Покаяние и вера должны идти вместе — их нельзя разделить

Евангелие понедельника (Мк, 2 зач., 1, 9—15)

Пастырская проповедь 
0
11
Время на чтение 5 минут
Фото: фрагмент картины А.Иванова «Явление Христа народу»

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане». Это первое явление Господа народу после долгих лет неприметной жизни в Назарете. Имя Иисус означает Спаситель. Но какое смирение обнаруживает Господь, приходя креститься от Иоанна! Он совершенно чист и непорочен, а приходит со всеми, как если бы тоже нуждался в омовении. И какою славою венчает Его Бог, когда Он преклоняет Свою главу под руку Крестителя! «Когда Он выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Крещение Христово раскрывает тайну Его будущего служения. Сами слова Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», связаны с этой превечной тайной. Начало их: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» — пророчество Духом Святым из второго псалма. А далее — из 42-й главы пророка Исаии, где он говорит о Муже скорбей, о Мессии, о Царе Израилевом, Который грядет в мир. Крещение Господне открывает нам, что Христос явился в мир, чтобы идти путем Креста. Он Царь Израилев, но Престол Его Царства — Крест. Он будет Победителем мира, но Его победа — через жертвенную любовь ради каждого из нас.

Дух Святой сходит на Господа Иисуса Христа, чтобы Он принял здесь, на земле, помазание Своего служения, — пророческое, царское и священническое. И мог Церкви Своей сообщить полноту всех даров. Дух Святой сходит «в виде голубине» в напоминание нам о том, что христиане должны быть кроткими, как голуби, среди злобы и ярости этого беснующегося мира. Извещение об избавлении мира от гибели во время потопа было дано через голубя. Так и ныне греховный потоп, в котором погибает человечество, убывает и исчезает там, где является Христос, Мир наш.

Сей есть возлюбленный Сын Божий. Он — Искупитель мира. И потому особенно возлюблен Отцом, что приходит в мир, чтобы спасти его от грехов. Ибо так Бог возлюбил мир, что Сына Своего Единородного не пожалел и принес в жертву за грехи всех людей. И Отец Небесный принимает всех в Своем Божественном Сыне. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Не просто «с Которым Мое благоволение», но «в Котором Мое благоволение». Его благоволение со всеми людьми, которые во Христе, со всеми, кто соединен верой и крещением со Христом. Неблаговоление Божие ко всем людям и было, и продолжается — до тех пор, пока они не соединятся со Христом. Бог наш есть Огнь поядающий — вне Христа. Во Христе Его милость и благоволение — к каждому человеку, который вместе с Ним. Если с нами Бог — кто может быть против нас! Если Его благоволение к людям — все совершит, все исполнит Господь, приведет всех, кто с Ним, к вечной славе.

«Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною». Первый Адам был изгнан из рая в пустыню, и Христос, исполненный Духа Святого, идет в пустыню, чтобы найти его там и привести снова в рай. Если бы Господь не сразился с диаволом, Он не даровал бы нам победу над ним. Он показывает нам, что диавол воюет против всех, кто желает идти путем истины и как надо хранить себя, чтобы немощью души не предать благодать тайны. Подобно Адаму в раю, Господь находится в пустыне с послушными Ему зверями, и Ангелы служат Ему. Мы видим вечное блаженство, для которого создан человек. История рода человеческого находит свое завершение во Христе Иисусе, Пастыре, Мессии, но также Сыне Божием и Сыне Человеческом, Который должен умереть.

«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Господь начинает проповедь после того, как Иоанн завершил свою. Он был предан, как Сам Господь будет предан и Его ученики после Него. Иоанн Предтеча, первый по благодати мученик, прежде всех приобщился крестному пути Христовой Церкви. Христос возвращается в Галилею, откуда Он пришел на Иордан к Иоанну. Его проповедь названа Евангелием Царства Божия — благая весть, исходящая от Бога и обращенная к людям. Христос пришел, чтобы установить Царство Божие среди людей.

Прежде всего Христос возвещает о небывалых переменах в мире: «Исполнилось время, и приблизилось Царство Божие». О каком времени идет речь? Что такое Царство Божие, которое приблизилось? Очень трудно отвечать словами. Нигде Евангелие не дает определение Царства Божия. Христос предлагает притчи, приоткрывающие тайну, но она слишком глубока, чтобы попытаться одним умом постигнуть ее. По крайней мере, невозможно ничего узнать о Царстве Божием, не живя им изнутри.

Однако Христос ясно говорит, что это — то, чего не было раньше. Во время Его Крещения разверзлись небеса, открылась связь между миром, который находится вверху, и миром, который находится внизу. Явилась слава Божественного света, Божественной жизни и Божественной любви. Бог содержит время в Своей власти. «Исполнилось время, и приблизилось Царство Божие». Ныне Христос возвещает о новой жизни, которая начинается с Его Крещения и Его проповеди.

Вторая часть этой проповеди — настойчивый призыв ко всем людям: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Недостаточно знать, что Царство Божие приблизилось. Кто стоит к нему спиной, остается чуждым ему. Надо повернуться к нему, обратиться, покаяться и начать жить деятельным исканием этого Царства. Христос говорит о необходимости решительного принятия этого дара. Он зовет нас к некоторого рода риску, вдохновляемому верой в Евангелие, которое Он возвещает. Иудеи в неразумии своем ожидали явления Мессии во внешнем величии и славе, и потому полагали, что когда Царство Божие приблизится, они должны будут приготовиться к войне и к победе. А Христос говорит им в виду этого приближающегося Царства, что они должны покаяться и веровать в Евангелие. Покаянием мы должны оплакать наши грехи и оставить их, а верою — принять их прощение. То и другое должно идти вместе. Мы не должны думать, что усилия изменить нашу жизнь спасут нас без веры в благодать и праведность Христову. Или что вера во Христа спасет нас без перемены наших сердец и нашей жизни. Христос соединил то и другое вместе, и пусть никто не пытается это разделить. Так началась проповедь Евангелия, и так она продолжается. Доныне Христос зовет всех: «Покайтесь и веруйте, и живите жизнью покаяния и веры».

Христос — Тот, Кто возвещает Евангелие и, одновременно Тот, о Ком Евангелие возвещает. Благая Весть — это Он Сам. Исходя из этого, первые слова Евангелия от Марка: «Начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия» можно понимать так: «Начало Евангелия, которое есть Иисус Христос Сын Божий» (Мк. 1, 1).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Как выйти из этого самообмана
Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице
23.08.2025
Адам и Ева — образ и символ всех будущих браков
Евангелие субботы (Мф, 78 зач., 19, 3—12)
23.08.2025
Когда будет утрачен смысл существования земли
Евангелие пятницы (Мф, 100 зач., 24, 27—33, 42—51)
22.08.2025
Мерзость запустения на месте святе
Евангелие четверга (Мф, 99 зач., 24, 13—28)
21.08.2025
Завещание святителя Митрофана
Слово в день памяти святителя Митрофана Воронежского
20.08.2025
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Кровь праведников горит на главах их убийц до колена сотого
Евангелие среды (Мф, 96 зач., 23, 29—39)
20.08.2025
Нашей безсмертной душе неестественен грех
Слово на Преображение Господне
19.08.2025
Все места встречи с Господом — гора Фавор
Евангелие вторника. Преображение Господне (Мф, 70 зач., 17, 1—9)
19.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Принятие Божией воли о нашей истории
Новый комментарий от С. Югов
24.08.2025 22:29
Главные ошибки Ельцина
Новый комментарий от С. Югов
24.08.2025 22:20
«О! Сколько нам событий чудных готовит Просвещенья дух...»
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.08.2025 21:37
На членистоногих водружается панцирь…
Новый комментарий от Александр Тимофеев
24.08.2025 20:06
О преодолении распада
Новый комментарий от Александр Волков
24.08.2025 12:19