Завершилась эта седмица, и жалко с ней расставаться. Помню, как один молодой человек, побывавший в первый раз на службе первой седмицы Великого поста, с изумлением спрашивал: «Почему же Церковь не совершает такие службы в течение всего Поста? И вообще в течение всего года?» Нам открывается здесь удивительная глубина Великого покаянного канона, красота церковных песнопений. И после этих дней мы с особенным трепетом воспринимаем чудо Божественной литургии. Будем помнить, как готовились мы к первому причастию: какой молитвой, каким постом, каким покаянием. И Церковь напоминает нам слово апостола Павла, что смысл нашей жизни и всех наших духовных подвигов — в том, чтобы в ответ на этот дар мы принесли себя в жертву благоугодную Господу. Это значит, что не красота пения и не красота богослужений все определяет. Наша жизнь не может быть благоугодной Богу, не может быть приятной Ему жертвой, если мы не будем исполнять волю Божию, не научимся единственной заповеди — о любви к Богу и к человеку. И вся красота богослужений будет пустой, лишенной всякого содержания.
Об этом с первых дней Поста возвещает нам Церковь через ветхозаветных пророков. Вот слова пророка Осии: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6, 6). «Милость» и «благодать» на языке Писания — это одно и то же слово. «Милость и истина сретостеся» — вот что такое Божественная литургия. Всякая жертва имеет значение только тогда, когда она прикасается к благодати и истине. А пророк Исаия грозно выносит суд: «Праздники ваши ненавидит душа моя, — это он о богослужениях говорит, — они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим» (Ис. 1, 17—18). До скончания века звучат эти слова. Господь говорит нам, что без Ветхого Завета, так обильно предлагаемого нам Великим постом, без стремления жить по совести и правде мы не можем воспринять Новый Завет с его заповедями блаженства, которыми всякий раз открывается Божественная литургия. Наша каждодневная жизнь должна стать жизнью по истине Христовой, иначе богослужение будет театром. Театром? Так сказал один из древних отцов: «Мы будем играть комедию богослужений, если наша жизнь не будет жизнью по истине и правде каждый день». Господь напоминает нам, что красота богослужений запечатлена Его Крестом, Его пречистым Телом и Кровию, Его Божественной истиной, Его правдой.
Жизнь всех святых отмечена Крестом и реальным приобщением Ему в самом великом таинстве Церкви. Мы читаем в службе великомученику Феодору Тирону, что он как сладкий хлеб принес себя Пресвятой Троице, когда был предан страданиям в огне. И это есть тайна нашего сегодняшнего причастия. Чтобы за всецелое предание Господу во всех скорбях и если сподобит Господь «в огненных искушениях» по слову Писания нам даровано было, как святому великомученику Феодору Тирону, как святой праведной Матроне Московской, память которой также совершает сегодня Церковь, духовное прозрение. Мы все время напоминаем, что смысл Великого поста не в воздержании, а во вкушении. «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33, 9). Мы вкушаем Хлеб Небесный, и это означает, что мы сами должны принести свою жизнь, свое тело и душу Господу как жертву благоприятную.
Речь идет не о том, что Господу не угодны наши богослужения и красота наших песнопений. Он любит наши богослужения, Он хочет, чтобы они совершались каждый день. Он благословляет тех, кто каждый день или столько, сколько может вместить, и столько, сколько жизнь ему позволяет по Промыслу Божию, приходит в храм, потому что это особенное место Его присутствия и встречи с нами. Но Господь хочет, чтобы мы узнали, что красота Церкви — это Крест: «Крест — красота Церкви». Чтобы мы не фальшивили в пении в самом главном смысле, чтобы в каждом слове, которое мы произносим, была правда. Он хочет только одного — чтобы исходя из храма мы продолжали путь вместе с Ним, чтобы мы не расслаблялись после первой седмицы, которая называется чистой, и устремлялись к еще большей чистоте — к той, о которой Христос говорит: «блаженны чистые сердцем». Так мы должны идти ко Господу в течение всего Поста и в течение всей нашей жизни. Чтобы все, что Христово — Его чистота, Его смирение, Его любовь, Его жертвенность, Его Крест, Слава Его Воскресения — принадлежало нам.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России