Узкие врата ведут к подлинному спасению

Первая неделя Великого поста в пермском староверческом храме

Великий пост 
0
129
Время на чтение 4 минуты
Фото: предоставлено автором

«Не всё коту Масленица – будет и Великий пост», – гласит мудрая народная поговорка. И впрямь, к вечеру Прощённого воскресенья позади осталась сырная седмица с её непременными блинами, маслицем и сметанкой, рыбкой с икоркой, омлетами, творожком да сырами. Полной противоположностью этой обильной на лакомства неделе является самый длинный в году строгий пост. В автобусе, следовавшем до Перми, мне встретилась давно не виданная мною соученица по школе и, узнав, что я еду молиться в старообрядческую церковь, не без гордости сказала: «А мы – православные!» «А мы кто, по-вашему, инославные? – спросила я. – Мы, что – мусульмане? Католики? Буддисты? Мы – самые настоящие православные, сохранившие святоотеческую веру!» И заново удивилась тому, как веками отшиблена в народе историческая память. Мало кто знает о трагедии церковного Раскола середины 17-го века, о протопопе Аввакуме, о его сторонниках Иване Неронове, Павле Коломенском и о других, а о боярыне Морозовой помнят в лучшем случае лишь по картине Василия Сурикова.

И вот я подхожу к одному из лучших в провинциальной России храмовому комплексу и, сотворив крестное знамение, читаю знакомое объявление у входа в наш Храм имени святителя Стефана Пермского: «Дорогие Братья и Сёстры! В храме запрещено: мужчинам находиться в головных уборах, женщинам – без платка и в брюках».

И всё же иные захожанки пытаются оспорить эти запреты, но мы вежливо и твёрдо объясняем им наши строгие правила, а желающим поставить свечи предлагаем юбки и платки для временного пользования.

Уже на вечерней воскресной службе читалась покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, составленная праведным сирийцем в четвёртом веке: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь» с земными поклонами.

Первый день Великого поста. Привычные чёрные кафтаны у поющих на правом клиросе мужчин, тёмные платки и традиционные сарафаны у женщин на левом клиросе. За Часами следуют кафизмы и псалмы, множество земных поклонов в подрушники. Короткая лития и полуторачасовое чтение канонов. После перерыва – ровно в два часа дня – настоятель Храма о. Никола торжественно читает Великий покаянный канон святого Андрея Критского с повторами: «Слава Тебе, Боже Наш, слава Тебе!». Сей канон – своего рода покаянный плач, раскрывающий всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой на спасение. Он читается с понедельника по четверг включительно. Пища в первый день поста не поставляется, лишь немногие болящие вкушают чёрный хлеб с солью и водой. В последующие дни – самая скромная трапеза без подсолнечного масла. Иные прихожане до причастия не едят ничего варёного: только сухоядение. Многим неверующим людям это кажется чем-то невообразимым, настолько наш русский народ утратил веру в Бога и волю к лучшей жизни.

По давно устоявшейся традиции в первую неделю поста к покаянию готовятся клирошане и весь актив нашего дружного прихода. Пермский храм рассчитан на четыреста прихожан – из расчёта, что каждый из них может сотворить земные поклоны, но ежедневно в церкви молились не более пятидесяти человек. Батюшка горько сетовал по этому поводу: «Если бы все русские люди твёрдо уверовали в Бога и молились бы в церкви, у нас не было бы ни войн, ни преступлений, ни жажды наживы любым путём, ни мерзости матерщины, табакокурения и алкоголизма, ни прочих бед». И впрямь, главной причиной ныне переживаемой нами русской катастрофы является отсутствие подлинно православной веры у самих русских, надлом их воли, духа и способности к созидательному, высокопрофессиональному труду. В Х веке, в 988-м году, был заложен наш духовный фундамент, в Киевской Руси сформировалась русская национальная идея спасения, нацеленная на духовно-нравственное становление и преображение человека и мира, на спасение в земной и вечной жизни. Страшно расплачивается наш народ за отказ от веры в Бога и русской идеи спасения.

В четверг о. Никола начал принимать исповедников и продолжил с утра в пятницу. Первыми встали на покаяние мужчины-клирошане да отроки-чтецы, следом за ними – женщины. Я исповедалась в пятницу и была допущена к причастию. Нелёгким для нас, исповедников, стал пятый день Великого поста: после окончания службы вновь читались каноны, а в субботу восьмого марта мы, ночевавшие в здании епархиального управления, встали в пять утра, и снова явились в церковь на чтение причастных часов. Оба батюшки, старший и младший, вместе с диаконом молились вместе с нами. Нелёгок путь священников-староверов: непрестанные молитвы и требы, терпеливое выслушивание и отпущение многих грехов, поездки к болящим и немощным по всему Пермскому краю, но стойко и мужественно несут они свой крест, трудясь во славу Божию.

И вот, наконец, настала субботняя литургия со всеми её молитвами и херувимской песнью, долгожданная литургия, на которой причастились более сорока человек вместе с детьми. Белые платки на головах женщин и девочек, радостные, сияющие лица. Можно образно представить наши грехи сорняками, которые скашиваются после покаяния, а после причастия сжигаются сами корни этих сорняков. На причастившегося человека не имеет силу колдовство, в нём живёт Сам Бог. После причастия в душе наступает мир и покой, исчезает страх смерти, появляются силы и желание молиться, трудиться для Бога.

В первую неделю поста в нашем храме собиралась гуманитарная помощь для староверов прихода Ольховатки в Донецкой народной республике. Наши прихожане стремились помочь им и деньгами, и вещами, и продуктами. Молодой и деятельный священник о. Артемий из Лысьвы отправится туда на второй неделе Великого поста с собранной нами помощью.

Уставшая, но счастливая, вернулась я домой в субботу с огромным желанием поведать всем своим читателям о нашей вере, о тех узких вратах, что ведут к подлинному спасению.

Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2.

"Мы – самые настоящие православные, сохранившие святоотеческую веру!» И заново удивилась тому, как веками отшиблена в народе историческая память."...

Ну, можно вспомнить, скажем грузин, которые стали православными еще в четвертом веке. Они двумя перстами крестятся? Никто не ведает уже, кто выдумал на Руси двуперстие.
Рабочий / 10.03.2025, 07:22

1. 1

Полотна Сурикова " Боярыня Морозова" и Репина " Крестный ход в Курской губернии" рассказывают о той реальности , о которую разбивают все сказочные истории о царском режиме, сочиняемые сейчас буквально на коленке.
учитель / 10.03.2025, 06:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Васильевна Чудинова
Формы народного протеста против «пятой колонны» во власти
Не стоит забывать, что Победа была одержана другим социальным строем – советским
10.04.2025
Что даёт человеку таинство соборования
Как проходило оно в нашем староверческом храме
02.04.2025
Главное – не останавливаться и продолжать работать
Дискуссионный клуб как способ объединения людей
31.03.2025
Каким видится наше будущее чиновникам и народом
Настоящая солидарность возникает не через навязывание «сверху», а через осознанное объединение вокруг значимых для народа ценностей и целей, то есть «снизу»
25.03.2025
Без понимания сути происходящего невозможно развитие
Хочется верить, что тяжелейшее завершение СВО будет способствовать исцелению нашего народа, обманутого «прелестями» капитализма
20.03.2025
Все статьи Галина Васильевна Чудинова
Великий пост
Нам не хватает человеческого тепла и любви
Вход Господень в Иерусалим
12.04.2025
«Бог, Который мир сотворил, поднимет людей из гробов их»
Человек похож на зерно, и Бог есть Тот, Кто даёт зерну ожить в земле, когда зерно умирает
12.04.2025
«Господи, уже смердит»
Слово в Лазареву субботу
12.04.2025
Чудо на Кипре. Святых можно видеть.
Четверодневный Лазарь. Явление на Кипре русскому человеку
12.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Космос - русский!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.04.2025 12:17
«Модератор» продолжает своё сатанинское дело
Новый комментарий от Калужанин
12.04.2025 10:52
Таможенные пошлины как инструмент мировой политики
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.04.2025 10:48
Белорусская идеология: плюсы и минусы
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.04.2025 10:10
Антоновский: глупость или наглость от самоуверенности?
Новый комментарий от Сергей Швецов
12.04.2025 10:00
Дневник комбрига
Новый комментарий от Elenaelena
12.04.2025 09:10
«Вся морда мокрая от слёз…»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.04.2025 08:33