У нас любят заявлять, будто якобы Москва без гастарбайтеров из Средней Азии утонет в грязи, и, мол, работать будет некому.
Чушь собачья, о чем свидетельствуют люди из Минска. И дело вовсе не в авторитаризме Батьки. Просто-напросто политическая воля нужна.
В рамках Дней Минска в Москве в столичном Департаменте труда и занятости населения был проведен круглый стол по обмену опытом с Комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома. По ходу дела гости не оставили камня на камне от известного тезиса, будто без мигрантов и гастарбайтеров любой большой город зарастет мусором и развалится. В Минске мигрантов практически нет и никогда не было, однако город пребывает в чистоте и сохранности.
О том, как достигается этот результат, представители, а вернее представительницы - на семь женщин приходится лишь один мужчина - Минского горисполкома и рассказывали своим московским коллегам. Правда, они сразу же заявили, что непосредственно и напрямую миграцией не занимаются, это дело органов внутренних дел, не переименованной белорусской милиции. Впрочем, и московский департамент находится в таком же положении, взаимодействуя только с Федеральной миграционной службой.
Принципиальная разница в том, что наше ведомство вынуждено, как выразилась сотрудница департамента Наталья Стинчкум, «удерживать бурный поток». Поэтому они, как правило, стараются отбиваться и отказываться от дополнительных групп мигрантов, которых им навязывают сверх квоты другие министерства и ведомства. При этом они обязаны обосновывать, объяснять, мотивировать каждый случай отказа, да на их мотивацию могут и не обратить внимания.
Так - в Москве. В Минске - полный наоборот. Комитет по труду согласовывает, дает добро, так сказать, визирует каждый - каждый! - случай приглашения мигранта из-за пределов Белоруссии. Мимо них, что называется, не проскочишь. Да никто и не пытается. Президент Лукашенко старается всюду насадить жесткую дисциплину и не допускает даже намека на возможность неподконтрольной трудовой миграции, не говоря уж о нелегальной. Никаких квот на иностранную трудовую силу в Белоруссии в целом и в Минске в частности не существует. Каждый раз все рассматривается индивидуально. Наниматель гастарбайтеров, хозяин частной фирмы или менеджер госкомпании, обращается с заявкой в милицию, оттуда документ передают в Комитет по труду и занятости. В комитете заявку тщательно изучают, исходя из ситуации на рынке труда, которую они досконально знают, и дают свои рекомендации. До сих пор не было случая, чтобы к ним не прислушались.
При этом надо заметить, что ситуация на рынке труда в Минске отнюдь не «стерильна», и совсем без мигрантов из-за рубежа обходиться не получается. Положение усложнилось в преддверии чемпионата мира по хоккею, который пройдет в столице Белоруссии в мае 2014 года. Строится очень много спортивных объектов, и собственных рабочих рук не хватает. В связи с этим в прошлом 2012 году в Минске получили разрешение на работу 7 тысяч иностранных граждан, а в этом году - уже 11 тысяч. По сравнению с Москвой, где официальные, легальные потоки мигрантов измеряются сотнями тысяч, а в реальности - миллионами, эти 7 - 11 тысяч - капля в море.
Однако для Минска это очень много. И вовсе не потому, что Минск намного меньше Москвы и трудоспособного населения там 1,1 - 1,4 миллиона человек против московских, как минимум, 7 миллионов. Просто в Белоруссии считают, что иностранцы не должны составлять более 1,5 - 1,6 процента от всех работающих. Превышение этой нормы считается опасным и даже криминогенным.
Напомним, что в Москве мигранты (без нелегалов, не поддающихся учету) составляют 3,2 процента от всех работников, и это соотношение постоянно увеличивается. Если же вернуться к Минску, то председатель Комитета по труду Жанна Романович объяснила российским коллегам, что после того, как все объекты для хоккейного чемпионата будут построены, потребности в зарубежных мигрантах резко снизятся. И белорусская столица вновь превратится в город без мигрантов.
Представители московского Департамента по труду - пять мужчин и семь женщин - слушали минских гостей с печалью и нескрываемой завистью. Руководитель подразделения Александр Кириллин мрачно заметил, что возможностей регулировать миграционные потоки у его сотрудников не слишком много. А ФМС и полиция тем не менее почему-то считает подход «трудовиков» слишком жестким.
Между тем, представители московского ведомства в один голос утверждали, что Москва настолько бурно и динамично развивается, что никак не может обойтись совсем без мигрантов и гастарбайтеров. При этом поминалось расширение города за счет бывших областных районов и, например, строительство метро - куда, между прочим, мигрантов из среднеазиатских республик практически вовсе не приглашают, слишком там сложные технологии.
Так что пример Минска так и останется неким недостижимым объектом, который маячит где-то на грани утопии. Хотя это отнюдь не мечты, а суровая реальность, существующая в братской соседней стране. Но тут поневоле вспоминается старинная русская поговорка: близок локоть, да не укусишь.