Владимир Путин подписал документ, определяющий основы политики России в сфере информационной безопасности до 2020 года. В нём отражены основные угрозы, связанные с международной и внутрироссийской киберпреступностью, и первоочередные меры по обеспечению защиты от них.
Комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь КОРОТЧЕНКО.
- Важнейшие аспекты современной политики в сфере информационной безопасности определяются, прежде всего, тем, что мы живём в эпоху, которую именуют «информационной».
Интернет - пожалуй, главный источник утечки секретных и совсекретных сведений. Поэтому одной из основных задач, которая будет стоять (и уже сейчас стоит) и перед ФСБ, и перед Минобороны, станет проведение мониторинга материалов, которые выкладываются в Интернете, в том числе в социальных сетях. Прежде всего - на предмет обнаружения фактов разглашения гостайны, определения конкретных лиц, которые допустили, вольно или невольно, такое разглашение.
Тут, к сожалению, кроется немало проблем. Хотя бы потому, что, скажем, если какой-то отдельный факт сам по себе не представляет опасной для государства утечки, то анализ совокупности подобных фактов иногда позволяет узнать многое. Например, особенности и динамику процесса перевооружения, сроки приведения воинских частей в боевую готовность и прочее. То есть подходить к решению таких проблем придётся уже не с позиций советских «первых отделов», контролировавших сохранность документов в сейфах и осуществлявших какие-то более или менее регулярные проверки - всё это было эффективно в эпоху повсеместного бумажного оборота. Сегодня львиная доля материалов исполняется в электронном виде, и значит, требуются совершенно иные подходы к делу сбережения государственных секретов.
Через призму «дела Сноудена» и целого ряда подобных дел надо пересмотреть варианты обработки материалов на компьютерах, в том числе и защищённых, и это также потребует значительных усилий спецслужб и специальных подразделений.
В структурах Федеральной службы безопасности России уже сейчас существуют подразделения и центры, которые способны в полном объёме решать задачи, поставленные президентом России в сфере информационной безопасности. В определённой мере это касается и МВД, чьи специальные отделы и управления занимаются проблемами киберпреступности в своём сегменте.
ФСБ противостоит киберугрозам, которые формулируются на уровне спецслужб (а иногда и правительств) зарубежных государств и призваны оказывать, мягко говоря, недружественные воздействия на нашу страну. Киберподразделения России обладают достаточным профессионализмом и в полной мере оформлены, так сказать, институционально.
Что касается министерства обороны, то там буквально несколько месяцев назад было принято решение о создании соответствующего командования в структуре Вооружённых сил. Оно находится на этапе становления и развития. Применительно к задачам, которые ставит Генеральный штаб, полагаю, что в самое ближайшее время такие подразделения начнут своё полноценное и полномасштабное функционирование.
С точки зрения потенциала в деле противодействия киберугрозам во всех их проявлениях, на сегодня в России приняты нужные решения и созданы либо создаются требуемые структуры.
Кроме того, сравнительно недавно по указу Владимира Путина головная функция координации всех подразделений, действующих в сфере информационной безопасности, возложена на ФСБ.
В плане государственного подхода к обеспечению национальной безопасности в информационной сфере мы на самом высшем уровне будем стремиться к заключению юридически обязывающих документов - в виде международных договоров, конвенций под эгидой Совета безопасности ООН и т. д. С тем, чтобы кибервойны исключить из арсенала боевых средств государств. То же касается кибершпионажа. Практика, которую реализует, к примеру, Агентство национальной безопасности США, должна быть безусловно осуждена мировым сообществом и как можно скорей пресечена. Нужно сделать американцам конкретное, публичное предложение присоединиться к соответствующим конвенционным документам, подписать их и начинать реализовывать.