В прошлом году исполнилось 45 лет с момента создания 5-й оперативной эскадры Военно-Морского Флота. В обиходе ее просто называли «5-я эскадра», а в открытых средствах массовой информации использовали слово, раскрывающее место ее действия - Средиземноморская. В связи с юбилеем в Севастополе были организованы масштабные торжества, во время которых звучали не только поздравительные речи и воспоминания - много говорилось о значении этого уникального объединения ВМФ страны, о том, что Россия не может не присутствовать в Средиземноморье...
Тогда эту мысль в своем приветствии высказал советник начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России адмирал Игорь Касатонов, командовавший Черноморским флотом в 1991-1992 гг. и сохранивший его для России, а в последующем до 1999 года являвшийся первым заместителем Главнокомандующего ВМФ страны. Говоря о значении и роли эскадры, адмирал отметил: «Средиземноморцы не проиграли ни одного сражения холодной войны, и сделанное ими будет сохранено не только в человеческой памяти и исторической летописи. Боевой опыт эскадры не будет растерян, а подвиги будут приумножены». Сейчас настал момент, когда этот опыт вновь востребован.
Россия взяла курс на возвращение своего флота в Средиземное море, больше того - на обеспечение его постоянного присутствия в этом стратегически важном для нее районе. Об этом в последнее время было заявлено неоднократно. Началась и практическая работа по реализации этих планов.
Надо сказать, что во второй половине минувшего ХХ века, без сомнения, самым напряженным в военно-политическом отношении регионом был Ближний Восток. По образному выражению одного из политиков, именно здесь расположилась «мировая политическая кухня». Этот важнейший регион планеты - центр мировой цивилизации - до сих пор являет собой и фокус, и узел переплетения интересов практически всех стран мира. В том числе, разумеется, и России - великой морской державы.
* * *
История Черноморского флота России, а также летопись деятельности русских Средиземноморских эскадр (Архипелагских экспедиций) за три последних столетия свидетельствуют о том, что именно здесь, на Черном и Средиземном морях, состоялись самые грандиозные морские сражения, принесшие победы и славу России, русским морякам и русскому оружию, здесь совершались подвиги и героические дела.
Средиземное море, находясь на стыке трёх континентов - Европы, Азии и Африки, всегда занимало важное место во внешней политике России. Стоит напомнить: именно на юге молодой государь Пётр Алексеевич в 1695 году своим Первым Азовским походом начал «рубить окно в Европу». Неудача этого предприятия была обусловлена отсутствием у России флота. Построив его в Воронеже и блокировав Азов с моря, в следующем году Пётр I добился успеха. Результатом той победы стало рождение регулярного Русского флота, ведущего свою официальную историю с приговора Боярской думы «Морским судам быть», принятого 20 (30) октября 1696 года.
И это было лишь начало - государь, решивший впоследствии создать новую столицу России на южном морском берегу, город Таганрог, продолжил, говоря современным языком, реализацию государственной кораблестроительной программы. Правда, История распорядилась по-своему, но так или иначе один из векторов державного развития России был определен на юг, к южным морям.
К слову, это прекрасно понимали наши пращуры. Как писал знаменитый английский историк Ф. Джэйн, «существует распространенное мнение, что русский флот основан сравнительно недавно Петром Великим. Однако в действительности он по праву может считаться более древним, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред построил первые английские корабли, русские уже бились в ожесточенных морских битвах, и тысячу лет назад лучшими моряками своего времени были русские». И это действительно так.
С раннего средневековья наши предки, сражаясь на море, ходили в Забосфорье, доходя до земель нынешней Италии и Кипра. С падением в XV веке на несколько веков Османская Порта стала главным противником России, с которым периодически велись кровопролитные войны. Это особенно проявилось в Екатерининские времена.
Константинополь и Проливы - вот реальная цель российской политики. Это и православная идея «Третьего Рима», но это и безопасность, и выход в «европейское» Средиземное море из перекрытого Проливами Черноморского «озера». Режим Проливов - кардинальный вопрос российской безопасности и державной перспективы. Это прекрасно понимала Екатерина Великая, задумывавшая и реализовавшая свои «проекты» «восточной» и «греческой» направленности. Формально она стремилась вернуть кресты на купола константинопольской Святой Софии. На самом деле речь шла о защите интересов империи и расширении зоны ее влияния. Вопрос стоял так: если не Россия, то кто-то другой. На тот момент - Османская и Британская империи.
Речь шла о безопасности южных границ и возможности беспрепятственно пользоваться Черноморскими проливами. Это прекрасно понимал и ее преемник на российском престоле Павел I. Соответственно, геополитические оппоненты и конкуренты стремились запереть Россию в Черном море, одновременно создавая для ее южных границ постоянную военную угрозу. «Проблема Проливов» надолго стала «ахиллесовой пятой» России. Это понимали не только российские императоры и политики, но и лидеры Советского государства, прежде всего И.В. Сталин.
С началом очередной войны с Турцией в 1768 году Екатериной II по настоянию графа Алексея Орлова было принято решение о направлении пяти эскадр Русского флота с Балтики в Средиземное море с целью поддержки боевых действий Русской армии в Молдавии и на Балканах. Это было смелое решение - послать корабли за 8 тысяч верст в Восточное Средиземноморье, куда еще никогда не заплывали русские суда. Регулярный флот России впервые и, как оказалось, надолго выходил за пределы Балтийского моря в плавание через океан.
Первая эскадра под командованием адмирала Григория Андреевича Спиридова вышла из Кронштадта 19 июля 1769 г. В её составе были 7 линейных кораблей: «Святослав», «Три иерарха», «Ианнуарий», «Европа», «Три Святителя», «Северный орел», «Евстафий», фрегат «Надежда Благополучия», бомбардирский корабль «Гром», 4 военных транспорта и 2 посыльных судна.
24-26 июня 1770 г. у острова Хиос и при Чесме произошло сражение, в ходе которого Русская эскадра разгромила турецкий флот. Чесменское сражение стало первой победой Российского флота в Средиземном море. Высокая боевая выучка, самоотверженные и решительные действия экипажей, незаурядное мастерство командиров кораблей, замечательное тактическое искусство адмиралов Г.А. Спиридова и С.К. Грейга принесли Русскому флоту блестящую победу.
Навсегда вошёл в историю подвиг лейтенанта Дмитрия Ильина, брандер которого подорвал 84-пушечный вражеский корабль и тем самым предрешил исход сражения. При Чесме прославился и командовавший головным кораблем эскадры линкором «Европа» капитан 1 ранга Федот Алексеевич Клокачев, будущий первый командующий Черноморским флотом. Императрица щедро наградила участников Чесменского боя орденами, а всему флоту было объявлено монаршее благоволение и выдано не в зачет годовое жалование. В память победы была выбита медаль с изображением на одной стороне императрицы, а на другой - горящего турецкого флота с лаконичной надписью: «Был».
После победы при Чесме вся Европа стала считаться с фактом наличия на Средиземном море значительной военно-морской силы России. Чесменский бой внёс крупный вклад в развитие русского военно-морского искусства. Чесменская колонна в Царскосельском парке в г. Пушкине - это замечательный памятник в честь блестящей победы, напоминающей о ней потомкам на все времена.
Важнейшим событием той эпохи стало присоединение Крыма к России, создание Черноморского флота и основание его главной базы - морской крепости Севастополя (1783 г.). Россия фактически «распечатала» последнюю четверть XVIII века реализацией замыслов о возвращении Черному морю его прежнего названия - Русского моря. Держава прирастала землями Новороссии и Кубани, Тамани и Кавказа, морским побережьем - от Колхиды до Дуная. Державный взгляд вполне определенно был направлен на Константинополь, павший под натиском османов в 1453 году и ставший Стамбулом. Это не только пугало и вызывало неудовольствие у будущей «Владычицы морей», но и рождало угрозы. Британия не могла позволить России овладеть «ключом возрождения Византии» под петербургским протекторатом - Босфором и Дарданеллами.
«Высокомерие русского кабинета становится нетерпимым для европейцев. За падением Очакова видны цели русской политики на Босфоре, русские скоро выйдут к Нилу, чтобы занять Египет. Будем же помнить: ворота на Индию ими уже открыты», - писал в 1791 г. Уильям Питт-младший, премьер-министр Британии. Тогда он угрожал России, стремясь сколотить против нее союз с Пруссией: «Мы не только превратим Петербург в жалкие развалины, но сожжем и верфи Архангельска. Наши эскадры настигнут русские корабли даже в укрытиях Севастополя! И пусть русские плавают потом на плотах, как первобытные дикари».
Этим угрозам не суждено было сбыться. Впрочем, как и замыслам российской императрицы - ее внук, не случайно и с дальним прицелом названный Константином, не стал «византийским царем»...
Одним из самых значительных этапов истории боевой деятельности Русского флота на Средиземном море был период, связанный с войнами против наполеоновской Франции. Здесь наиболее ярко проявился флотоводческий талант адмирала Федора Федоровича Ушакова. Объединенная Средиземноморская эскадра под его командованием в течение двух лет (1798-1800 гг.) освободила от французов Ионические острова, где была провозглашена республика и создана опорная база Русского флота.
Овладение штурмом крепости Корфу (18-19 февраля 1799 г.), считавшейся неприступной, явилось одним из героических подвигов русского парусного флота. Узнав об этой победе, А.В. Суворов не удержался от восклицания: «Ура! Русскому флоту!.. Зачем не был я при Корфу, хотя мичманом!..» За взятие острова Корфу Ф.Ф. Ушаков был произведен в адмиралы. В 2000 году он канонизирован Русской Православной Церковью.
В 1805-1807 гг. на Средиземном море действовала Русская эскадра под командованием вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина. Блестящие победы были одержаны эскадрой под его руководством в ходе Дарданелльского (10 мая 1807 г.) и Афонского (21 июня 1807 г.) сражений, в результате которых она полностью разгромила турецкий флот.
В Наваринском сражении (8 октября 1827 г.) Русская эскадра под командованием контр-адмирала Л.П. Гейдена, действовавшая в составе союзного с англичанами и французами флота, имела наибольший успех в разгроме турецко-египетского флота. Впоследствии эта победа оказала существенное влияние на подписание выгодного для России Адрианопольского мирного договора с Турцией в 1829 году.
Особенно успешно действовал в сражении флагманский корабль эскадры «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Петровича Лазарева. Тогда отличились в бою лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.И. Истомин, будущие знаменитые адмиралы. Умело и мужественно сражались и экипажи других кораблей эскадры, среди которых линейные корабли «Гангут», «Иезекииль», «Александр Невский», фрегаты «Проворный», «Елена», «Кастор», «Константин» и др. В своем донесении о результатах Наваринского сражения контр-адмирал Гейден писал, что русские моряки «дрались, как львы, против многочисленного, сильного и упорного неприятеля».
Участники сражения были награждены орденами, в том числе и матросы, офицеры - золотым оружием, а М.П. Лазарев произведен в контр-адмиралы. Экипаж «Азова» получил в награду особую грамоту и кормовой Георгиевский флаг, который тогда впервые в истории Русского флота был учрежден и поднят на корабле. Тогда родилась флотская гвардия.
Итак, всего 4 эскадры Российского флота под командованием знаменитых адмиралов одержали самые громкие победы в сражениях в Средиземном море в XVIII-XIX веках. Может быть, поэтому 5-я Средиземноморская эскадра ВМФ СССР, выполнявшая задачи в Средиземном море в XX веке, и получила ставший знаменитым номер 5, подтверждая тем самым неумолимую и исторически сложившуюся преемственность поколений в Российском флоте. Не исключается и другое объяснение нумерации 5-й Средиземноморской эскадры, и приоритет в этом принадлежит Главнокомандующему ВМФ СССР Адмиралу Флота Советского Союза С.Г. Горшкову, который стоял у истоков создания эскадры. Ему якобы, по свидетельству очевидцев, принадлежат слова о том, что флоту США под номером 6 может противостоять эскадра только под номером 5.
(Продолжение следует)
Сергей ГОРБАЧЕВ, капитан 1 ранга, кандидат политических наук, ученый секретарь Военно-научного общества ЧФ, участник 11 дальних походов в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море