«Не всё коту Масленица – будет и Великий пост», – гласит мудрая народная поговорка. И впрямь, к вечеру Прощённого воскресенья позади осталась сырная седмица с её непременными блинами, маслицем и сметанкой, рыбкой с икоркой, омлетами, творожком да сырами. Полной противоположностью этой обильной на лакомства неделе является самый длинный в году строгий пост. В автобусе, следовавшем до Перми, мне встретилась давно не виданная мною соученица по школе и, узнав, что я еду молиться в старообрядческую церковь, не без гордости сказала: «А мы – православные!» «А мы кто, по-вашему, инославные? – спросила я. – Мы, что – мусульмане? Католики? Буддисты? Мы – самые настоящие православные, сохранившие святоотеческую веру!» И заново удивилась тому, как веками отшиблена в народе историческая память. Мало кто знает о трагедии церковного Раскола середины 17-го века, о протопопе Аввакуме, о его сторонниках Иване Неронове, Павле Коломенском и о других, а о боярыне Морозовой помнят в лучшем случае лишь по картине Василия Сурикова.
И вот я подхожу к одному из лучших в провинциальной России храмовому комплексу и, сотворив крестное знамение, читаю знакомое объявление у входа в наш Храм имени святителя Стефана Пермского: «Дорогие Братья и Сёстры! В храме запрещено: мужчинам находиться в головных уборах, женщинам – без платка и в брюках».
И всё же иные захожанки пытаются оспорить эти запреты, но мы вежливо и твёрдо объясняем им наши строгие правила, а желающим поставить свечи предлагаем юбки и платки для временного пользования.
Уже на вечерней воскресной службе читалась покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, составленная праведным сирийцем в четвёртом веке: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь» с земными поклонами.
Первый день Великого поста. Привычные чёрные кафтаны у поющих на правом клиросе мужчин, тёмные платки и традиционные сарафаны у женщин на левом клиросе. За Часами следуют кафизмы и псалмы, множество земных поклонов в подрушники. Короткая лития и полуторачасовое чтение канонов. После перерыва – ровно в два часа дня – настоятель Храма о. Никола торжественно читает Великий покаянный канон святого Андрея Критского с повторами: «Слава Тебе, Боже Наш, слава Тебе!». Сей канон – своего рода покаянный плач, раскрывающий всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой на спасение. Он читается с понедельника по четверг включительно. Пища в первый день поста не поставляется, лишь немногие болящие вкушают чёрный хлеб с солью и водой. В последующие дни – самая скромная трапеза без подсолнечного масла. Иные прихожане до причастия не едят ничего варёного: только сухоядение. Многим неверующим людям это кажется чем-то невообразимым, настолько наш русский народ утратил веру в Бога и волю к лучшей жизни.
По давно устоявшейся традиции в первую неделю поста к покаянию готовятся клирошане и весь актив нашего дружного прихода. Пермский храм рассчитан на четыреста прихожан – из расчёта, что каждый из них может сотворить земные поклоны, но ежедневно в церкви молились не более пятидесяти человек. Батюшка горько сетовал по этому поводу: «Если бы все русские люди твёрдо уверовали в Бога и молились бы в церкви, у нас не было бы ни войн, ни преступлений, ни жажды наживы любым путём, ни мерзости матерщины, табакокурения и алкоголизма, ни прочих бед». И впрямь, главной причиной ныне переживаемой нами русской катастрофы является отсутствие подлинно православной веры у самих русских, надлом их воли, духа и способности к созидательному, высокопрофессиональному труду. В Х веке, в 988-м году, был заложен наш духовный фундамент, в Киевской Руси сформировалась русская национальная идея спасения, нацеленная на духовно-нравственное становление и преображение человека и мира, на спасение в земной и вечной жизни. Страшно расплачивается наш народ за отказ от веры в Бога и русской идеи спасения.
В четверг о. Никола начал принимать исповедников и продолжил с утра в пятницу. Первыми встали на покаяние мужчины-клирошане да отроки-чтецы, следом за ними – женщины. Я исповедалась в пятницу и была допущена к причастию. Нелёгким для нас, исповедников, стал пятый день Великого поста: после окончания службы вновь читались каноны, а в субботу восьмого марта мы, ночевавшие в здании епархиального управления, встали в пять утра, и снова явились в церковь на чтение причастных часов. Оба батюшки, старший и младший, вместе с диаконом молились вместе с нами. Нелёгок путь священников-староверов: непрестанные молитвы и требы, терпеливое выслушивание и отпущение многих грехов, поездки к болящим и немощным по всему Пермскому краю, но стойко и мужественно несут они свой крест, трудясь во славу Божию.
И вот, наконец, настала субботняя литургия со всеми её молитвами и херувимской песнью, долгожданная литургия, на которой причастились более сорока человек вместе с детьми. Белые платки на головах женщин и девочек, радостные, сияющие лица. Можно образно представить наши грехи сорняками, которые скашиваются после покаяния, а после причастия сжигаются сами корни этих сорняков. На причастившегося человека не имеет силу колдовство, в нём живёт Сам Бог. После причастия в душе наступает мир и покой, исчезает страх смерти, появляются силы и желание молиться, трудиться для Бога.
В первую неделю поста в нашем храме собиралась гуманитарная помощь для староверов прихода Ольховатки в Донецкой народной республике. Наши прихожане стремились помочь им и деньгами, и вещами, и продуктами. Молодой и деятельный священник о. Артемий из Лысьвы отправится туда на второй неделе Великого поста с собранной нами помощью.
Уставшая, но счастливая, вернулась я домой в субботу с огромным желанием поведать всем своим читателям о нашей вере, о тех узких вратах, что ведут к подлинному спасению.
Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край