудется еще долгие годы.
Ильяс-хаджи имеет более полутысячи мюридов (учеников и последователей), которые фактически становятся кровниками. Он был имамом мечети «Сафар» в Махачкале, автором немалого количества письменных трудов, значительная часть которых посвящена борьбе с салафитским течением. Поэтому он, безусловно, был целью террористов.
Смысл террористических актов против видных религиозных деятелей в Дагестане носит двоякий характер. Это, конечно, месть в первую очередь. Во вторую - задача подобного теракта состоит в срыве любых попыток стабилизации обстановки. Власть не должна выглядеть сильной, она всегда должна находиться под ударом и готовой на договоренности и уступки - пусть даже мелкие. Цель давления ваххабитов заключается именно в этом - понуждении власти на уступки.
В Поволжье такая тактика в общем и целом работает. Представители радикальных течений и даже откровенные ваххабиты имеют влияние на власть, что выражается в предоставлении им права вести легальную религиозную деятельность, в рядах духовенства постоянно идут разговоры о необходимости диалога представителей разных течений. При этом забывается железобетонное правило - с террористами и радикалами переговоры и диалог не ведут. Нигде и никогда.
Истошный крик в трубку «Шамиль Басаев!» Виктора Степановича можно объяснить тем, что с подобной ситуацией власть полтора десятилетия назад столкнулась первый раз, и не имела соответствующего опыта и психологического настроя. Однако с тех пор прошло полтора десятка лет, и правило о невозможности диалога с террористами должно было отлито в гранитах, мраморах и бронзах памятников их жертв.
Тем не менее, дагестанские ваххабиты пытаются повторить достижения своих коллег с Поволжья и вынудить власть идти на переговоры с ними. Для этого и нужна атмосфера страха, неуверенности, постоянного ожидания удара. Убийства видных религиозных деятелей - очень эффективный метод для достижения подобной цели. И здесь все зависит от несгибаемости позиции властей. Поддастся - количество терактов увеличится кратно. Нет - угроза будет сохраняться на прежнем уровне. Выбора между хорошим и плохим решением здесь, как всегда, нет.
Источник