В стенах Свято-Троицкого мужского монастыря города Чебоксар 16 февраля 2025 года прошло мероприятие, на котором кандидат исторических наук и доцент кафедры отечественной и всеобщей истории ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Фёдор Николаевич Козлов выступил с лекцией на тему «Смута в Русской церкви: митрополиты Михаил, Киприан, Пимен и Дионисий».
Согласно решению Константинопольского патриарха, после кончины святителя Алексия на должность предстоятеля всей Русской церкви должен был быть назначен митрополит Киевский Киприан. Однако великий князь Дмитрий Иванович считал его сторонником Литвы и решил поставить на митрополичий престол своего духовника Митяя. Этот человек был видным и красноречивым, с громким и чистым голосом, начитанным и умеющим говорить убедительно. Дмитрий Иванович уговорил его принять монашеский постриг с именем Михаил и в день пострижения сделал архимандритом московского Спасского монастыря. Однако он проявил властолюбие, начал наказывать священников-монахов и даже выступил против Сергия Радонежского и Дионисия Суздальского.
С этого момента в митрополии началась борьба за власть между ставленником Дмитрия Ивановича и официально утверждённым в Константинополе митрополитом Киприаном.
О том, кого из кандидатов поддерживали в Новгороде, точных сведений нет, но можно предположить, что архиепископ Алексий не был против кандидатуры Митяя, в отличие от многих русских священнослужителей, которых возмутило самоуправство великого князя. Отношения Москвы с Новгородом оставались дружественными с 1375 года, когда великий князь Дмитрий Иванович заключил «докончание» с тверским князем Михаилом Александровичем, что стало итогом войны.
Пимен был назначен митрополитом Киевским и всея Руси, а Киприан остался митрополитом Литовской Руси. Реакция князя Дмитрия была резкой: он не принял Пимена и отправил его в ссылку в Чухлому. Вместо Пимена Дмитрий пригласил на Московскую кафедру Киприана.
Дионисий Суздальский, вернувшийся из Константинополя, рассказал Дмитрию Донскому, что Пимен фактически купил себе назначение у корыстолюбивых греков. И снова Дмитрий пришёл в ярость и изгнал Пимена из Москвы. Дионисий отправился в Константинополь с просьбой Великого князя низложить Пимена и назначить Дионисия митрополитом всея Руси. Патриарх Нил согласился и назначил Дионисия, но при этом ещё были живы два митрополита всея Руси — Пимен и Киприан.
В результате в 1380 году православная русская митрополия оказалась разделена на три части: Галицкая Русь, захваченная Польшей, имела своего митрополита Антония; Западная Русь, подвластная Литве, — митрополита Киприана; Великая Русь — митрополита Пимена.
В 1381 году князь Дмитрий Московский отправил Пимена в ссылку и пригласил на митрополию Киприана. Однако, поссорившись с Киприаном, в 1382 году великий князь изгнал его из Москвы и вернул Пимена.
Дионисию не удалось утвердиться на митрополичьем престоле. Когда он возвращался из Константинополя через Киев, его схватили люди князя Владимира Ольгердовича. Через год он скончался в неволе.
Единственным митрополитом Русской Церкви был признан Киприан, и церковная смута на Руси закончилась.
Святитель Киприан родился примерно в 1330 году в Тырнове, который в то время был столицей Болгарского царства. По происхождению он был сербом или болгарином и провёл некоторое время на Афоне. В 1375 (или 1376) году он был рукоположен в митрополиты всея Руси патриархом Константинопольским Филофеем, ещё при жизни святого митрополита Алексия. Поэтому изначально он управлял только юго-западной частью Русской Церкви.
В 1373 году Киприан был отправлен патриархом в Литву и на Русь, чтобы примирить западных князей с митрополитом Алексием. В январе 1376 года он был рукоположен патриархом Филофеем и Собором в митрополиты Киевские, Русские и Литовские.
Киприан управлял Русской Церковью почти 30 лет, до своей смерти в 1406 году. Однако действительным митрополитом всея Руси он был только в течение 18 лет, особенно в последние годы своей жизни, когда правил при великом князе Василии Дмитриевиче.
Святитель Киприан уделял большое внимание правильности и благоприличию церковного богослужения. Он ввёл в церковную практику исправленные редакции основных богослужебных книг. Также он обличал злоупотребления в проведении богослужений, давал разъяснения церковным обычаям и постановлениям.
Помимо своей основной цели — объединения русских митрополий — святитель активно работал над исправлением богослужения, стремясь привести его в соответствие с установленными канонами. Он также лично переписал некоторые богослужебные книги.
В период его деятельности начался переход на сентябрьское новолетие, активно строились и украшались храмы.
Осенью 1406 года Киприан тяжело заболел и скончался 15 сентября в селе Голенищево, недалеко от Москвы. 16 сентября его похоронили в Успенском соборе Московского Кремля. Его мощи были обретены 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 марта 2017 года имя святого митрополита Киприана было включено в Собор Московских святителей.
Лариса Владимировна Иванова, историк, директор АНО «Дети Отчизны — достойная смена», Чебоксары