2 января 2025 года исполнилось 100 лет со дня рождения одной из самых великих и титулованных оперных певиц СССР, России и всего мира Ирины Константиновны Архиповой. Это знаменательное в жизни отечественной и мировой культуры прошло как бы не сильно замеченным, несмотря на всемирность этой величайшей певицы.
Какими только титулами и названиями ее не именовали?! И Царица Оперы. И певица государственного значения. И самая титулованная оперная певица. И великая Кармен Советского Союза. И королева сцены Большого Театра. И так далее. И тому подобное величание…
Действительно, Господь даровал нам видеть великое Свое творение на оперной сцене. Имя ему — Ирина Архипова. Даже ярая антисоветчица и ельцинистка, но также и видная оперная певица Галина Вишневская признала исключительность творческого явления Ирины Архиповой в отечественной и мировой музыкальной культуре. Не забуду, как осенью 2017 года на Новодевичьем кладбище Москвы мы прощались с великими Дмитрием Хворостовским, учеником Ирины Архиповой. После захоронения праха Хворостовского, я подошел к могиле Ирины Архиповой, расположенной недалеко от могилы Хворостовского. Следом за мною к могиле Архиповой подошёл взрослых лет мужчина. Я узнал в нем… мужа Ирины Константиновны, народного артиста СССР Владислава Пьявко, выдающегося тенора Большого Театра СССР. Мы разговорились. Я у него спросил — а правда, что в Калуге (Калуга — мой родной город) у Пьявко живут родственники? Он ответил — да, живут двороюдные племянники и другие родичи. И тут, Владислав Иванович достает и дарит мне аудио-диск с записями Ирины Константиновны Архиповой во время ее гастролей в США в 60-е годы 20 века. Это было так неожиданно и необыкновенно, что я даже растерялся. Как будто сама Ирина Константиновна дарит мне свои произведения. Прямо над своей могилой…
Я поблагодарил Владислава Ивановича за бесценный подарок. Мы расстались. И, как оказалось, не надолго. В октябре 2020 года я также находился на Новодевичьем кладбище. И вдруг вижу, что возле могильного мемориала Архиповой разрыта новая могильная яма. Через некоторое время катафалк привозит гроб… с Владиславом Ивановичем Пьявко. Я не знал, что на днях В.И. Пьявко скончался… И я вспомнил нашу с ним беседу осенью 2017 года около могилы его величайшей жены, и его бесценный мне подарок с ее неподражаемым голосом. И, конечно, я бросил горсть земли на гроб выдающегося оперного певца В.И. Пьявко, который теперь навечно упокоился со своей неповторимой мировой оперной дивой.
Мемориал И.К. Архиповой и В.И Пьявко на Новодевичьем кладбище Москвы.
Источник
Ирина Константиновна Архипова родилась в Москве. И даже не помышляла стать певицей. Она училась в Московском архитектурном институте. Однако занятия в вокальном музыкальном кружке при институте привели ее в Московскую Государственную консерваторию, в класс профессора Л.Ф. Савранского. В консерваторию ее привела ее педагог по кружку Надежда Матвеевна Малышева, которая стала для Ирины Архиповой «второй матерью». Творческой. «Все, что я достигла в жизни, я обязана именно ей, Надежде Матвеевне Малышевой», — так писала в своих воспоминаниях И.К. Архипова.
После окончания консерватории Ирина Константиновна два сезона работала в Свердловском театре оперы и балета, а в 1956 году стала солисткой Большого театра. На сцене Большого театра Архипова проработала сорок лет и выступила практически во всех партиях классического репертуара.
В 1959 г. Архипова прославилась, исполнив партию Кармен в дуэте с Марио дель Монако. Великий тенор по достоинству оценил талант своей московской коллеги, и уже через год она исполнила с ним эту же партию в Риме и Неаполе, став первой певицей из СССР, выступившей на родине бельканто.
«Нет такой музыки, которую не спела бы Ирина Архипова», – воскликнул как-то Евгений Светланов. Действительно, её репертуар невероятно широк. 25 премьерных оперных арий в Свердловском оперном театре и в Большом Театре СССР, 8 премьерных концертных оперных исполнений, громадное число оперных исполнений по стране и по всему миру.
То, что не удалось исполнить на оперной сцене, И.К. Архипова «добрала» в многочисленных симфонических и камерных концертах. Её исполнение романсов П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и С.В. Рахманинова восхищает лирической глубиной и проникновенностью. Она всегда точно знала, какую краску, какой нюанс добавить в ту или иную ноту или фразу, чтобы создать идеальный образ.
И.К. Архипова — первая и единственная на сегодняшнее время отечественная оперная певица, народная артистка СССР, удостоенная высшего государственного ордена России — Ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. Неисчислимы ее звания и награды за великий вклад в отечественную и мировую музыкальную культуру. В ее честь названы астрономические звезды, школы, марки, премии.
Подвиг И.К. Архиповой в русском, советском и мировом музыкальном мире бессмертен. Честь и слава Царице Оперы — Ирине Константиновне Архиповой!
Владимир Николаев, подполковник юстиции в отставке