Президент Белоруссии выступил на конгрессе русской прессы
В основу белорусской модели развития положены ценности русской цивилизации, заявил вчера в Минске Александр Лукашенко, выступая на XV Всемирном конгрессе русской прессы.
«Русский язык создал великую русскую культуру, которая также является достоянием многих народов и к которой, если брать понятие русской культуры и русской цивилизации в самом широком смысле этого слова, относимся все мы. Русская цивилизация, русский мир дали человечеству не только величайшие культурные достижения, но и особые духовные ценности. Именно эти ценности положены нами в основу нашей государственности и того, что принято называть белорусской моделью развития», - приводит слова президента Белоруссии его официальный сайт.
«Солидарность и справедливость - вот два ключевых слова, которыми можно было бы описать принципы, нами исповедуемые. Это те принципы, которые завещала миру великая русская литература, - продолжал Лукашенко. - Мы в Беларуси не смогли и не захотели взять на вооружение рационалистические заповеди индивидуализма, воплощенные в философии свободного рынка, согласно которой выживает сильнейший. Доброта, уважение к человеку, помощь слабому - высшие христианские идеалы, которыми всегда вдохновлялась русская цивилизация. Именно они составляют основу белорусской социально-экономической модели.
В свое время мы отказались от радикальных реформ, потому что они катком прошлись бы по судьбам сотен тысяч людей. И принцип солидарности, взаимовыручки, когда все общество не только радуется успехам сильного, но и поддерживает слабого, защищает неимущего, положен нами в основу социальной политики.
Точно так же для нас исключительно важен принцип справедливости. Мы никогда не выступали за равенство в бедности. Но для нас лишь то богатство оправданно и лишь та собственность свята, которые приобретены честным трудом, личным старанием и талантом, а не слепым стечением обстоятельств или вообще противозаконным жульничеством и разбоем.
В Беларуси вы не найдете кричащей пропасти между богатыми и бедными, так же как не найдете собственности, украденной у народа. Мы для себя четко определили: экономическая система, основанная на первородном обмане, не может быть устойчивой. Тот, кто получил богатства, не заработав их, не сумеет по-настоящему ими распорядиться. Лишь та собственность эффективна, которая создана собственным трудом и талантом.
Полное изгнание моральных, нравственных принципов из экономики оборачивается против самой экономической системы, постепенно превращая ее в паразитическую и неэффективную.
В этом состоит значительное отличие нашего белорусского пути. Однако именно в этом - его сходство и родство с подлинными духовными ценностями русского мира и русской цивилизации (в широком смысле этого слова), к которым все мы с вами принадлежим», - отметил Лукашенко.
И в этих словах уже отчетливо прозвучала заявка Лукашенко и возглавляемой им Белоруссии на лидерство во всем Русском мире, во всей Русской цивилизации. Насколько вообще обоснована такая претензия со стороны маленькой по мировым меркам страны, окруженной двумя огромными «монстрами» - Россией и Европой? И неужели сама Россия уже перестала служить маяком для остального Русского мира?
А возразить-то, оказывается, Александру Григорьевичу нам, «россиянам», особо и нечем. Разве может российская социально-экономическая модель похвастаться белорусской солидарностью и справедливостью? И разве не российскую модель имел в первую очередь в виду Лукашенко, когда говорил о том, что «полное изгнание моральных, нравственных принципов из экономики оборачивается против самой экономической системы, постепенно превращая ее в паразитическую и неэффективную»? Неужели «россияне» сейчас сами не видят, в какой тупик завел экономику, да и всю нашу огромную страну проводимый нашими властями на протяжении уже двух с лишним десятилетий либеральный курс? Того и гляди грянет такой кризис, по сравнению с которым сложенные вместе август 1998-го и осень 2008-го покажутся мелким недоразумением.
И все же Александр Григорьевич явно лукавит, выставляя белорусскую модель неким светочем Русской цивилизации. И подтверждений тому, к сожалению, немало.
Так уж совпало, что в тот самый день, когда Лукашенко вещал с трибуны Всемирного конгресса русской прессы об особой приверженности белорусской модели ценностям Русской цивилизации, Управление культуры Мингорисполкома отказало местной общественности в просьбе восстановить в Минске памятник российскому императору Александру II. Об этом сообщило ИА REGNUM. Эту информацию можно было бы и пропустить мимо, если учесть, что в самой России к фигуре Александра II испытывает безусловный пиетет разве лишь либеральная общественность.
Но дело, во-первых, в том, что памятник Александру II в Минске был сооружен в 1901 году на добровольно собранные народом деньги, то есть в соответствии с истинно народной инициативой, а не по указанию каких-то «колонизаторов» из Петербурга или Москвы. К тому же именно Александр II даровал белорусскому крестьянству свободу от польских помещиков в 1861 году, а также защитил белорусов во время польского восстания 1863 года, когда от рук поляков погибли многие белорусские крестьяне, мещане и православные священники. Подтверждением особого почтения белорусов к императору Александру II является исторический факт, что на территории белорусских губерний крестьянство широко отмечало праздник «Освобождения», приходившийся на 1 мая, которому только после 1917 года (тогда же памятник и был демонтирован) был придан иной смысл.
Но и этими обстоятельствами подозрение в русофобской подоплеке данного решения Мингорисполкома не исчерпывается. Дело в том, напоминает агентство, что в настоящее время общественность Витебска продолжает борьбу за установление в городе памятников Александру Невскому и княгине Ольге. И уж тут-то к реноме этих великих деятелей Русской цивилизации вопросов вроде бы возникнуть не должно. Ан нет: власти Витебска отказались устанавливать данные памятники. Зато решили установить ко Дню города напротив православного храма памятник литовскому князю Ольгерду, известному завоевательными походами на Москву и неоднозначным отношением к православию. Представители витебской общественности опубликовали два открытых письма Александру Лукашенко - 13 мая и 7 июня, обращая внимание на то, что «что попытки героизации подобных деятелей могут привести только к расколу общества, духовному и морально-политическому разделению народа Белоруссии», а также на то, что установление памятника Ольгерду «служит одной конкретной цели: вбить клин между братскими народами Беларуси, России и Украины, разделить сложившееся веками культурно-историческое пространство, разорвать духовные связи». Но ответа не получили.
По еще одному «совпадению», напоминает ИА REGNUM, 12 июня, то есть в День России, по иску Главного управления юстиции Мингорисполкома была ликвидирована старейшая организация российских соотечественников в Белоруссии - Минское общество русской культуры «Русь», основанное в 1992 году и объединявшее представителей русской интеллигенции Белоруссии. При этом ликвидация МОРК «Русь» осталась почти незамеченной изданиями, представители которых прибыли на XV Всемирный конгресс русской прессы в столицу Белоруссии.
Подводя итоги развития социально-экономических и идеологических процессов в Белоруссии в 2012 году, то же агентство REGNUM отмечало, что власти Белоруссии взяли курс на дерусификацию и переоценку важнейших исторических событий. Тот самый ревизионизм, о недопущении которого неоднократно заявляли в Минске представители РФ, был продемонстрирован в Белоруссии отношением к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. В оппозиционной прессе с начала года было размещено несколько десятков публикаций, в которых делался акцент на «российской оккупации» и позитивных перспективах для белорусов в связи с вторжением войск Наполеона Бонапарта. Заметки, статьи и монографии откровенно русофобского характера об Отечественной войне 1812 года наряду с замалчиванием темы юбилея государственной прессой и отказом от термина «Отечественная война 1812 года» в официальной историографии были восприняты рядом экспертов как проявление скоординированного плана действий.
Попытку выяснить, так ли все на самом деле, предприняли участники международной конференции «Отечественные войны Святой Руси», посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года и роли Православной церкви во всех оборонительных войнах Русской цивилизации (22 июня, г. Брест). От имени участников конференции были направлены письма в «официальные инстанции», в частности, руководству Национальной Академии наук Белоруссии, с предложением вернуть в учебные программы термин «Отечественная война 1812 года». Из Института истории НАН РБ 26 июля был получен отрицательный ответ. Институт истории НАН Белоруссии пришел к выводу, что использование термина «Отечественная война 1812 года» представляется необоснованным в официальной белорусской историографии. Документ подписал замдиректора данного института Марат Жилинский.
Представительство Россотрудничества в Белоруссии попыталось провести свои научные мероприятия, посвященные юбилею Отечественной войны 1812 года. Спустя месяц после конференции в Бресте, 25-27 июля в Могилеве усилиями российских чиновников, при личном участии главы представительства Виктора Малашенко, была организована и проведена конференция «Отечественная война 1812 года в судьбах народов России и Беларуси». По отзывам участников конференции, российские дипломаты произносили пафосные речи, но на научном мероприятии проиграли ревизионистам, представленным вузовской и академической профессурой.
Позже, 23 ноября, в Белорусском госуниверситете состоялась международная конференция «Война 1812 года и Беларусь», в которой принял участие посол России в Белоруссии Александр Суриков. В своем выступлении на пленарном заседании российский дипломат охарактеризовал войну 1812 года как Отечественную и указал на неправомерность ревизии ее характера. Вслед за Суриковым выступили российские и белорусские ученые с обоснованиями прямо противоположной точки зрения. В итоге ревизионизм восторжествовал и на этом мероприятии, которое формально закончилось 24 ноября в Борисовском районе, где официальные лица Белоруссии и Франции воздали почести наполеоновским солдатам, погибшим при переправе через Березину во время «войны 1812 года».
Почему российские чиновники не посчитали нужным уделить должное внимание 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года в Белоруссии, будучи информированными о состоянии дел в гуманитарной сфере союзной республики до юбилейного года, - вопрос, который требует отдельного обстоятельного рассмотрения, отмечает агентство. По итогам 2012 года очевидно: в Белоруссии восторжествовал ревизионизм, и российские дипломаты, несмотря на личное участие в ряде мероприятий и даже в их организации, не смогли принять эффективных контрмер.
В 2012 году в Белоруссии продолжилась и «мягкая белорусизация». Так, была продолжена работа по переводу названий населенных пунктов с русского языка на белорусский, причем с транслитерацией на латинице в соответствии с принятым 11 июня 2007 года постановлением Госкомимущества Белоруссии «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по транслитерации географических названий Республики Беларусь буквами латинского алфавита». Постановление было принято с участием Академии наук, Минкультуры, МИД и МВД без общественного обсуждения. Юристами структур Союзного государства Белоруссии и России правовая экспертиза данного документа также не проводилась. Кроме того, в 2012 году Минобразования совместно с Минкультуры «и другими заинтересованными» обсуждали перевод обучения в одном из вузов республики полностью на белорусский язык, а также изучения как минимум двух предметов в школе исключительно на белорусском языке (кроме школ для нацменьшинств, среди которых нет русских).
2012 год был непростым в государственно-церковных отношениях, продолжает агентство в своем обзоре. 20 февраля Александр Лукашенко напомнил послу Ватикана в Минске архиепископу Клаудио Гуджеротти о том, что конкордат с Римско-католической церковью готов к рассмотрению и подписанию. Конкордат (от лат. concordatum - соглашение) - в международном праве специальный договор между правительством какого-либо государства и папой римским как главой католической церкви, определяющий взаимоотношения государства и католической церкви в данной стране.
Позже, 9 апреля, Лукашенко, принимая в своей президентской администрации посла Суверенного военного Мальтийского ордена в Белоруссии Пауля Фридриха фон Фурхерра, заявил: «Конечно, мы, скажу вам откровенно, рассчитывали на большее в сотрудничестве с католической церковью. Мы считаем, что католическая церковь явно недорабатывает в налаживании отношений между белорусами и Западной Европой». Заявление руководителя республики было принято во внимание, и на следующий день, 10 апреля, Лукашенко встретился с Гуджеротти, которому сообщил о том, что «мы всегда рассчитывали на активную поддержку и помощь католической церкви», и заявил: «Я думаю, что недалек тот день, когда и папа римский сможет встретиться в Белоруссии со своими приверженцами. Мы будем рады видеть его. Мы в этом направлении должны работать и с нашим патриархом. Мы ведем эту работу. Думаю, мы здесь можем выстроить хорошие схемы и провести хорошие мероприятия, которые послужат укреплению не только католичества, но и всей паствы - и православной, и католической, и других, - на территории Белоруссии».
Ранее Лукашенко неоднократно приглашал Бенедикта XVI нанести визит в Белоруссию и в 2012 году подтверждал свою готовность видеть главу РКЦ на канонической территории РПЦ. Однако вместо римского понтифика в октябре нанес визит в Белоруссию глава РПЦ Патриарх Кирилл: он встретился с клириками Белорусской православной церкви и Александром Лукашенко, получив белорусский орден Дружбы народов, напоминает агентство в своем обзоре.
«Безусловно, предстоящий визит папы и конкордат - серьезные уступки Ватикану и католикам со стороны белорусского руководства, - отмечал белорусский автор «Фонда стратегической культуры» Андрей Геращенко. - Не может не настораживать тот факт, что с изменением белорусской политики от приоритетной поддержки православия к поддержке многоконфессиональности изменится и общественная ситуация в республике. Однажды сделанные Ватикану и Мальтийскому ордену уступки будут иметь далеко идущие последствия. В Белоруссии уже сейчас установлено множество памятников Иоанну Павлу II. К слову, единственный памятник Алексию II (в Минске) еще только предполагается установить. Впрочем, здесь уместно сказать и о том, что подобная мода почему-то пришла даже в Москву: 18 октября 2011 года памятник Иоанну Павлу II открыт в российской столице возле Российской библиотеки зарубежной литературы - «по инициативе московской интеллигенции», оказывается. Уж не из состава ли тех, кто ранее фигурировал в СМИ в разное время в качестве рыцарей Мальтийского ордена и кто причастен к развалу СССР? Теперь и нам в Белоруссии трудно что-то возразить по этому поводу, если «даже в Москве понимают важность таких поступков», - отмечает Геращенко.
И эта меткая ремарка белорусского автора, как это ни печально, отчетливо высвечивает, почему современная Россия морально уже не может опровергнуть притязания того же Александра Григорьевича на «пальму первенства» в Русском мире. Пусть Лукашенко заигрывает с папой римским, пусть проводит «белорусизацию» вкупе с транслитерацией на латиницу, пусть героизирует литовских «рыцарей» и польских землевладельцев - все равно возглавляемая им Белоруссия имеет явно не меньше прав претендовать на идеологически-духовное лидерство в Русском мире, чем та же современная Россия.