Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ в статье 25.10. даёт определение мигрантам, у которых отсутствуют документы, подтверждающие законность их пребывания или проживания – как незаконно находящиеся в России иностранные граждане. Незаконных мигрантов еще называют нелегальными мигрантами, даже если они въехали в страну легальным путем и были поставлены на миграционный учет, но срок его действия уже истек или был сокращен. Количество нелегальных мигрантов в России постоянно растёт и уже достигло 775 тыс. человек.
Несмотря на настойчивые требования международных организаций декриминализировать нелегальную миграцию, а незаконных мигрантов толерантно называть иностранцами «с неурегулированным статусом», российским законодательством установлены достаточно жёсткие меры борьбы с этим явлением. Так, например, за отсутствие документов, подтверждающих законность пребывания, предусмотрено административное выдворение с запретом на въезд сроком на 5 лет (статья 18.8. КоАП РФ), а за продолжительное незаконное пребывание выносится решение о неразрешении въезда сроком на 5 или 10 лет, в зависимости от его длительности (пункты 13 и 14 статьи 27 федерального закона от 15 августа 1996 № 114-ФЗ).
Государство Российское, указом Президента от 30 декабря 2024 года № 1126 (продлён указом от 28 апреля 2025 № 272) предоставило шанс нелегальным мигрантам безнаказанно легализовать свое пребывание, не выезжая из страны. Более восьми месяцев действовала миграционная «амнистия», в течение которых нелегальные мигранты были обязаны явиться в миграционный орган, пройти необходимые процедуры и урегулировать свой миграционный статус либо покинуть Россию. Результаты миграционной «амнистии», неутешительные – предоставленным правом легализации воспользовались не более 10% от числа нелегальных мигрантов. Остальные просто не стали этого делать, возможно, опасаясь того, что за ними водятся и другие «грешки», более серьезные, чем утрата права на пребывание.
Очередная (!) миграционная «амнистия» завершилась еще 10 сентября, но массового выдворения нелегальных мигрантов, не пожелавших урегулировать свой миграционный статус и не выехавших, до сих пор, так не последовало. Да и не могло произойти по разным причинам. Во-первых, для выдворения такого громадного количества нелегальных мигрантов, нужны дополнительные силы правоохранителей и финансовые средства – ни того ни другого явно недостаточно (к тому же нелегалов еще нужно отыскать), а во-вторых, в феврале текущего года федеральным законом от 8 августа 2024 г. № 260-ФЗ введен «режим высылки», который распространился на всех нелегальных мигрантов, включенных в «реестр контролируемых лиц».
В связи с этим возникла некая законодательная коллизия, когда с одной стороны, незаконные мигранты подлежат выдворению из страны, а с другой стороны, они внесены в реестр контролируемых лиц и на них распространяется режим высылки, который не предусматривает обязательной высылки, а только устанавливает контроль и накладывает ограничения на их деятельность. Включённые в реестр контролируемых лиц нелегальные мигранты могут быть депортированы, но лишь в случае неоднократного нарушения (два и более раз) предъявляемых к ним требований: явиться в установленный срок, исполнять запреты и ограничения, информировать о месте своего местонахождения и т.п.
Сегодня правоохранительным органам вряд ли известно, где фактически проживают нелегальные мигранты, включённые в реестр контролируемых лиц. Тогда каким образом можно их контролировать? А если место их проживания известно, то зачем ждать, пока они совершат еще массу других правонарушений, а не депортировать их немедленно – все основания для этого уже есть? Парадоксальность ситуации очевидна.
Но в реестр контролируемых лиц включают не только тех, кто утратил право на пребывание в стране. В него обязаны включать и тех, кому назначено административное выдворение или вынесено решение о депортации, об утрате гражданства, тех, кому аннулирована виза или принято решение об отказе в предоставлении статуса беженца. Все перечисленные категории иностранцев согласно законодательству обязаны выехать из страны. Но выедут ли они теперь, если их включили в реестр контролируемых лиц?! То есть реестр контролируемых лиц, возможно, будет служить своего рода индульгенцией – освобождением от справедливого наказания в виде выдворения из страны. Отсутствие массовых выдворений только подтверждает это предположение.
Необходимо учесть, что при подсчёте количества нелегальных мигрантов, невозможно учитывать тех из них, кто в установленный срок в 7, 15 или 30 суток (в зависимости от страны выезда) в миграционный орган для постановки на миграционный учет не обратились, но из страны не выехали. Они могут не попасть в реестр контролируемых лиц и учитываться при подсчете нелегалов. Из более чем 12 млн иностранных граждан, въезжающих в Россию ежегодно, не менее 9 млн человек приезжают на длительный период (90 и более суток). Большинство из них составляют трудовые мигранты и многочисленные члены их семей. По различным оценкам до 3 млн из них вообще не встают на миграционный учет (покупают фиктивный или просто игнорируют правила) и также становятся нелегальными мигрантами.
Можно утверждать, что упомянутый режим высылки содержит риск увеличения количества инокультурных мигрантов на территории страны за счёт защищенных от высылки нелегальных мигрантов. А массовая внешняя замещающая миграция (легальная в том числе) непременно уничтожит формировавшийся веками этнокультурный баланс России.
Но уже определён новый курс миграционной политики: миграционный фактор больше не рассматривается как вспомогательный способ решения демографических проблем, а приоритет обеспечения безопасности страны включен в число основных принципов миграционной политики. Это нашло отражение в новой Концепции государственной миграционной политики России на 2026-2030 годы (см. интервью «Российской газете» заместителя секретаря Совета безопасности России Александра Гребенкина).
Сегодня как никогда актуально звучат слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора 28 ноября 2023 года: «Массовый приток мигрантов, не владеющих русским языком и не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, о наших традициях и обычаях, а следовательно, неспособных и зачастую не желающих интегрироваться в российское общество, меняет облик российских городов, приводит к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны».
Виктор Владимирович Себелев, эксперт в области миграции населения

