Руководство России наконец-то четко сформулировало, на что может рассчитывать Украина на переговорах и по газовой проблематике, и по присоединению на «особых» условиях к Таможенному союзу. Отвечая вчера на вопросы европейских СМИ, премьер Дмитрий Медведев, надо признать, положил конец многим спекуляциям по поводу «уступчивости» Москвы, которые гуляют последнее время в медийном поле.
Газовый ультиматум Киеву
«Газовый консорциум между Россией и Украиной может быть создан только при условии выхода Украины из целого ряда соответствующих институтов, включая договор о присоединении к Энергетическому союзу», - сразу расставил точки над «i» премьер.
«Что же касается темы консорциума (по управлению украинской ГТС. - Прим. KM.RU), - продолжил он, - то здесь, мне кажется, сами украинцы должны понять, что им надо. Если им этот консорциум нужен двусторонний, трехсторонний, они должны нас заинтересовать в том, чтобы мы в нем участвовали. Для нас сейчас это не то, что принято характеризовать коротким словом «must». Это вовсе не то, к чему мы немедленно стремимся, но если будут интересные идеи о том, как работать, если мы почувствуем, что нас в этом смысле рассматривают как полноценных долгосрочных партнеров, мы, конечно, с нашими украинскими партнерами этот разговор продолжим».
То, что создание консорциума не является сейчас для России обязанностью, Медведев объяснил просто и доходчиво: «После ввода в строй и выхода на полную мощность «Северного потока», что произошло в прошлом году, после начала строительства «Южного потока», что также началось в прошлом году, имея в виду другие перспективы развития наших газовых отношений с Европой, наверное, сейчас эта тема не столь актуальна, как была несколько лет назад». Но при этом, добавил Медведев, «мы все равно, естественно, готовы обсуждать с нашими украинскими партнерами любые интегральные вопросы».
«У меня на эту тему относительно недавно был разговор с украинским премьером и с соответствующим профильным вице-премьером, - продолжал Медведев. - Естественно, этот разговор продолжается и на президентском уровне: не так давно президент Янукович приезжал к нам. Но еще раз говорю: это предложение должно быть интересным», - подчеркнул российский премьер. «А в каком случае оно будет интересным? Только в том случае, если мы будем понимать, что наши интересы, в данном случае интересы «Газпрома» и интересы государства в целом, гарантированы. А когда они могут быть гарантированы? Когда мы не попадем в ситуацию, при которой нас при определенных событиях просто выставят из этого консорциума или признают его несоответствующим тем или иным, например, европейским правилам, или, условно, договору, который оформляет отношения с Энергетической хартией. Так вот, поэтому альянс между Россией и Украиной в этом случае может быть только при условии выхода Украины из целого ряда соответствующих институтов, включая договор о присоединении к Энергетическому союзу, если, еще раз подчеркиваю, это Украине интересно», - пояснил премьер.
«Неинтересно? - продолжал он. - Пожалуйста. Значит, мы будем развиваться своим путем, а Украина может оставаться в любых международных соглашениях, это - ее суверенное право. Но если мы о чем-то договариваемся, мы должны обеспечить свои интересы. Переговоры на эту тему продолжаются, наши украинские коллеги периодически посылают нам сигналы, но дальше этих сигналов пока процесс не идет. Поживем - увидим», - резюмировал Медведев.
Напомним, на днях близкая к правящей на Украине Партии регионов газета «Сегодня» со ссылкой на свои источники сообщила (причем как уже о решенном деле), что Россия и Украина договорились создать газотранспортный консорциум «на двоих». А другое украинское издание, «Зеркало недели», написало о том, что между Москвой и Киевом достигнута договоренность об ассоциированном членстве Украины в ТС. После этого украинский премьер Николай Азаров, немало вдохновившись такой «договоренностью», и вовсе заявил о том, что Украина добивается статуса наблюдателя в ТС, рассчитывая при этом, что Таможенный союз не будет применять к ней меры защиты своего рынка, которые он применяет к другим странам. Однако Дмитрий Медведев вчера ясно дал понять, что притязания Украины такого рода беспочвенны.
Украине в статусе наблюдателя дадут только «нюхать воздух»
«Россия, конечно, рада будет видеть Украину в Таможенном союзе», - сказал Медведев. «Сейчас мы формируем как раз подходы к членству в Таможенном союзе и в Евразийском экономическом союзе; там будет полноценное членство и статус наблюдателя, скорее всего, так, как и в других международных интеграционных объединениях», - рассказал российский премьер. Но, отвечая на вопрос о том, может ли страна-наблюдатель влиять на принятие решений в Таможенном союзе, Дмитрий Медведев отрезал: «Конечно, нет. Он же наблюдатель! Мы будем очень уважительно относиться к его позиции, естественно, ее анализировать, но наблюдатель не участвует в голосовании, и у наблюдателя нет никаких специфических прав, которые есть у участников Евразийского экономического союза или же, например, участников Европейского союза. Там тоже есть всякие различные институты - ассоциированные, неассоциированные, - но в голосовании эти институты не принимают участия, и в конечном счете их влияние на ключевые, судьбоносные решения крайне незначительно».
«Поэтому каждая страна должна для себя понять, - продолжал Медведев, - что ей важно, потому что обычно статус наблюдателя проистекает из двух соображений: либо просто, что называется, нюхать воздух и понимать, что происходит. В этом нет ничего обидного, но тогда и никаких преимуществ не будет. А второе - это, конечно, просто первая стадия присоединения к какому-то интеграционному объединению. Если это рассматривается в таком ключе - то пожалуйста. Но тогда мы должны еще раз сказать нашим украинским друзьям, что до тех пор, пока они не присоединятся целиком, - не по формуле «три плюс один», а целиком, - на них не будут распространяться все возможности и привилегии Таможенного союза. Они для нас будут посторонней стороной», - подытожил премьер-министр России, развеяв тем самым иллюзии украинского премьера Николая Азарова по поводу каких-то «особых» прав Украины в Таможенном союзе, если она окажется там лишь наблюдателем.
Собственно, иллюзорность позиции украинских властей по этому поводу отметили вчера наблюдатели и на самой Украине, причем это сделали политики, принадлежащие не к правящей коалиции, а к оппозиции.
«Понятие «наблюдатель» - это что вообще? Он не имеет права принимать участие, пользоваться льготами... Это все равно что мужчина, присутствующий на родах женщины и падающий в обморок», - издевательски недоумевала в интервью ИА REGNUM депутат Рады от партии «Батькивщина» Александра Кужель.
«Я не уверен, что Украина сможет в итоге получить статус наблюдателя в Таможенном союзе», - сказал в комментарии тому же изданию депутат Рады Игорь Еремеев. Политик отметил, что заявление премьер-министра Украины Николая Азарова о том, что если Украина получит статус наблюдателя при Таможенном союзе, то украинская экономика будет защищена от дискриминационных мер, противоречит самому смыслу существования Таможенного союза. «Таможенный союз для того и создан, чтобы защищать интересы участников этого союза и создавать условно экономические препятствия для неучастников. Поэтому быть наблюдателем, наблюдать за процессами в Таможенном союзе, чтобы сделать для себя вывод, участвовать или не участвовать, - согласен, это может быть, и, наверное, это произойдет. А наблюдатель, который контролирует... Тогда я не вижу смысла в Таможенном союзе. Зачем входить? Давайте тогда будем наблюдателями и будем решать свои задачи. Думаю, что здесь есть определенная степень недопонимания самой миссии наблюдателя. Скорее всего, информация, которую дали премьер-министру, не до конца изучена. Время все расставит по местам», - считает Игорь Еремеев.
«Статус наблюдателя при Таможенном союзе ничего не даст Украине», - заявил тому же изданию депутат Рады Сергей Гриневецкий. «У Украины есть большой договор о дружбе и сотрудничестве с Российской Федерацией, там все четко выписано. Вот если обе стороны будут его соблюдать, им не надо ничего выдумывать», - отметил Гриневецкий. Кроме того, политик подчеркнул, что какие-либо серьезные изменения в отношениях Украины и Таможенного союза возможны лишь после мая: именно до мая Европейский союз должен принять решение о подписании с Украиной Соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли: «Я не знаю, какой статус будет определен, какими решениями и будет ли это ратифицировано на законодательном уровне. Здесь надо смотреть с глобальной точки зрения. Давайте подождем прояснения ситуации после мая».
Европа, кстати, очень болезненно отреагировала на жесткие заявления Медведева, призвав Украину ни в коем случае не капитулировать перед ультиматумом Москвы по поводу Энергетической хартии ЕС. Правда, призвать-то Брюссель Киев призвал, а вот помочь Украине в данном случае он может, как сам признался, лишь «советом». «ЕС неизменно верит, что это в суверенных интересах Украины, чтобы любое соглашение соответствовало обязательствам, которые Украина взяла в рамках Энергетического сообщества», - говорится в оперативно распространенном вчера комментарии Еврокомиссии. В связи с этим ЕК заявила о готовности «помочь Украине советом, чтобы предотвратить нежелательные последствия любых соглашений, которые она хочет заключить».
Ну что ж, в Брюсселе, видимо, сочли, что поборникам евроинтеграции Украины для самоуспокоения хватит и одного ласкового слова.
Источник