Рождественский пост заметно меняет меню нашего питания. Со стола исчезают мясные и молочные блюда. Но часто перемены касаются только стола. А что меняется в нашем духовном питании? Ведь изменение внешней трапезы должно быть отражением внутреннего изменения. И обычные правило и духовное чтение должны также измениться и быть дополненными.
В Великий пост эта проблема решается просто, когда существенно меняется строй Богослужения: каждая неделя имеет особое посвящение, совершаются преждеосвященные Литургии, особые службы и уникальные последования, как например, Великий покаянный канон св.Андрея Критского, чинопоследование Торжества Православия, стояние Марии Египетской, чтение Акафиста. Церковь прямо рекомендует в дни Великого поста читать «Лествицу» прп.Иоанна Лествичника, писания свт.Григория Паламы, жизнеописание Марии Египетской.
В Рождественский пост строй Богослужения заметно не меняется, кроме отдельных тропарей остаётся в целом без изменений. Только в последние пять дней поста, когда начинается предпразднество Рождества, усиливается пост и вводятся особые песнопения. Существенно отличается только Богослужение Рождественского сочельника. Из всех седмиц Рождественского поста только две последние недели имеют особое посвящение – Неделя Праотец и Неделя Свв.Отец.
Что же можно порекомендовать для чтения в дни Рождественского поста?
Главный смысл этого поста состоит в приготовлении к Пришествию на землю Христа Спасителя, которое стало исполнением чаяний и пророчеств ветхозаветных праведников и пророков. В каком-то смысле христиане в эти дни повторяют путь ветхозаветного человечества в его ожидании Рождества Мессии. Древние пророки пророчески предсказывали конкретные знамения этого пришествия.
Знаменательно, что в течение Рождественского поста Церковь особо являет почитание пророков и многократно совершает их память. Конечно, святые пророки празднуются в течение всего года. Но именно в дни Рождественского поста их количество существенно увеличивается. Если посмотреть церковный календарь, мы увидим, что каждый месяц совершается 1-2 дня памяти святых пророков, например, 8 (21) февраля - св.пророк Захария, 9 (22) мая - св.пророк Исаия, 1 (13) мая - св.пророк Иеремия, 15 (28) июня - св.пророк Амос, 20 июля (2августа) - св.пророк Илия, 21 июля (3 августа) - св.пророк Иезекииль, 14 (27) августа - св.пророк Михей, 4 (17) сентября - св.пророк Моисей, 21 сентября (5 октября) - св.пророк Иона, 17 (30) октября - св.пророк Осия, 19 октября (1 ноября) - св.пророк Иоиль.
В некоторые месяцы нет праздников в честь святых пророков – в марте и апреле.
А теперь давайте посмотрим на календарь Рождественского поста. Уже в первые дни поста совершается празднование св.пророка Авдия – 19 ноября (2 декабря).
Далее в средине поста совершается памяти сразу трех святых пророков подряд:
• пророк Наум – 1 (14) декабря
• пророк Аввакум – 2 (15) декабря
• пророк Софония – 3 (16) декабря
Во второй половине поста также празднуются два святых пророка подряд:
• пророк Аггей – 16 (29) декабря
• пророк Даниил – 17 (30) декабря
А ещё один последний пророк Ветхого Завета св.Малахия празднуется после Рождества в дни Святок – 3 января (16 января).
Также Рождественским постом вспоминается пророчица Анна, мать пророка Самуила – 9 (22) декабря.
В общей сложности в течение Рождественского поста и Святок персонально совершается церковное празднование 8-ми пророков.
Кроме этого, нужно отметить, что в Рождественском посту совершается соборное празднование ветхозаветных праведников и пророков. Последние две недели перед Рождеством Христовым посвящены воспоминаниям Святых Праотец и Святых Отец. В число святых Праотец и Отец входят праведники и пророки Ветхого Завета, начиная с первого человека Адама, продолжая ветхозаветными патриархами Авраама, его сына Исаака и внука — Иакова и его 12 сыновей.
Также к ним относятся израильские судьи и пророки: Моисей, Аарон, Самуил, Гедеон, Сампсон, отроки Анания, Азария и Мисаил, Даниил, Захария, в том числе царь и пророк Давид и его сын Соломон.
Таким образом, эти две предрождественские недели богослужебно охватывают практически всех пророков Ветхого Завета.
Таким образом, становится очевидно, что Церковь в дни Рождественского поста особенно напоминает нам о тех, кто жил ожиданием пришествия Господа Иисуса Христа на землю. В Рождественском посту у нас кроме трёх волхвов существуют также и ветхозаветные спутники к Вифлеему, которые предсказали рождение Спасителя.
Пост перед Рождеством в церковном обиходе часто называют Филипповским по первому дню поста, когда празднуется св.Апостол Филипп. Рождественским его называют по последнему дню, когда он заканчивается. А по его содержательной стороне, по режиму ожидания его вполне можно назвать по лику святости - Пророческим.
Считаю, что подобное название вполне обоснованно, если вспомнить, что Петровский пост, совершаемый после Недели Всех Святых, в Церкви также по лику святости называют Апостольским.
Если мы даём такое определение Рождественскому посту, тогда соответственно легко определить, какое духовное чтение преимущественно соответствует духу и смыслу этого поста и, стало быть, должно присутствовать в нашей духовной жизни.
В Рождественский пост пора раскрыть великие книги ветхозаветных пророков, проникнуться их верой и научиться у них тому чаянию пришествия Мессии, которым они жили.
Можно почитать, прежде всего, книги великих пророков Исайи, Иеремии, Даниила, Иезекииля, особенно же – Исайю, которого называют ветхозаветным Евангелистом (их чтение можно разделить на четыре декады 40 дней поста).
Конечно, чтение ветхозаветных книг требует определенных исторических знаний и экзегетики (толкований), но в наше время это легко восполнимо с помощью интернета.
В дни празднования конкретных пророков в пост можно почитать книги именно этих пророков: Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея.
Надо признаться, что пророческие книги менее известны православному христианину, нежели Евангелия и Апостол. Рождественский пост даёт хорошую возможность восполнить пробелы в нашем познании Священного Писания, в них мы откроем множество благодатных духовных истин и душеполезных наставлений.
Вспомним главные пророчества о Рождестве Мессии.
1. Рождество Иисуса от Девы Марии предсказал пророк Исаия: «Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7:14).
2. Место рождения Христа в Вифлееме провидел пророк Михей: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5:2).
3. Божественную сущность Богомладенца Христа открыл пророк Исаия: «Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Имя Ему Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности» (Ис. 9:7).
4. Царь Давид предсказал поклонение волхвов: «цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари земные» (Пс. 71, 10-11), а пророк Исаия назвал их: «Все они из Савы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу Господа» (Ис 60, 6).
5. Смиренное положение Христа и его жизнь в маленьком городке Назарете описал пророк Исаия: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис 53:2) (здесь нужно подчеркнуть, что название города Назарет происходит от еврейского néser — «росток»).
6. Проповедь Иоанна Предтечи описана у пророка Малахия: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал 3:1).
Всего в Ветхом Завете содержится более 300 пророчеств о Мессии.
Проведем Рождественский пост с пророками
Пусть их Боговдохновенные книги наполнят наше ожидание Рождества Христова теми священными чувствами и образами, которыми были объяты Божии избранники.
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети

