Символично, что накануне Дня города в Санкт-Петербурге был проведён первый этап конкурса памятников святой преподобномученице Марии Гатчинской, которая является небесным покровителем не только Гатчины, но также и Санкт-Петербурга. Ведь она родилась, выросла, училась в городе на Неве и свой мученический подвиг она приняла в Санкт-Петербурге, будучи арестованной и заключенной в тюрьму на Шпалерной, а умерла после истязаний в Александровской больнице.
В связи со 150-летием со дня её рождения в 2024 году правительство Ленобласти приняло решение об установке памятника святой в Гатчине на месте её дома близ Павловского собора. Конкурс проектов был объявлен в апреле 2025 года, а 23 мая в выставочном зале Музейного объединения на Смольной улице.
Я уже писал на тему, каким может быть памятник Марии Гатчинской. Исполнительный директор Союза художников Ленобласти, который и проводил конкурс, Мария Михайловна Кошеверская пригласила меня на просмотр проектов, за что я ей очень благодарен.
Сразу скажу, что я был впечатлен конкурсным просмотром.
Во-первых, поразил размах конкурса. На него откликнулись около 40 скульпторов. Такому количеству проектов было даже тесно в небольшом выставочном зале.
Во-вторых, поразило разнообразие проектов, их необычность и креативность. Практически каждый проект поражал какой-то творческой находкой. По понятным причинам на представленных проектах не было указания авторства, для того чтобы высокая комиссия вынесла объективное решение.
Однако я пришёл пораньше и застал установку авторами своих проектов в зале. С некоторыми удалось познакомиться и пообщаться.
Что можно сказать конкретнее о проектах?
Несколько проектов представляли скорее архитектурные композиции, нежели скульптурные: наподобие часовен или стелл с иконой святой.
Все остальные проекты при всем разнообразии можно разделить по композиции на две группы: 1) памятники, на которых Мария стоит в полный рост, и 2) памятники, на которых святая возлежит. Это связано с самим образом подвига Марии Гатчинской. Она совершила необычайный подвиг: будучи поражена тяжелой болезнью и прикована к кровати, она, приняв монашеский постриг, более двадцати лет возлежала в своей келье неподвижно на одре болезни, окормляя и утешая множество приходивших к ней людей, причём в самое лютое время гонений на веру.
В своей статье я уже выражал мысль, что памятники святым должны отражать образ их подвига. И это мы видим в памятниках преподобному Серафиму Саровскому, который предстает в молитве на камне, в памятниках св. Иоанну Кронштадтскому, который изображается с потиром в руках, служащим литургию. Есть памятники блаженной Матроне Московской, где она возседает на своей кроватке. А блаженная Ксения на памятниках, как правило, идет с посохом в руках как странница. Это вполне естественно и очевидно.
Подвиг Марии Гатчинской не так просто воплотить в скульптуре: композиция с лежащей фигурой является сложной задачей для скульптора. Стоящая фигура, кажется, более выразительной. Поэтому не удивительно, что многие авторы выбрали именно ростовую композицию памятника. Но именно в этих проектах произошёл, если так можно сказать, «эффект неузнаваемости». В ростовых памятниках не узнаёшь матушку Марию Гатчинскую. Она похожа скорее на преподобномученицу Елизавету Федоровну, также в апостольнике, также со крестом в руке. И если не подписать такие проекты, никогда не догадаешься, что это знакомая и любимая святая.
Впрочем, такое впечатление вполне предсказуемо, ведь мать Мария запечатлена на редких прижизненных фотографиях именно возлежащей на одре болезни, и нет ни одной фотографии, где бы она была запечатлена в рост. Её не видели такой почитатели-современники. В нашем сознании мать Мария также представляется возлежащей на одре болезни.
Поэтому практически все ростовые проекты, при всей их внешней пластической выразительности, не обладают главным достоинством – они не воплощают подлинную Марию Гатчинскую.
Что касается возлежащей композиции, здесь нужно отметить очень разный художественный уровень проектов. Не все скульпторы смогли прочувствовать духовную глубину её подвига. Здесь можно выделить также два направления художественных поисков. Во-первых, несколько работ впадает в излишний натурализм. Мать Мария изображается в кровати как лежачая тяжелая больная, что напоминает скорее сцену из больничной палаты. Такой памятник уместнее было бы установить возле какой-нибудь больницы. На одном проекте святая вообще изображена сидящей в кресле, что невольно вызывает образ отдыхающей, а не страждущей подвижницы.
Другие композиции соблюдают необходимый духовный символизм. Одр болезни Марии Гатчинской изображается не как обычная кровать, а как место её подвига и молитвы, как её личная голгофа.
К тому же, нужно учитывать важное обстоятельство. Опыт установки памятников святым говорит о том, что независимо от замысла автора эти памятники становятся объектом молитвы и почитания, своего рода иконами в бронзе. Говорю об этом, имея в виду конкретный пример – памятник св. Иоанну Кронштадтскому у его Мемориального Музея в Кронштадте. Перед этим трогательным памятником московского скульптора Андрея Соколова посетители музея молятся, читают акафисты, прикладываются. Бронзовая рука Кронштадтского пастыря уже отшлифована до золотого блеска.
Эту иконную функцию памятника Марии Гатчинской тоже нужно учитывать уже на стадии проекта. У памятника будут читать молитвы, петь тропарь, а в дни её праздника к памятнику будут совершаться крестные ходы из собора и служиться молебны.
Мне казалось, что я не смогу увидеть воплощёнными в одном проекте всё, о чём я здесь написал. Тем не менее, обойдя всю выставку, в дальнем от входа углу, я увидел проект, который, как мне показалось, воплотил в себе все эти пожелания: возлежащая фигура святой, в которой сразу узнаётся матушка Мария, выполненная в условно-символическом стиле, кровать похожа скорее на линию духовного восхождения к небу, а лик святой напоминает древние иконы и вызывает желание помолиться и излить сердце. Мне показалось, что этот вариант памятника не вызовет ни у кого возражения. Думаю, что его примет народ и его полюбят горожане и гости Гатчины. Единственно, я бы предложил воздвигнуть над памятником сень, которая бы защищала его от дождя и снега.
Я естественно не могу назвать имя автора, потому что сам его не знаю, но думаю, что Вы легко сможете определить по фоткам тот проект, которому я отдал свое предпочтение.
В результате просмотра комиссии под председательством главы комитета по сохранению культурного наследия Ленобласти Владимира Цоя было отобрано 5 призовых проектов для следующего этапа. Три из них я опубликовал в этом посте (не буду указывать, какие именно). В конкурсную комиссию входит правящий архиерей Гатчинской епархии епископ Митрофан. На смотре проектов присутствовал его представитель секретарь епархии протоиерей Владимир Глазунов. Очевидно, что слово владыки будет иметь важное значение в окончательном выборе проекта.
А мы можем выразить свои впечатления от представленных проектов.
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети