«Закон, как паутина...» Хорошо известная фраза, которая эффективно вызывает недоверие к органам власти.
Да и как иначе, если, казалось бы, очевидные вещи, такие как конституционные права граждан, нарушаются, а никому и дела нет. Скоро четыре месяца люди, рыбаки-любители Находкинского городского округа и Партизанского района, пишут жалобы, ведут переписку с помощницей губернатора в телеграм-канале, и получают одни отписки. Были попытки записаться на личный приём к губернатору, но, как оказалось, графика приёма граждан у главы региона нет.
Невольно думается, что отношение к людям и их вопросам о нарушении конституционных прав в регионе укладывается в поговорку: «Собака лает, караван идёт».
Вызвал грустную улыбку услышанный диалог рыбаков:
- Я тут ролик в социальных сетях увидел о том, как участника СВО по инстанциям гоняли. Он обратился с видеообращением, и Магинский сразу отреагировал.
- А кто такой Магинский? Может, к нему напрямую, если местные чиновники отписками завалили?
Поясню, что Тимур Владимирович Магинский – это мэр городского Находкинского округа с 2020 года.
На мой взгляд, это показатель работы чиновника и его обратной связи с людьми.
Собственно, и проблема-то вроде простая. И решить её можно за час. Было бы желание...
А суть вот в чём. Есть в Приморском крае река Партизанская. Одна из любимых рек рыбаков-любителей. Рыбаки не только рыбу ловить приезжают на реку. Привозят детей, собирают за нерадивыми «любителями природы» мусор, борются в меру сил с браконьерами, закупают на личные средства малька кеты для выпуска в реку...
И вот полевую дорогу, которую никто не взял на баланс, перекрыл некий «фермер». Земля у фермера якобы в собственности, документы никто не видел, а проверяющие органы дают отписки общими словами, из которых ничего не понятно людям.
По кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером 25: 13:030303: 1503, расположенном по адресу: Приморский край, Партизанский муниципальный район, Екатериновское сельское поселение, территория КФХ Макаренко, земельный участок 1, никак не соприкасается границами ни с рекой, ни с дорогой.
Вроде, земля выделена для сельхозназначения, а фермерского хозяйства нет. Зато стоит дом, в котором живёт его семья. И, следовательно, должны быть отходы жизнедеятельности. А ведь участок находится в водоохраной зоне!
Рыбаки пишут жалобы в прокуратуру, в полицию...
Получая ответы, люди только разводят руками.
Так, на обращение в полицию 22.01.2025 года под номером 577 получен ответ о том, что никаких нарушений по перекрытию доступа к землям общего пользования, а именно полевой дороги, не выявлено. Правда, ссылки на какие-либо документы нет, всё со слов предполагаемого нарушителя: «…с заявлениями по факту незаконного установления шлагбаума обратились …(ФИО пяти человек), пояснили, что 12.01.2025 года около 13 часов поехали вдоль берега р. Партизанская. Проехав вдоль берега по просёлочной дороге метров 40, уперлись в перекрытие, представляющее собой два столба, межу которыми натянут металлический трос, закрытый с двух сторон двумя замками. Опрошенный … (ФИО владельца участка), пояснил, что является собственником д.1, КФК Макаренко, с. Екатериновка, Партизанского муниципального округа. Также у него имеются в пользовании два земельных участка вдоль реки Партизанская. Один из участков – это лодочная станция, а второй – подъезд у лодочной станции. Границы участка у него обозначены, проезд перекрыт шлагбаумом. В пользовании участка согласно договора с администрацией Партизанского МО. Ранее он устанавливал таблички с надписью участок находится в пользовании по вопросам проезда звонить по телефону и указывал свой номер телефона. Данные таблички неизвестные граждане снимают. Подъездную дорогу он прокладывал после разрешения администрации, всё официально без нарушения законодательства…»
Всё бы хорошо, но только ни одного номера документа, на которые ссылается собственник, в ответе не указано.
Обратимся к федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее ФЗ – №59). Статья 10 четко прописывает порядок рассмотрения обращений, в ней указывается, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; запросить, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц: принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
На каком основании «два участка находятся в пользовании»? Пользование – это аренда, собственность? Если аренда, то цели использования не только водоохранной зоны, но и береговой линии? И, главный вопрос, с которым и обращались люди: почему эти участки, якобы выделенные в пользование, не нанесены на кадастровой карте? И как верить этим объяснениям, если никакой станции там нет. Нет и информационных щитов с планом застройки береговой линии. Под каким номером выдано разрешение на строительство дороги? Имеется ли документация, подтверждающая, что именно этот «владелец» строил дорогу (закупка щебня, гравия, аренда тяжелой техники…)? По свидетельствам местных жителей, эта дорога была, сколько они себя помнят. «Наездили» её ещё, когда тянули линии электропередач (ЛЭП). И сегодня сотрудники по обслуживанию ЛЭП ездят по этой самой дороге. Правда, с ними владелец дороги не спорит о праве проезда.
Восполнился старый, «с длинной бородой», анекдот про Василия Ивановича и Петьку: «Приехали Василий Иванович и Петька в Англию. Устроились в гостинице. Петька пошел прогуляться и заглянул в местное казино... Вернулся под утро в номер с кучей денег. – Ты где столько денег взял???? – Выиграл! – Не может быть! – Да понимаешь, сыграл первый раз, проиграл. А там карты не показывают, на слово верят! И тут, не поверишь! Мне такая карта попёрла!!!»
Почему вспомнился этот анекдот? Да потому, что почти одновременно пришёл ответ прокуратуры о том, что в результате проверки выявлено, что имеются нарушения, а участок, о котором идёт речь, находится в 40 метрах от дороги. Администрации района прокуратурой внесено представление.
13 января 2025 года одним из рыбаков получен ответ под номером 20050023-911ж-2024/20050001/Он-11-25 с приложением ответа прокуратуры Партизанского района. От 16.12.2024 номер 20050023-911ж-2024/20050001/Он307-24. В ответе прокуратуры Партизанского района указывается, что в ходе проведённой выездной проверки установлено, что вдоль восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 25:13:030303:1503 вдоль реки Партизанская проходит дорога с грунтовым покрытием, примерно в 40 метрах на север от северного угла земельного участке с кадастровым номером 25:13:30303:1503 на обочине, указанной дороги установлено 2 металлических столба, на которых закреплен металлический трос с кодовом навесным замком, указанным сооружением перекрыт проезд по вышеуказанной дороге.
Вот цитата из приведенного выше ответа: «…установлено, что администрацией округа проводилась по указанному факту проверка, однако, действенные меры по обеспечению свободного доступа к территории общего пользования до настоящего времени не принято, что препятствует свободному доступа к территории общего пользования, таким образом, муниципальный земельный контроль проведен ненадлежащем образом. По результатам выявленных нарушений прокуратурой района по ранее аналогичному заявлению главе администрации Партизанского муниципального округа внесено представление…»
Казалось бы, ну наконец!!! Нарушения выявлены, администрация получила «ата-та». Прокуратура обязана принять меры прокурорского реагирования для восстановления нарушенных прав. Всё просто, все рычаги имеются. Есть комитет по земельному контролю, который обязан принять меры по выявленным прокуратурой нарушениям.
Что мешает восстановить нарушенное конституционное право на свободу передвижения, нарушение земельного законодательства, выявить виновных лиц, обязать их демонтировать перекрытие дороги?
Однако, все выявленные нарушения так и остались лишь на бумаге в столах чиновников.
Кому верить? Полиции? Прокуратуре? Или и тем и другим, но при этом не верить глазам своим, читающим противоречивые ответы?
Выходит, права людей, закрепленные в Конституции Российской Федерации, гарантом которой является президент страны, являются «несущественным» нарушением, которое можно просто проигнорировать, дав несколько отписок...
Вот и выходит: дорога есть, но дороги нет; нарушения есть, но мер не принимается; Конституция РФ и конституционные права есть, но по факту на местах их нет...
PS. Учитывая системность такого нерадивого подхода к надзору за законностью в Приморском регионе, прошу считать эту публикацию официальным обращением к генеральному прокурору России. От коллектива «Сообщество рыбаков» просим принять необходимые меры в рамках ваших полномочий.
Альбина Васильевна Волкова, член Союза журналистов России, член Ассоциации юристов России, г. Находка Приморского края