Президентом Грузии избран кандидат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили. Лидером Грузии, тем более, после этих выборов остается Бидзина Иванишвили, ибо Маргвелашвили - его кандидат, и это в значительной степени именно победа Иванишвили. На этих выборах борьба велась не между Маргвелашвили, Бакрадзе и другими кандидатами. Это было своего рода голосование за доверие к правительству и «Грузинской мечте» - объединению, которое позволило оппозиции прийти к власти при действующем на тот момент президенте Саакашвили. И, собственно говоря, это было голосование за курс Саакашвили или за курс Иванишвили, ибо две фигуры определяют (или определяли до этих выборов) сегодняшний политический ландшафт Грузии.
Президент Михаил Саакашвили уходит, кончается период, смахивавший на
двоевластие, которое возникло в силу прихода правительства Иванишвили
при действующем Саакашвили с уже ослабленными полномочиями. Сейчас
полномочия президента еще более сократятся. Вступают в силу изменения,
принятые в Конституции. Дальнейшая ответственность в целом будет
ложиться на правительство, которое возглавляет Иванишвили. Но он уже
заявил о том, что собирается до Нового года покинуть свой пост.
Политических поводов к этому - нет. И можно задать вопрос, почему он
принимает такое решение и будет ли оно реализовано?
Новый глава правительства и ныне избранный президент на ближайшее
время вместе будут отвечать за грузинскую политику, в том числе и за
развитие грузино-российских отношений. Конечно, окончание «эры
Саакашвили» - благоприятный фон для того, чтобы их нормализовать.
Лично я сдержанно отношусь к перспективам, как в таких случаях у нас
говорят - «дружбы, сотрудничества и партнерства» с Грузией. Много воды
утекло с тех пор, как мы вместе сидели за одними столами в советские
годы, и вряд ли это время вернется в чистом виде.
То, что отношения могут быть нормализованы, например, восстановлены
посольства в наших странах, вполне возможно. Правда, для того, чтобы это
произошло, Грузии придется выйти из того тупика в грузино-российских
отношениях, в который она сама себя загнала. Как известно,
дипломатические отношения были прекращены, так как Грузия не приемлет
нахождения российских военнослужащих на "оккупированной территории" и
вообще независимости Абхазии и Южной Осетии. Этот вопрос является
ключевым в российско-грузинских отношениях. Если Грузия будет настаивать
на своей правоте, то, естественно, большого развития наши отношения не
получат.
С другой стороны, экономические связи, которые не прерывались даже в
годы Саакашвили, будут постепенно восстанавливаться и приобретать новое
звучание.
Очень сдержанный оптимизм по поводу возможностей развития
российско-грузинских отношений есть. Во всяком случае теперь этому не
будет мешать Саакашвили. Но, повторюсь, есть определенные пределы,
связанные с грузинским истеблишментом, с отношением к независимости
Абхазии и Южной Осетии. Они их не признают и считают "оккупированными
территориями". Собственно говоря, до тех пор, пока развитие
российско-грузинских отношений будут связывать с отказом России от
признания Абхазии и Южной Осетии, что невозможно - наши отношения
будут буксовать. В Грузии, если она хочет развиваться нормально, а не с
синдромом утраченных территории, должен прийти кто-то похожий на де
Голля, который сумел отказаться от Алжира и закрыл эру французского
колониализма.
Может бы не сейчас, но в какой-нибудь перспективе в грузинской
политической элите появятся люди, которые в состоянии понять, что
распинать свой собственный народ на идее реванша просто
неконструктивно. И тогда началось бы постепенное возвращение прежних
отношений между Россией и Грузией. А пока речь может идти об экономике, о
нормализации, но вряд ли о переориентации линии Грузии, которая была
задана предшественниками нынешнего избранного президента, и не только
Михаилом Саакашвили, но и Эдуардом Шеварднадзе.