Узкие врата ведут к подлинному спасению

Первая неделя Великого поста в пермском староверческом храме

Великий пост 
0
50
Время на чтение 4 минуты
Фото: предоставлено автором

«Не всё коту Масленица – будет и Великий пост», – гласит мудрая народная поговорка. И впрямь, к вечеру Прощённого воскресенья позади осталась сырная седмица с её непременными блинами, маслицем и сметанкой, рыбкой с икоркой, омлетами, творожком да сырами. Полной противоположностью этой обильной на лакомства неделе является самый длинный в году строгий пост. В автобусе, следовавшем до Перми, мне встретилась давно не виданная мною соученица по школе и, узнав, что я еду молиться в старообрядческую церковь, не без гордости сказала: «А мы – православные!» «А мы кто, по-вашему, инославные? – спросила я. – Мы, что – мусульмане? Католики? Буддисты? Мы – самые настоящие православные, сохранившие святоотеческую веру!» И заново удивилась тому, как веками отшиблена в народе историческая память. Мало кто знает о трагедии церковного Раскола середины 17-го века, о протопопе Аввакуме, о его сторонниках Иване Неронове, Павле Коломенском и о других, а о боярыне Морозовой помнят в лучшем случае лишь по картине Василия Сурикова.

И вот я подхожу к одному из лучших в провинциальной России храмовому комплексу и, сотворив крестное знамение, читаю знакомое объявление у входа в наш Храм имени святителя Стефана Пермского: «Дорогие Братья и Сёстры! В храме запрещено: мужчинам находиться в головных уборах, женщинам – без платка и в брюках».

И всё же иные захожанки пытаются оспорить эти запреты, но мы вежливо и твёрдо объясняем им наши строгие правила, а желающим поставить свечи предлагаем юбки и платки для временного пользования.

Уже на вечерней воскресной службе читалась покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, составленная праведным сирийцем в четвёртом веке: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь» с земными поклонами.

Первый день Великого поста. Привычные чёрные кафтаны у поющих на правом клиросе мужчин, тёмные платки и традиционные сарафаны у женщин на левом клиросе. За Часами следуют кафизмы и псалмы, множество земных поклонов в подрушники. Короткая лития и полуторачасовое чтение канонов. После перерыва – ровно в два часа дня – настоятель Храма о. Никола торжественно читает Великий покаянный канон святого Андрея Критского с повторами: «Слава Тебе, Боже Наш, слава Тебе!». Сей канон – своего рода покаянный плач, раскрывающий всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой на спасение. Он читается с понедельника по четверг включительно. Пища в первый день поста не поставляется, лишь немногие болящие вкушают чёрный хлеб с солью и водой. В последующие дни – самая скромная трапеза без подсолнечного масла. Иные прихожане до причастия не едят ничего варёного: только сухоядение. Многим неверующим людям это кажется чем-то невообразимым, настолько наш русский народ утратил веру в Бога и волю к лучшей жизни.

По давно устоявшейся традиции в первую неделю поста к покаянию готовятся клирошане и весь актив нашего дружного прихода. Пермский храм рассчитан на четыреста прихожан – из расчёта, что каждый из них может сотворить земные поклоны, но ежедневно в церкви молились не более пятидесяти человек. Батюшка горько сетовал по этому поводу: «Если бы все русские люди твёрдо уверовали в Бога и молились бы в церкви, у нас не было бы ни войн, ни преступлений, ни жажды наживы любым путём, ни мерзости матерщины, табакокурения и алкоголизма, ни прочих бед». И впрямь, главной причиной ныне переживаемой нами русской катастрофы является отсутствие подлинно православной веры у самих русских, надлом их воли, духа и способности к созидательному, высокопрофессиональному труду. В Х веке, в 988-м году, был заложен наш духовный фундамент, в Киевской Руси сформировалась русская национальная идея спасения, нацеленная на духовно-нравственное становление и преображение человека и мира, на спасение в земной и вечной жизни. Страшно расплачивается наш народ за отказ от веры в Бога и русской идеи спасения.

В четверг о. Никола начал принимать исповедников и продолжил с утра в пятницу. Первыми встали на покаяние мужчины-клирошане да отроки-чтецы, следом за ними – женщины. Я исповедалась в пятницу и была допущена к причастию. Нелёгким для нас, исповедников, стал пятый день Великого поста: после окончания службы вновь читались каноны, а в субботу восьмого марта мы, ночевавшие в здании епархиального управления, встали в пять утра, и снова явились в церковь на чтение причастных часов. Оба батюшки, старший и младший, вместе с диаконом молились вместе с нами. Нелёгок путь священников-староверов: непрестанные молитвы и требы, терпеливое выслушивание и отпущение многих грехов, поездки к болящим и немощным по всему Пермскому краю, но стойко и мужественно несут они свой крест, трудясь во славу Божию.

И вот, наконец, настала субботняя литургия со всеми её молитвами и херувимской песнью, долгожданная литургия, на которой причастились более сорока человек вместе с детьми. Белые платки на головах женщин и девочек, радостные, сияющие лица. Можно образно представить наши грехи сорняками, которые скашиваются после покаяния, а после причастия сжигаются сами корни этих сорняков. На причастившегося человека не имеет силу колдовство, в нём живёт Сам Бог. После причастия в душе наступает мир и покой, исчезает страх смерти, появляются силы и желание молиться, трудиться для Бога.

В первую неделю поста в нашем храме собиралась гуманитарная помощь для староверов прихода Ольховатки в Донецкой народной республике. Наши прихожане стремились помочь им и деньгами, и вещами, и продуктами. Молодой и деятельный священник о. Артемий из Лысьвы отправится туда на второй неделе Великого поста с собранной нами помощью.

Уставшая, но счастливая, вернулась я домой в субботу с огромным желанием поведать всем своим читателям о нашей вере, о тех узких вратах, что ведут к подлинному спасению.

Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Васильевна Чудинова
Филиал Ельцин-центра в Москве – наглый вызов народу
От нашей твёрдой гражданской позиции напрямую зависит будущее России
24.02.2025
Чьи интересы защищает закон Российской Федерации?
Главные наши сражение с вопиющим беззаконием ещё впереди
12.02.2025
Наша историческая задача – вочеловечение народа
Справедливость, солидарность и созидание – таковы составляющие вочеловечения нашего многострадального народа
06.02.2025
Во Иордане крещающутися Господи
Вера в Бога и воля к лучшей, достойной человека жизни призваны стать определяющими в судьбе каждого русского человека
21.01.2025
Как заменить капитализм на солидарный строй
По всем направлениям нас ждут серьёзные испытания – проблемы демографии, миграции, образования, экономики
11.01.2025
Все статьи Галина Васильевна Чудинова
Великий пост
Сокровища церкви. Часть 2
«Союз-онлайн с архипастырем»
10.03.2025
«Торжество Православия связано с победой Православия над ересями»
Каждое первое воскресенье Великого поста мы вспоминаем подвиг всех тех, кто защитил веру православную
10.03.2025
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
09.03.2025
Православие — это правомыслие и праводелание
Слово в день Торжества Православия
08.03.2025
Иконы – это проявление любви Божией к человеку
Неделя Торжества Православия
08.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
С кем вы, мастера халтуры?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.03.2025 00:05
Праздник русских женщин
Новый комментарий от Vladislav
09.03.2025 23:00
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от С. Югов
09.03.2025 20:17
«Стоит ли отдавать дочь в класс с нерусскими?»
Новый комментарий от Калужанин
09.03.2025 19:28
Как часто надо причащаться?
Новый комментарий от Виктор Фролов
09.03.2025 17:31
В чём заключается «благовестие» Мартина Хайдеггера?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
09.03.2025 17:20