В октябре 1970 г. в Ванкувере состоялся благотворительный концерт. Собранные деньги стали финансовой основой для возникновения организации, получившей известность как Greenpeace. За прошедшие годы эта структура превратилась в международную корпорацию с многомиллионным бюджетом
Спецпроект. Часть 1
Само название Greenpeace происходит от имени корабля, на котором в 1971 году группа экологов отправилась к острову Амчитка на Аляске. Там США планировали провести ядерные испытания, против чего выступали активисты. На борту судна тогда были всего 11 экологов. Сегодня в штате Greenpeace несколько тысяч человек, а число сторонников организации в разных странах превышает два с половиной миллиона.
Без преувеличения можно сказать, что Greenpeace - самый известный экологический бренд. Добиться этого удалось благодаря громким, привлекающим максимум внимания акциям. Причем весьма часто эти акции были противозаконными. Именно пренебрежение нормами права зачастую ставят в вину гринписовцам. Комментирует эксперт Российского института стратегических исследований, политолог Владимир Козин:
"Деятельность этой организации не соответствует первоначальным замыслам. Об этом говорят ее бывшие руководители, которые сами осуждают подобного рода действия. Вообще, в последнее время попытки таких акций, которые напоминают пиратство, рейдерство, захваты, перекрытие железнодорожных путей, все это выглядит крайне дурно. Настоящие экологи свою миссию не могут осуществлять в таком варварском стиле. Конечно, экологи нужны и Землю нашу нужно охранять и беречь, но не такими способами".
Впрочем, критикуют Greenpeace и по другой причине. Лозунг рекламной кампании организации звучит следующим образом: "Чтобы вступить в наши ряды, вам необязательно быть с нами". То есть почувствовать себя гринписовцем может даже тот, кто в рискованных акциях по защите, скажем, китов, лично участвовать никогда не будет. Достаточно лишь перевести на счет Greenpeace деньги.
Эта практика себя полностью оправдывает. Так, например, в кризисном 2008 году организации удалось собрать более 196 миллионов евро пожертвований. Но в то же время, с точки зрения наиболее радикальных защитников природы, все это говорит лишь о том, что Greenpeace превратился в обычную международную корпорацию. А первоначальные идеалы для руководства Greenpeace отошли на второй план. В подобном ключе неоднократно высказывался бывший активист организации Пол Уотсон:"К сожалению, сейчас у них вообще нет никакой позиции. Самая главная задача - найти какой-нибудь повод и наделать фотографий. И вот уже пятьдесят миллионов электронных писем с этими снимками гуляют по всему Интернету с единственной целью - привлечь пожертвования. Это все, чего они хотят. Дайте им только повод, и они будут заниматься позёрством.
На самом деле они не думают о том, как изменить мир к лучшему. А нас, основателей Greenpeace, даже не пускают на порог этой организации. Кстати, офис Greenpeace напоминает тот, что у IBM, его стоимость составляет 60 миллионов долларов. Вот на что они тратят деньги. Это кардинально отличается от той цели, ради которой мы создавали Greenpeace. Поэтому я ушел из Greenpeace".
Одним из самых заметных критиков Greenpeace сегодня считается Патрик Мур. А ведь в далеком 1971 году он был одним из его основателей. Однако со временем Мур понял, что организация развивается не так, как должна. "Внезапно я обнаружил, что я - единственный из директоров Greenpeace, имеющий профильное образование и занимающийся наукой. Никто из моих коллег не обладал научной степенью в хоть сколько-нибудь близкой области. Это были политические деятели, какие-то публичные фигуры, экологические карьеристы", - объясняет свою позицию Мур.
По его словам, из-за отсутствия достаточной квалификации гринписовцы тиражируют страшилки, научная обоснованность которых сомнительна. Например, в экспертном сообществе нет единого мнения не только о причинах глобального потепления, но и о том, имеет ли оно на самом деле место. Тем не менее Greenpeace активно использует глобальное потепление как жупел. Такой подход является не чем иным, как "информационным терроризмом", считает Мур. Задача экологов - бороться с реальными, а не мнимыми угрозами.