Ныне ушедшие из жизни выдающиеся руководители немецкой социал-демократической партии СДПГ Вилли Брандт и Гельмут Шмидт, наверное, перевернулись бы гробах, узнав, что их партия требует конституционного запрета другой демократической партии «Альтернатива для Германии», будто это преступная организация.
Напомним, что АдГ явилась на свет не в результате антиконституционного путча или дворцового заговора узкой кучки могущественных лиц. История ее зарождения прозрачна и очевидна. Она взяла старт в виде протестов немцев против политики ЕС, которая ослабляла экономику ФРГ и провоцировала приток неконтролируемого числа мигрантов, получающих максимальные социальные преференции.
Эти протесты были восприняты рядом немецких политиков как общественная тенденция, и в 2013 г. в Берлине состоялось учредительное собрание АдГ. Уже через 4 года партия стала третьей по численности на федеральных выборах, а в 2025 г. заняла прочное второе место и выдвинула своего кандидата на пост федерального канцлера (Алис Вайдель). На фоне этого стремительного подъёма СДПГ продолжала опираться на концепцию «социального государства», которая спускает пар вместе с бесповоротным провалом немецкой экономики, страдающей от антироссийского курса правительства.
Соответственно этой концепции богатые должны делиться излишками с бедными под контролем демократически избранного правительства. Но еще в период правления А. Меркель «демократически избранное правительство» отказалось от отстаивания национальных интересов в пользу сколачивания общеевропейских сил «для защиты Украины» и до сих пор стреляет себе в ногу энергетическими санкциями против РФ. Эти действия приводят к провалу экономики, в котором уже не до справедливого «дележа добычи». К тому же в эту беду вложил свою толику президент США Трамп, увеличивший ввозные пошлины на немецкую продукцию, в результате чего германские предприятия стали мигрировать в США при раболепном молчании правительства ФРГ. «Социальное государство» сдувается, а вместе с ним и авторитет СДПГ.
Многим рядовым немцам не нужно было проходить основы политграмоты, чтобы понять суть происходящего, и наиболее серьёзно на это отреагировали те, кто зарабатывает на хлеб насущный собственным трудом: рабочие и инженерно-технический состав германских предприятий. Именно для них сопредседатель АдГ Тино Хруппала в новогоднем обращении к жителям Германии заявил: «Мы отремонтируем и введём в эксплуатацию газопровод „Северный поток“… в случае прихода АдГ к власти». В этих словах нет и тени словоблудия о «социальном государстве», зато они отражают трезвый политический рассудок и привлекают широкую поддержку населения.
От всего этого руководители СДПГ приходят в отчаяние. Они уже упустили второе место в политическом раскладе Германии, которое давало им возможность постоянно входить в правящие коалиции. А участие в правящей коалиции означает теплые места в правительственной вертикали и поддержку со стороны местного бизнеса. Другими словами – условия «цветущего европейского сада» для отдельно взятой партии. Но теперь вся надежда лишь на то, что ХДС/ХСС Германии не захотят сотрудничать с АдГ и попытаются беспричинно держать её вне правящей коалиции. После выборов 2025 г. этот трюк удался, хотя АдГ набрала 20,8 % голосов, а СДПГ, занявшая третье место с 16 %, проникла в правительство через черный ход.
Однако такое не может продолжаться бесконечно долго, поэтому СДПГ стремится устранить соперницу с политического поля любыми средствами, то есть найти причины для ее запрета конституционным судом. Для этого нужно добиться того, чтобы партия была признана экстремистской. В этих целях заработала мощная машина социал-демократических СМИ. Испытанным мастерам перековки общественного сознания, создавшим облик России как бесчеловечного монстра, не стоило труда последовать тем же путем и относительно АдГ. Теперь в немецких СМИ АдГ представляет из себя правопопулистскую, евроскептическую, расистскую, исламофобную, антисемитскую и ксенофобную партию, связанную с такими ультраправыми движениями, как неонацизм и идентаризм.
Итог таков, что «порядочный» законопослушный бюргер Германии не подаст руки активисту АдГ. Следует признать, что к этой партии тянутся и маргинальные группировки Германии, испытывающие неприязнь к мигрантам, особенно из мусульманских стран. Ранее они объединялись движением «Пегида», которое было запрещено в 2024 г., но «привкус остался».
Однако попытки компрометации АдГ не принесли самого главного. Умеренно националистическая и антилиберальная политика партии находит среди рядовых немцев все больше сторонников. К данной ситуации вполне приложима шутка о том, что в битве между телевизором и холодильником выигрывает холодильник.
В качестве последнего средства противники АдГ прибегли к заключению компетентных органов по защите конституции и добились того, что в мае с. г. Федеральное ведомство по охране Конституции ФРГ классифицировало партию «Альтернатива для Германии» как «устоявшуюся экстремистскую организацию». По данным БФФ, «преобладающее в партии понимание народа, основанное на этническом происхождении, несовместимо с базовым свободным демократическим порядком». Например, «Альтернатива для Германии» не считает жителей Германии «с историей миграции из стран с преобладанием мусульман» равноправными членами немецкого народа. Политики партии, как утверждается в заявлении, также постоянно вели агитацию против беженцев и мигрантов.
Классификация партии как «устоявшейся экстремистской организации» снижает барьеры для наблюдения за АдГ с помощью так называемых разведывательных средств. Это позволяет наблюдать за встречами, прослушивать телефоны и вербовать информаторов. Но это всего лишь этап в борьбе с АдГ.
Согласно действующему законодательству, решение о запрете политической партии в Германии принимает конституционный суд по инициативе одной из двух палат федерального парламента или федерального правительства. Теперь началось копошение среди социал-демократов, которые из кожи вон лезут, чтобы избавиться от ненавистного соперника в парламенте. В принятой резолюции СДПГ призвала начать подготовку и сбор материалов для запрета АдГ. Предложение о запрете партии также поддерживают немецкие зелёные.
Но неожиданно раздались голоса немецких политических тяжеловесов в защиту АдГ.
«Попытки запретить "Альтернативу для Германии" в ФРГ обречены». Об этом заявил бывший лидер Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Зигмар Габриэль. «Вместо того чтобы предпринимать новую обреченную на провал попытку запрета политической деятельности АдГ, СДПГ лучше спросить себя, почему сотни тысяч бывших избирателей СДПГ перешли на сторону АдГ», – написал он в письме своим однопартийцам.
Габриэль посоветовал СДПГ разобраться с политическими вопросами, которые массово подталкивают немецких рабочих в сторону АдГ. «Но это требует больше мужества, самоотверженности, изобретательности и упорного труда, чем повторение таких глупых заявлений о запрете», – заключил он.
Канцлер Германии Фридрих Мерц убеждён, что с АдГ необходимо бороться не запретами, а оспариванием ее политической платформы и устранением причин, по которым она набирает популярность. Об этом в понедельник сообщил пресс-секретарь немецкого правительства.
Ранее глава МВД ФРГ Александр Добриндт также скептически высказался по поводу принятой на прошедших выходных съездом Социал-демократической партии Германии (СДПГ) резолюции о запрете АдГ: «Решения, принятые партийным съездом СДПГ, еще не являются приказом для министра внутренних дел».
Позиция правительства продиктована не столько симпатиями к «Альтернативе для Германии». Её не было и нет. Здесь исходят из соображения, что процедура запрета может сыграть на руку АдГ. В этом предположении есть существенный смысл. Трудовые люди Германии (а не покупные блогеры, финансовые спекулянты и политические болтуны) изрядно устали тащить на себе груз ухудшающегося экономического положения, которое, по их мнению, порождено «политикой согнутых коленей перед США» и европейским авантюризмом в украинском кризисе. Кроме того, уже 10 лет, начиная с 2015 года, их гнетет мигрантская проблема, которая также пришла от политики ЕС и ныне становится фактором роста социальной напряженности. В общественном мнении Германии все чаще появляется вопрос: устранить АдГ можно, а дальше что? Как говаривали российские большевики сто лет назад, «запретить партейку можно, только идейки куда девать?»
Судя по боевому настрою СДПГ, ее борьба за место под солнцем будет продолжена. Её руководство не в состоянии осознать, что в условиях радикальной ломки капиталистического мироустройства оно превратилось в отслужившую уходящую натуру. Не исключено, что она добьется запрещения АдГ. Но к чему это приведёт? Заряженная социальной энергией и активная партия, притягивающая к себе четвертую часть населения ФРГ, окажется выброшенной на обочину политической жизни. Иными словами, на бурлящем котле внутренней политики ФРГ закрутят гайки.
Значит, наступит срок, и новое время властно постучится и в двери Германии.