Казалось бы, уход с поста госсекретаря США Хиллари Клинтон мог внушить надежды на улучшение российско-американских отношений. Новый госсекретарь Джон Керри внешне больше похож на разумного политика. Первой встречи министра иностранных дел С.Лаврова с Д.Керри в Берлине 26 февраля с.г. ждали с интересом, пытаясь найти в ней хотя бы какие-то признаки перемен. Однако вся новизна свелась к тому, что высокие октавы в выступлениях госсекретаря ушли вместе с Х.Клинтон. Встреча была деловой, спокойной, формально корректной и... традиционно тупиковой... Никакого, даже малейшего прогресса по двум проблемам, вызывающим озабоченность России, - положению в Сирии и развертыванию американской системы ПРО - не наметилось.
Вашингтон упрямо избегает разговора о том, как быть с терроризмом в Сирии. Более того, после встречи Д.Керри с С.Лавровым Белый дом принял решение о прямой помощи Сирийской свободной армии (ССА). Мятежники будут получать «нелетальную помощь» в виде бронежилетов и бронемашин, другой техники, их будут обучать американские инструкторы. Такая «нелетальная помощь» ведет к вполне летальным последствиям. На встрече с С.Лавровым Д.Керри согласился с тем, что «обе страны будут делать все от них зависящее, чтобы создать условия, способствующие скорейшему началу диалога между правительством и оппозицией». И через день объявил о начале легальной военной помощи мятежникам. Это ставка на продолжение войны.
Фактическая поддержка со стороны США терроризма в Сирии неизбежно породит хаос, который американцы надеются сделать «управляемым». Однако Сирия граничит с Израилем. Нужен ли Израилю сосед с экстремистским политическим руководством? Не слишком ли велики риски авторов подобного сценария?
Давно уже назрел созыв конференции заинтересованных сторон, с непременным участием соседей Сирии с целью выработки решений по противодействию террористическим силам в этой стране. Ирак, Турция, Иордания, Ливан и Израиль должны взять на себя обязательства препятствовать потокам террористов, оружия и денег, идущим в Сирию. Спецслужбы этих стран должны фильтровать потоки мигрантов на границах. Должно быть остановлено финансирование этих сил. Спонсоры их хорошо известны. Возможна выработка специальных соглашений по Сирии в рамках международных антитеррористических организаций.
Подключиться к реализации таких соглашений могла бы и РФ, например, путем установления контроля в территориальных водах Сирии силами своих боевых кораблей. Однако Вашингтон упорно не хочет рассматривать проблему под таким углом зрения. Из этого можно сделать только один вывод - США не пугает приход к власти в этой стране радикальных сил. Даже риски для Израиля он готов взять на себя. Ведь в таком случае под боком у шиитского Ирана возникнет укреплённый лагерь враждебных шиизму суннитских экстремистов. Новый режим в любом случае потянется за помощью к США и их союзникам.
Так выглядит образчик американской дипломатии в исполнении нового госсекретаря. Обменявшись дежурными обещаниями и паркетными улыбками с российским министром иностранных дел, объяснив мировой общественности, как глубоко ранит его кризис в Сирии, Джон Керри открыл шлюзы военной помощи мятежникам.
Не сдвинулись с места и позиции сторон по проблеме ПРО. США не хотят давать письменные юридические гарантии о ненаправленности их системы ПРО против России. За вежливыми улыбками Д.Керри - бетонная стена. Судя по позиции Госдепа, американцы уверены, что «ушли в отрыв» в создании ПРО и намерены добиться своих стратегических целей. Система ПРО «Иджис» уже завершает последний этап испытаний и возьмет под контроль все направления возможного российского ответного удара. А надежда российских военных на преодоление американской ПРО - ракета «Ярс», имеющая разделяющуюся боеголовку с маневрирующими блоками, - в настоящее время представлена всего несколькими экземплярами. К тому же в разгонной фазе «Ярс» беззащитен перед ракетами «Иджис».
Уверены американцы и в том, что они далеко обогнали Россию в создании нового оружия первого удара - гиперзвуковых крылатых ракет с радиусом действия в пять тысяч километров и скоростью полета до трёх километров в секунду. Это оружие будет способно за считанные минуты поразить объекты вероятного противника, который даже не успеет принять решение об ответном ударе. При этом речи о ядерном заражении не идет, что также повышает вероятность агрессии. Судя по документам консультативной группы HАТО по космическим исследованиям и разработкам (AGARD), разработка гиперзвуковых ракет идет сразу по нескольким направлениям: для поражения укрепленных (или заглубленных) объектов противника (пусковые шахты), объектов ПВО/ПРО, для завоевания господства в воздухе, для эффективного перехвата баллистических ракет и уничтожения гиперзвуковых средств нападения.
Еще в мае 2010 года США испытали два опытных образца гиперзвуковой крылатой ракеты. Одна из них - Minotaur IV. Как заявляют эксперты, она способна поразить цель в любой точке земного шара менее чем за час.
В 90-е годы в России был свернут проект создания боевых лазеров, способных успешно бороться против ракет "Минотавр". Речь идет о разработках конструктора Волка. Имеющиеся образцы наземного вооружения для отражения ударов гиперзвуковым оружием не годятся. И здесь обязательства США не развивать свою ПРО были бы весьма полезны - ведь угроза возникновения стратегического превосходства НАТО над РФ становится вполне реальной. Однако Д.Керри исключил всякую возможность принятия на себя Соединёнными Штатами таких обязательств.
Эффективным «дипломатическим» ответом на подобную политику может быть только появление у РФ нового оружия, которое всерьез заставило бы американцев умерить нахрап. Российской «оборонке» предстоит поднять разгромленный в 90-е годы комплекс ПВО до современного уровня, что потребует новых разработок военной науки, внутренней реорганизации систем управления, подготовки соответствующих кадров, разработки превосходящих возможности потенциального противника средств поражения и создания с их помощью надежного «зонтика» над всей страной.
В общем, первая встреча С.Лаврова и Д.Керри показала, что американская внешняя политика следует тем же курсом, что и раньше, а её творцы не забивают себе голову заботами о чужих интересах. Речи представителей США о равноправии в международных отношениях, примате прав человека и т.п. уже никем, кроме них самих, всерьез не воспринимаются.
Короче говоря, в Госдепе США без перемен. Мысль «железного канцлера» Бисмарка, высказанная им в адрес англичан, но применимая к англосаксам в целом, не устаревает: «Немецкая дипломатия, - заметил Бисмарк, - при всей ее бездарности, никогда не доверяла англичанам, но без клацанья затвора и это не помогало».