На съезде ОНФ внесут изменения в устав: вступление будет строго индивидуальным, и его закрепят юридически
Путин решил перезаключить пакт о лояльности с элитами" title="ОНФ становится новым игроком: Путин решил перезаключить пакт о лояльности с элитами" width="105" height="75" align="left" />
11-12 июня состоится учредительный съезд "Общероссийского народного фронта", где будет решен вопрос о процедуре вступления в ОНФ. Теперь вступать в движение смогут только отдельные граждане, а не как было раньше - целые организации. Если раньше вступление в Народный фронт не было закреплено юридически, то сейчас частные лица, вступающие в ОНФ, должны будут подписать соответствующие документы. С чем связаны такие изменения в уставе надпартийной структуры, рассказал в интервью корреспонденту Накануне.RU политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
Вопрос: Павел Борисович, "Общероссийский народный фронт" разрешит вступление в движение только частным лицам. К чему такие условия?
Павел Салин: Я думаю, несмотря на то, что это слух, судя по изданию, через которое он сброшен, судя по той аргументации, - он действительно имеет под собой основания, потому что власть сейчас, Путин после прихода на третий срок, он ставит перед собой целью перезаключение нового пакта о лояльности с элитами. Элементом перезаключения такого пакта как раз станет вступление в индивидуальном порядке в Народный фронт, чтобы никто не мог сказать "я колебался, но, следуя линии партии, вступил вместе с несколькими десятками человек - за меня решили".
Каждый представитель элиты, а туда будут входить представители элиты,
в основном (несмотря на то, что многие из них будут представлять людей
труда и простонародное сословие), каждый из них в индивидуальном порядке
будет принимать решение, в индивидуальном порядке будет подписывать
присягу на верность и отвечать по этой присяге.
Вопрос: Раньше в ОНФ вступали неформально, вроде как, номинально сказали "мы присоединились" - и все. Теперь все по-серьезному?
Павел Салин: Что касается формализации - то да, естественно, после формализации это произойдет, но это и ожидалось. Другое дело, что каждый будет нести ответственность, каждый лично будет брать на себя обязательство и лично нести ответственность за нарушения этих обязательств, и именно в этом состоит смысл перезаключения пакта о лояльности между главой государства и представителями элит.
Вопрос: Юридически закрепится вступление, но вот что касается задач и функций - они до сих пор несколько неопределенные?
Павел Салин: Действительно, они, скажем, неопределенные, и я, кстати, не уверен, что они станут более определенными. Потому что Путина интересует ОНФ не столько как механизм для штамповки законов, как "Единая Россия", а сколько как площадка для коммуникации между главой государства и различными профессиональными, социальными и прочими группами, и как площадка для обнародования заявлений. То есть, в принципе, ОНФ пока как четкая политическая структура с определенными функциями, допустим, завоевания большинства в парламенте - Путина не интересует.
Вопрос: Вот из "неформальной площадки" общения станет ли ОНФ партией в противовес "Единой России"?
Павел Салин: Это сложный вопрос, у меня такое ощущение, что у Путина есть стремление зафиксировать статус-кво, то есть, когда существует конкуренция между "Единой Россией" и Народным фронтом, и, во-вторых, есть "Единая Россия", которая как институт его вполне устраивает, как институт штамповки законов. И Народный фронт - это размытая площадка, которая позволяет ему апеллировать к более широкой аудитории, нежели электорат "Единой России". Но есть два комплекса факторов: первый - это даже комплекс субъективных факторов. Есть группы в элите, которые работают с одной стороны на продвижение интересов Народного фронта, другая часть элитных групп сосредоточена на сохранение "Единой России" - это субъективные факторы. И есть комплекс объективных факторов: это снижение рейтинга власти, и в первую очередь, всех институтов власти, рейтинга "Единой России", который работает против сохранения статус-кво.
Вопрос: То есть "Единая Россия", по вашему мнению, вполне устраивает Путина? Но все же, он как-то дистанцируется от нее, и у него сейчас нет никакой партии в фаворитах, место вакантно?
Павел Салин: Отделение Путина от "Единой России" давно произошло, вот я и говорю, что именно ему интересен Народный фронт как площадка, на которой он может апеллировать к аудитории более широкой, чем электорат "Единой России". Если Народный Фронт превратится в партию, то это сужает пространство для маневра Путина, потому что у партии, у любой партии неизбежно рейтинг рано или поздно начнет снижаться, как это происходит с единой Россией. А Народный Фронт - это такая неопределенная площадка, у которой и рейтинг никто не высчитывает, и если формат себя исчерпает, он может без лишних слухов просто оттолкнуть от себя эту площадку, с партией будет сложнее. Потому что когда Путин приходил в партию и дистанцировался от нее, это порождало определенную волну слухов и домыслов.
Вопрос: Говорят, что ОНФ - такая своеобразная структура, новый формат - это способ обновления власти. Не станет ли у нас таким образом в результате обновления меньше профессиональных политиков?
Павел Салин: Та система, которая профессионально и последовательно выстраивалась у нас в стране, сейчас начинает ужесточаться. Она предусматривает, что профессиональный политик де-факто признанный - это Путин, и не важно, занимает он пост премьера или президента, а остальные - они всего лишь функционеры, так что меньше их точно не станет. Меньше одного может быть только ноль.
Вопрос: И ОНФ, по сути, должен строить диалог между разными социальными группами и друг с другом через фигуру Путина?
Павел Салин: Нет, нет - ОНФ не строит диалог внутри участников, диалог строит сам Путин. ОНФ - это институт вертикальной коммуникации, с различными сословиями. Есть национальный лидер, и он отдельно общается с казачеством, с учителями, с силовиками и бюджетниками - коммуницировать между собой им категорический запрещено, неформально, конечно. Они должны коммуницировать между собой, но только при посредничестве Путина. В этом суть структуры, которая сейчас выстраивается.
Вопрос: Прогнозируют, что после съезда будет переворот в региональной политике. Стоит ли ожидать?
Павел Салин: Во-первых, что касается региональной политики, то у нас уже давно этот ползучий переворот происходит последние два-три года, когда на регионы спихивается очень много обязательств и почти нисколько денег. То есть "переворот" продолжается вяло и непоследовательно, и будет продолжаться - нас ждет переворот в кавказской политике, судя по аресту мэра (Махачкалы), но это произойдет не после съезда Народного фронта, скорей всего, это будет происходить после сочинской Олимпиады. То есть каких-либо радикальных изменений в региональной политике именно по итогам съезда Народного фронта я не ожидаю. Могут появиться новые лица на федеральном уровне, которые как раз будут привлечены из регионов, потому что ОНФ как раз есть специальный вертикальный канал социальной мобильности. Но это будет носить точечный характер, хотя СМИ это распропагандируют как появление совершенно нового канала вертикальной мобильности.
Вопрос: ОНФ вообще имеет сейчас политический вес?
Павел Салин: ОНФ имеет такой же вес, как "ЕР", все зависит от Путина. У нас такая модель, когда источник легитимности только один - это президент, и он проецирует эту легитимность на кого захочет. На назначенного губернатора, на "ЕР", на ОНФ. И к ОНФ он относится инструментально - есть инструменты для политического лавирования, пиаровско-социальный инструмент - ОНФ и так далее. И он заинтересован в существовании Народного фронта.