Предисловие автора. Михаил Делягин приглашал меня на круглый стол «Значение Сталина для современного общества». Не сложилось. Однако мне нечего добавить к сказанному там.
Хотя бы потому, что это современное значение - одна из постоянных тем «Однако». Причём не в смысле персональных оценок, а в более широком контексте - в историческом, в общественном, в политическом.
И уж тем более нечего мне добавить к документальному, не побоюсь этого слова, шедевру Владимира Чернышёва «Сталин с нами». Вот ни разу не думал, что придётся говорить такие слова в адрес продукции канала НТВ - с его-то репутацией. Но факт есть факт: фильм стал квинтэссенцией внятного, гражданственного и историчного подхода к эпохе, тактичного и не мифологизированного подхода к личности, чьим именем эта эпоха названа.
Конечно, Чернышёв и его фильм - не первые и не единственные, кто трудом своего разума и своей души упрямо и убедительно вычерчивает линию единства нашей истории. Но наличие такого факта в эфире федерального и по умолчанию государственного канала позволяет с большей уверенностью написать для вас нижеследующую заметку.
***
...Он ушёл ровно 60 лет назад.
И уже 60 лет мы не можем его отпустить. Мы - ныне живущие, в массе своей, так сказать.
Потому что мы 60 лет живём в стране, полученной от него в наследство.
Оно настолько щедрое, это наследство, что за 60 лет три поколения советских и постсоветских людей никак не могут его промотать до донышка. Оно настолько привычное и существующее вне нашего сознания, что метафору сталинских пятилеток «выросли заводы» мы понимаем буквально: ну вот самозародились как-то в живой природе Магнитка с Днепрогэсом, созрели на берёзках Т-34 и «Катюша», в недрах земли-матушки обнаружилось метро, а миллионы и миллионы людей появлялись на свет с вживлённым в мозг чипом культурного кода.
Мы ведь искренни в своих капризах и жалобах: промышленность разрушилась (сама), культурный код утратился (чип потерялся), научно-технологический потенциал исчерпался (от сурового климата). Круговорот веществ в природе. Пришло и ушло. Обидно, но научно объяснимо.
Но, поскольку всё-таки обидно, мы свои претензии персонифицируем. Да, допустим, Сталин построил, Сталин победил, Сталин воспитал и вырастил - но мало и плохо. Нам не хватило. Нужно ещё. Чтобы произросло или, на худой конец, чтобы кто-нибудь накопал, насобирал, принёс и дал. Кто? Да вот хотя бы и Сталин.
Он, Сталин, у нас готов для самооправданий на все случаи жизни. Ведь обиходные мемы «дотянулся проклятый Сталин» и «Сталина на вас нет» - суть одно и то же: пассивное спихивание ответственности за себя на сторону.
Это так удобно - найти крайнего.
Спасительное для нашего утешения жульничество заложено в первом шаге. Страна не выросла - её построили. Построили не на пустом месте - а в пространстве нашей единой истории, унаследованной от прежних столетий, в рамках миссии, ради которой Бог сотворил Россию. Не Сталин построил - построило величайшее поколение наших предков. Люди. Такие же, как мы.
Принимая щедрое наследство за явление природы или персонифицируя его с одним-единственным «избранным и виновным», мы старательно выводим из уравнения себя, любимых. Растождествляем себя, «квалифицированных потребителей», с такими же, как мы, только другими - созидателями и победителями. Избегаем столь невыгодного для себя сравнения.
Так удобнее не замечать необходимости что-то созидать и в чём-то побеждать.
Поэтому мы не готовы отпустить Сталина.
И мы будем теребить его до тех пор, пока сами не создадим и не победим.
А это, кстати, очень просто.
Ясное понимание этой простоты - как раз могут подсказать Сталин и его поколение. Надо только их послушать.
В этом разговоре совсем не будет приличествующей дате скорби.
И это правильно.
Потому что Сталин заслужил, чтобы в 60-летнюю годовщину его смерти мы говорили о Жизни.
Прислушавшись к Сталину и его поколению, мы должны принять как безусловную самоценность неразрывное двуединство страны и человека. Оно - и есть то, ради чего нам, русским, стоит жить и умирать.
Страна - это историческая цивилизационная общность, в простонародье именуемая Россией (Киевской Русью, Московским царством, Российской империей, Советским или Евразийским Союзом). Главное в этой общности - не границы и не государственный строй, а душа, которую для солидности называют культурным кодом.
Условие выживания и развития этой общности - независимость от других общностей. Достойных, дружественных, миролюбивых или наоборот - но других. Независимость и максимальная самодостаточность - экономическая, научная, технологическая, военная, политическая, культурная, нравственная. Именно для этой независимости и самодостаточности - индустриализация, понимаемая в широком смысле как инструмент созидательной экономики; евразийская интеграция как воссоединение земель и народов традиционного российского мира; военная мощь, отбивающая желание с нами повоевать и гарантирующая возмездие рискнувшему; сохранение и преумножение своих культурно-нравственных ценностей.
И всё это делают люди - чтобы быть ещё больше людьми.
Человек - это не индивидуум в примитивном понимании, а личность, которая осознаёт себя частью общности, интегрируясь в неё на разных уровнях - семья, этнос, народ. И интеграция эта - она сама по себе не происходит и чипом никаким не вживляется. Это - результат постоянного, изо дня в день, из поколения в поколение, совершенствования и самосовершенствования человека в синергии с общностью и под её воздействием. Чтобы своим трудом, своей душой усилить общность и получить от неё возможность нового шага к самосовершенству - и так без конца.
Если кто-то скажет, что это утопия, мы тихонько напомним, что именно эту утопию, отчеканенную в материальной реальности, передало нам с рук на руки сталинское поколение.
Если кто-то скажет о чрезмерной цене, мы напомним, что эта цена уже уплачена. И её чрезмерность или приемлемость зависит от нас сегодняшних: если промотаем наследство, не преумножим его, - значит, всё действительно было зря.
А сталинское наследство между тем разменяло седьмой десяток. Его объективное старение жестоко ставит нас перед необходимостью сделать уже наконец-то что-то своё - и нам показано, как это делается. Сталин и его поколение уже ничего не смогут сделать для нас и за нас. Только мы сами - власть, граждане. Общность и её люди. Эта глава истории - наша.
И тогда мы сможем с миром и земным поклоном отпустить Сталина и его поколение в завораживающе величественную историю, которую они написали своими жизнями.