С начала 2013 года в рамках Союзного государства активизировались планы создания российско-белорусских транснациональных корпораций.
В Белоруссии достаточно успешно действуют ряд совместных предприятий, которые с известными оговорками можно назвать прообразами будущих российско-белорусских транснациональных корпораций. Так, в 1994 году было организовано СП ОАО Брестгазоаппарат, в котором «Газпрому» принадлежит 51% капитала. В 2002 году после реорганизации в ОАО Мозырский НПЗ (один из двух нефтеперерабатывающих белорусских гигантов) доля «Газпрома» и ТНК-ВР составила 49%, а в СООО «МТС» (один из ведущих операторов мобильной связи в Белоруссии) доля российских МТС составила те же 49%. В 2005 году после образования совместного ЗАО «Белорусская калийная компания» (одного из крупнейших экспортёров Белоруссии) доля «Уралкалия» составила 50%. Доля российского капитала бывает и большей: так, в созданном в 2007 году СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод» российскому «Гранд Экспресс» принадлежит 74% активов компании.
В настоящее время наиболее перспективным является образование холдинга «Росбелавто», в котором должны быть объединены активы двух гигантов по производству грузовиков - «МАЗа» и «КамАЗа». Ещё десять лет назад «МАЗ» выпускал около 12 000 автомобилей в год, в то время как «КамАЗ» - 4 000. Однако проблемой «МАЗа», как и Белоруссии в целом, является малый объём внутреннего рынка. К тому же если «МАЗ» ориентирован в основном на экспорт, то «КамАЗ», использующий преимущества огромного внутреннего российского рынка, - на продажи внутри страны. Эти факторы и привели к тому, что в настоящее время «МАЗ» выпускает около 30 000 автомобилей в год, а «КамАЗ» уже вдвое больше - 60 000. Однако даже этой цифры недостаточно для решения задачи, поставленной российским руководством - провести замену и утилизацию отслуживших свой срок грузовиков по всей стране. Здесь мощности «МАЗа» могли бы сыграть важнейшую роль. Помимо этого российскую сторону интересуют вопросы удешевления комплектующих, общие технические наработки - опыт белорусов для наращивания выпуска современных моторов, коробок передач и других элементов автомобилей. «МАЗ» же в первую очередь ищет дополнительные выходы на российские рынки и не только для грузовиков, но и для своих автобусов.
Выпускаемая на «МАЗе» техника соответствует экологическим стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5. Под маркой «МАЗ» с конвейера сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования (более 500 моделей и модификаций). Начиная с 1995 года, «МАЗ» выпускает городские, междугородние, туристические и специальные автобусы (15 моделей более чем в 100 исполнениях). Производит «МАЗ» и другую технику. Так, на заводе автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава» изготавливают автофургоны, автомобильные и грузовые прицепы, рефрижераторы и торговую специализированную автотехнику (более 300 моделей). ОАО «Кузнечный завод тяжелых штамповок» специализируется на изготовлении поковок и штамповок из сортового проката, штамповке на кривошипно-горячештамповочных прессах, штамповочных молотах, молотах свободной ковки с последующей термообработкой и очисткой, а также на изготовлении лонжеронов, картеров заднего моста, балки передней оси, ободьев колес семейства автомобилей МАЗ. Это единственный в СНГ производитель ободьев колес для автомобилей грузоподъемностью 40-240 тонн. ОАО «ОЗАА» (г. Осиповичи) специализируется на выпуске деталей, узлов и комплектующих из алюминиевого литья, стеклопластика, литьевой пластмассы. Здесь производятся каноэ, лодки, водные велосипеды, оборудование для спортивных залов и площадок.
Весь этот производственный потенциал может быть использован для насыщения российского рынка и увеличения союзного экспорта. Показательно, что в день первого сообщения о возможном объединении акции «КамАЗа» на ММВБ сразу же выросли на 10%. Возможное слияние одобрили все акционеры «КамАЗа» - «Ростехнологии» (49,9% акций), «Тройка Диалог» (27,26%), Daimler (11%), ЕБРР (4%).
Обсуждается также проблема слияния «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша».
«Гомсельмаш» благодаря постоянно проводимой на предприятии модернизации развивается достаточно успешно. Сельскохозяйственная техника с маркой «Палессе» изготавливается как на самом «Гомсельмаше», так и на совместном предприятии «Брянсксельмаш» в Брянске с использованием машинокомплектов «Гомсельмаша», кроме того - на совместных производствах в Удмуртии, Ульяновской и Амурской областях, Красноярском крае и других регионах России. Cоздано и успешно работает совместное предприятие в г. Костанае (Казахстан) на базе ОАО «Агромашхолдинг» по производству зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. В Китае в Харбине организовано изготовление кормоуборочных комбайнов КСК-600 и початкоуборочных комбайнов КПС-4 из машинокомплектов «Гомсельмаша». В Аргентине и Чехии работают филиалы компании. «Гомсельмаш» производит уже модельные ряды машин различного назначения, что позволяет обеспечить техникой от одного производителя все основные технологические процессы растениеводства, от комплексной обработки почвы и посева до уборки урожая: комбайны и комплексы для уборки зерновых и кормовых культур, сахарной свеклы, картофеля, льна; косилки, прицепные и навесные машины для комплексной обработки почвы.
В состав «Ростсельмаша» входит 13 предприятий. Производственные площадки расположены на территории Канады, России, США, Украины и Казахстана. Продуктовую линейку «Ростсельмаша» составляют более 20 типов сельхозтехники, свыше 100 моделей и модификаций, в том числе зерноуборочные комбайны Torum, Acros, Vector, Niva, кормоуборочные комбайны RSM 1401, Don 680M, тракторы Versatile, а также прицепная и навесная кормоуборочная техника, техника для хранения и переработки зерна. Продажа осуществляется в 26 странах мира, дилерская сеть - более 500 сервисных центров и филиалов. Естественно, что соединение таких производственных возможностей стало бы серьёзным событием на рынке производителей сельскохозяйственной продукции.
Кроме этого в разработке находятся несколько перспективных проектов. Два из них касаются транспорта и логистики. Белоруссия выказала готовность рассмотреть возможность переориентации своих грузовых потоков из портов Прибалтики, в связи с чем рассматривается план создания единого государственного контейнерного оператора на базе российского «Трансконтейнера». ОАО «РЖД» может внести 50% (плюс одна) акций «Трансконтейнера», а ОАО «БелЖД» - грузовой логистический терминал в Бресте плюс 3 000 ситтинговых платформ. К слову, напомню, что именно в Бресте заканчивается широкая железнодорожная колея, и все составы и грузы переставляются на европейскую узкую. В этом, собственно, и заключается ключевая и важнейшая роль брестского терминала. В перспективе к новой ТНК может присоединиться и Казахстан, внеся активы «Казтранссервиса» и «Кедентранссервиса». Если всё это произойдёт, в СНГ появится новый логистический оператор с активами в 2 миллиарда долларов.
Рассматриваются и возможности реализации совместных проектов в сферах высоких технологий (полупроводники, лазерные установки, медицинское оборудование, микроэлектроника, производство лекарственных препаратов), освоения природных ресурсов. Белоруссия далеко продвинулась в сфере лесного хозяйства и лесозаготовок. Это опыт востребован и в России, особенно в таких регионах, которые специализируются на лесозаготовках. Привлечение белорусских специалистов и компаний позволило бы новой совместной компании повысить степени глубины переработки древесины, больше использовать в качестве топлива и сырья остатки в виде сучьев, щепы, а также проводить плановые рекультивации вырубок с восстановлением лесных насаждений.
Сейчас список таких совместных возможностей уточняется и согласовывается. Жизнь повелительно требует переходить от деклараций о намерениях и заверений в дружбе к осуществлению крупных совместных российско-белорусских проектов...