Кто более будет угоден Богу

Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Пастырская проповедь 
0
195

Господь встретил в Израиле людей, «которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лк. 18, 9). Это были фарисеи. Чтобы научить их не превозноситься и не презирать других, Господь сказал им следующую притчу.

Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой — мытарь. Для слушающих Господа эти слова очень четко обозначали разницу между двумя людьми: один представлял тех, кто строго соблюдал все предписания Церкви, кто утверждал официальную и законную святость, другой был сборщиком налогов и относился к категории всем известных грешников. «Фарисей, став», — вероятно в таком месте храма, где он мог быть хорошо виден всеми, — перечисляет перед Богом свои заслуги, которыми, как ему представляется, он обладает. Он не только сознает себя свободным от грехов, которые оскверняют «прочих людей», от того, чего и в помине нет в его делах общественных и личных. Но он полагает также, что есть у него некие сверхзаслуги, которые должны сделать Бога его должником. Он постится, и не раз в год, как предписывает Закон, а два раза в неделю, дает десятину — не только от скота и земли, по тому же Закону, а от всего, что приобретает — от всех своих покупок и от всякого труда. Молитва фарисея — хвала. Но не хвала Богу, а хвала себе. Молитва фарисея — благодарение, но, как услышим мы в Великом покаянном каноне на первой седмице Великого поста, безумное благодарение.

Мытарь молится по-иному. Он не выставляется перед людьми, но сокрывает себя от случайного любопытного взора. Он молится, «стоя вдали» — позади фарисея и всех людей. Он не решается подойти ближе к Богу. Он даже «не смеет поднять глаза на небо». Он глубоко переживает свое несчастье, охваченный смятеньем. Он приносит покаяние, «ударяя себя в грудь» — открывая таким образом глубину своего сердца. «Боже, милостив буди мне, грешному», — говорит он, не думая ни о чем, кроме как о своих грехах, не сравнивая себя ни с кем. Это смиренное прошение, в котором нет возврата к прежнему себялюбию, горделивому самооправданию, образует трещину в стене, отделяющей его от Бога.

Из этих двух людей, вошедших в храм помолиться, — кто более будет угоден Богу? Который из них вызовет по справедливости Божественное сострадание и обретет подлинную праведность, дар Царства Небесного? Конечно, не фарисей. Его законническая праведность — лишь обманчивая видимость. Поврежденная гордостью, она прямо противоположна праведности, дарующей спасение в час Сретения с Господом, когда Сын Человеческий явится во славе судить живых и мертвых. Эта праведность — внутренняя, духовная, потому что она созидается верою и любовью. И мытарь, а не фарисей, приемлет Божественную благодать. «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот».

Конечный приговор Господа имеет более обобщающее значение, чем сама притча и ее непосредственные участники. Он произносится как бы случайно и внезапно, но на самом деле весь вытекает из этого евангельского рассказа. «Всякий возвышающий сам себя, унижен будет» — и это сказано о фарисее, который, возвысив сам себя своей гордостью над всеми другими людьми, поставлен Богом ниже мытаря, презираемого им. «А уничижающий себя, возвысится». Эти слова в полной мере относятся к мытарю, который так смирился в своей молитве, стоя в ряду грешников, что поставлен Богом в ряду друзей Божиих.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Реальность наша нынешняя являет нам реальность, явление( извините за "тавтологию") того же порядка, то й же сути - красные и белые. И никто из них не может уподобиться мытарю - ведь нас то за что? И это может исправить только некое Событие.
Так уже было не раз.
Тогда никто не скажет - а нас за что...
Рабочий / 09.02.2025, 14:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
12.03.2025
Как хранить обретенные святыни, чтобы вновь не утратить их
Слово в день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи
09.03.2025
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
09.03.2025
Православие — это правомыслие и праводелание
Слово в день Торжества Православия
08.03.2025
«Мы видим, потому что Бог видит нас»
Слово в день памяти святой блаженной Матроны
08.03.2025
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Дела проявляют наличие духа, живущего в человеке»
Если вера есть, то добрых дел не может не быть
13.03.2025
Важнейшие для души службы Великого Поста, на
которых по вине нас, священников, не бывает большинство прихожан
11.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Современный облик Русской идеи
Новый комментарий от учитель
13.03.2025 17:00
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от С. Югов
13.03.2025 16:57
Многодетный сотрудник «РНЛ» со своими детьми участвует
Новый комментарий от Алексей Б
13.03.2025 16:55
Сегодня – в Сирии, завтра – в России?
Новый комментарий от Русский Иван
13.03.2025 16:52
Разве Россия вместе с Украиной – часть США или Израиля?
Новый комментарий от Русский Иван
13.03.2025 16:43
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от С. Югов
13.03.2025 15:53
«Мы до сих пор — медийная колония»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.03.2025 15:37