На этой неделе Госдума рассмотрит законопроект, который направлен на повышение качества медицинской помощи, сообщил председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин Законопроект разработали еще летом 2024 года, но до первого чтения он дошел только сейчас. В документе устанавливается запрет на полное дистанционное обучение медиков, а также стандартизируется повышение их квалификации, пишет газета «Известия».
Документ был внесен в нижнюю палату парламента 25 июня 2024 года, но после отзыва правительства с критическими замечаниями его отправили на доработку. Новая версия законопроекта получила одобрение комитетов Госдумы 15 января и, как сообщил Вячеслав Володин, будет рассмотрена на пленарном заседании Госдумы на этой неделе.
По его словам, одна из проблем, которую решает документ, — это неурегулированные вопросы повышения квалификации медиков, которой занимаются в большинстве случаев «коммерческие организации, не имеющие необходимой инфраструктуры, аттестованных преподавателей и клинической базы для прохождения обучения». Медицинский персонал получает дипломы и удостоверения о переподготовке «практически не выходя из дома», пишет спикер Госдумы.
Поэтому предлагается закрепить за Минздравом разработку и утверждение типовых дополнительных профессиональных программ медицинского образования — больше ни у кого таких полномочий не будет. Кроме того, образовательные организации обязаны будут получать заключения Росздравнадзора, чтобы вести обучение медиков. Также Госдума установит запрет на применение исключительно электронного и дистанционного обучения при реализации основных программ среднего медицинского и фармацевтического образования.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в России 127 вузов готовят медиков, из них 49 подведомственны Минздраву, 56 — Министерству науки и высшего образования, три — Минпросвещения, три — органам местного самоуправления, два — правительству РФ и еще 14 — частные.
Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) в 2021 и 2023 годах проводила исследования, посвященные высшему медицинскому образованию в России. Авторы работы пришли к выводу, что качество подготовки студентов медицинских вузов требует существенного повышения. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты независимого тестирования, которое проводится в Москве: более 20% кандидатов с первого раза не сдают экзамен на право работать врачом в столице.
Более того, по результатам экспертизы качества медицинской помощи, проводимой в системе ОМС, доля серьезных нарушений составляет четверть от всех проверок.
Известный политолог Сергей Александрович Михеев в эфире программы «Железная логика» на радио «ВестиФМ» прокомментировал рассматриваемый Госдумой законопроект:
«Вызовы, проблемы, с которыми сталкивается страна и на внешнем контуре, и внутри, показывают простую вещь: система, основанная на рыночных отношениях, заложенная и выстроенная в 1990-е годы, не справляется. Она хороша для такого времени, когда никакой цели нет, потихоньку пилим деньги, всё более-менее мирно, строим разные декорации, а по сути - просто зарабатываем. Для этого, может быть, она годится, хотя, на мой взгляд, это медленное загнивание. А для серьёзного, интенсивного развития она не годится, по крайней мере, в условиях того положения, в котором находится Россия. Почему?
Берём данный конкретный случай. Там, где вы все эти вещи завязали на чью-то прибыль, злоупотребления будут гарантированы! Вы сказали, что эти сертификаты выдают частные лавочки - это и есть рыночный принцип! Это то слово, которое раньше очень любили, - аутсорсинг. "Отдаём это на аутсорсинг частным компаниям". Что это такое? Чаще всего это аффилированный или с местными властями, или с какими-то людьми в этой сфере бизнес, где заколачиваются деньги и совершенно никого не волнует ни качество предоставления услуг, ни критерии, ни вопросы будущего страны. Интересует только одно: люди занимаются частным предпринимательством. Цель – получение денег. Если эти деньги можно получать от государства - ещё лучше; если от частных лиц - тоже хорошо. Здесь требуется очень серьёзное изменение всей модели развития страны.
Невозможно многие отрасли жизни, которые имеют стратегическое значение, завязывать на коммерческие проекты. Нельзя их завязывать на идею получения прибыли. Потому что то, от чего зависит будущее страны, должно контролироваться государством и не быть источником прибыли! Есть какие-то сферы экономики и общественной жизни, которые могут существовать в парадигме частного предпринимательства, а есть те, которые не могут, потому что от них зависят стратегические вопросы.
Мы раз за разом натыкаемся на эти вещи, которые были заложены в основу современной России как фундаментальные и системообразующие в 1990-е годы. Это показывает и СВО, и многие другие направления. Необходима другая концепция развития! Могут сказать: "Потихоньку она вырабатывается". Да, вырабатывается, но не столько благодаря, сколько вопреки. Но всё равно держатся за ту же концепцию, просто упираясь в проблемы, которые невозможно отрицать. Думцы говорят о том (потому что это идет снизу и невозможно уже отрицать), что сертификаты выдают за деньги. А разве дипломы до недавнего времени, да и сейчас, не выдают за деньги?»
«Хотя, думаю, что с переквалификацией дело обстоит хуже - люди просто продают, торгуют, - полагает эксперт. - Та же ситуация в сфере миграции, в сфере образования и во многих других областях. Там, где вы завязали это на прибыль, не будет ни гарантии качества, ни честности. Где она будет? Там, где люди торгуют собственной продукцией: они что-то делают, им важно, они борются за рынок. Условно говоря, если они будут торговать тухлой колбасой, её покупать не будут и их завтра засудят. Здесь они будут пытаться изображать качество, а там не будут. Где критерии? Вот вы отдали в частные руки, на аутсорсинг: как их можно поймать за руку? Никак!
На основе рыночных принципов создана кормушка для неких коммерческих структур, которые на этом наживаются, а в итоге страдает здоровье нации. Как это сочетается с задачами? Никак. То есть надо менять систему. В этом случае я считаю, что стратегически важные вещи надо давать в руки государству, где момент частной прибыли будет или полностью исключён, или минимизирован».
Потянет ли государство в том объёме, который сейчас существует, переподготовку кадров в медицине? Есть ли такая база, и не только помещение, но и кадры, которые будут переобучать?
«Во-первых: когда-то была такая база, - напомнил он. - Значит, если она когда-то была, невозможного в этом нет. Предположим, это быстро не сделаешь и стоит больших денег. Во-вторых: а какие деньги крутятся в этой сфере сейчас? Может быть, эти деньги можно переместить под государственный контроль? В-третьих: возможно, сама переподготовка может осуществляться и коммерческими структурами, но экзаменация и аттестация – государственными? Ясно, что здесь тоже невозможно будет обеспечить стопроцентную гарантию чистоты, но ответственности будет больше. Потому что когда одни и те же люди за деньги вас переподготовили, и они же вас экзаменуют, то они не напишут сами себе, что "мы вас плохо переподготовили". Как только вы вошли в эти двери, другого варианта не будет».
Также Сергей Михеев прокомментировал историю слушательницы – врача с 25-летним стажем. Она рассказала, что «всегда проходила сертификацию официально, но сейчас это сделать крайне проблематично. Нет на это времени, работодатели на учёбу не отпускают, все учёбы платные, поэтому последнюю аттестацию я делала в частной организации за деньги».
«Да, голос снизу. Есть ли такая проблема? Есть, - считает Сергей Михеев. - Потому что одни к этому относятся ответственно, другие безответственно. А в итоге кто страдает? Здоровье населения Российской Федерации».