Великий и гордый север Руси, где тихие воды Волхова неспешно несут свои воды к древнему Новгороду. Это место — не просто точка на карте. Это — колыбель русской государственности, город-республика, где вечевой колокол звенел о воле, а купола храмов — о вечности. Город, гордый своим богатством и славой. Но здесь на этой земле есть место не только гордости и славе, но и смирению и послушанию.
Уединенно на холме над Волховом стоит Спасо-Преображенский Хутынский монастырь. Его история началась в XII веке с одного человека — преподобного Варлаама Хутынского. Он пришёл в это «худое», гиблое, населённое по поверьям, нечистой силой место, чтобы в тишине и молитве победить невидимую тьму, царящую здесь.
А теперь представьте себе эту землю в XII веке. Влажные ветра с Балтики, густые, почти непроходимые леса, топкие болота. И посреди этого сурового пейзажа — одинокий подвижник. Он не ушёл в уже существующую кипящую духовную жизнь Киева или Константинополя. Он пришел туда, где царил дух не материального, а духовного запустения. Он, как некогда пророк Илия, бросил вызов не просто стихиям природы, но и стихиям человеческих страхов и суеверий. Хутынь была «худым местом» не потому, что там жили бесы, а потому, что люди отдали её им, признав неподвластной Богу. Варлаам же пришел и отвоевал её молитвой, сделав худое — святым. Его духовный подвиг освятил землю, и вокруг отшельника собралась братия. Так из скита родилась обитель, ставшая светочем для всей Новгородской земли.
Что же это был за человек? Исторические хроники донесли до нас лишь скупые черты: сын богатой новгородской семьи, известный в миру как - Алекса Михалевич. Он мог бы стать знатным боярином, его голос мог бы греметь на вече, его корабли — бороздить волховские и балтийские воды. Но он услышал другой зов — тихий и властный зов Христа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). И он отвергся. Отвергся не от мира как творения Божьего, но от мира страстей, гордыни и суеты. Он взял крест уединения и борьбы с невидимым врагом и последовал за Христом в самое сердце тьмы, чтобы возжечь там светильник.
И этот светильник загорелся. Скоро к нему потянулись люди. Сильный мира сего, князь, приехал к нему на охоту и был встречен словами пророчества и предостережения. И мы видим здесь удивительную вещь: вольный Новгород, где власть князя была ограничена, а слово боярское весило много, склонил голову перед властью иного рода — перед властью святости, смирения и прозорливости. Варлаам не боролся с системой, он преображал сердца, стоявшие у власти этой системы.
Культурный феномен Новгорода — это феномен диалога. Диалога на вече, диалога в торговле, диалога с Европой. И Варлаам стал участником самого главного диалога — диалога между человеком и Богом. Его монастырь, Спасо-Преображенская Хутынская обитель, стал не просто местом молитвы, а местом этой встречи. Сюда, к мощам святого, столетиями шли и цари, и крестьяне, и купцы, и воины. Шли с одной простой и вечной просьбой: «Преподобне отче Варлааме, моли Бога о нас!»
Монастырь рос и креп, щедро одариваемый князьями и боярами. Его каменные стены и величественный Спасо-Преображенский собор, возведенный уже после смерти основателя, стали символом незыблемой веры.
Но не миновали обитель и испытания. Запустение в годы лихолетья, закрытие и разорение после революции, когда святыня превратилась в склад и тюрьму. Казалось, что свет угас. Но преподобный Варлаам не оставил своей земли. В трудные годы, когда стены его обители рушились, когда его имя стиралось из учебников, и его мощи тайно хранились верующими, как хранилась и сама вера в катакомбах гонений. Он всегда возвращался, как возвращается весна после суровой зимы. Потому что святость — это не историческое явление. Это — вечная реальность.
В конце XX века монастырь, словно птица Феникс, начал возрождаться из пепла. В 1993 году сюда вернулись инокини, и древняя мужская обитель возродилась как женская. Сегодня, отреставрированный и прекрасный, он вновь является домом молитвы и местом паломничества для тысяч верующих, храня за своими стенами память о святом Варлааме и его завете: «На сем месте благодать Божия и слово Господне будет».
Чему же нас учит преподобный Варлаам Хутынский? Во-первых, он учит нас мужеству. Мужеству не воинскому, а духовному — идти против течения, выбирать не «престижное» и «удобное», а правое и святое, даже если это «худое место» в карьере, в отношениях, в собственной душе. Во-вторых, он учит нас преображению. Он выбрал для подвига место, которого все боялись и избегали, и сделал его источником благодати для всей Северной Руси. Так и мы призваны преображать свои «хутыни» — места отчаяния, уныния, греха в своих семьях, на работе, в сердцах — в островки молитвы, любви и добра. Ну, и, наконец, в-третьих, он учит нас основам духовности. Его жизнь была построена не на словесах, а на камне веры, на молитве и посте. В мире, где все зыбко и изменчиво, он указывает нам на единственную несокрушимую скалу — Христа.
Братья и сестры! Преподобный Варлаам не где-то далеко, это не сказочный персонаж. Он реален, он здесь, на этой земле, которая его взрастила и которую он освятил. Он слышит нас, он предстоит за нас пред Престолом Божиим. Давайте же и мы, в суете наших дней, найдем в себе силы последовать его примеру: отринем шум суеты, чтобы услышать тихий глас Божий, возьмем свой крест и пойдем за Христом, преображая окружающую нас тьму в свет Его любви.
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории

