В своё время Антон Павлович Чехов заметил по поводу одного из «медицинских» поучений позднего Льва Толстого, что будь ты хоть семи пядей во лбу, не следует говорить о том, в чем ничего не смыслишь.
Чехов, несомненно, был умный человек, а вот Лев Толстой — мудрый, хотя мудрость его завела в такие дебри, куда никогда бы не пустился умный Чехов. Ум и мудрость — как две сестры из пушкинской сказки, одна из которых «на весь мир одна наткала бы полотна», а другая «на весь крещеный мир приготовила бы пир». Но была ещё третья сестра, которая попросту для батюшки-царя родила богатыря — её-то и полюбил царь-отец. В нашем случае это вера, которая не умна, а прости Господи, даже глуповата. И всё же именно она приносит плод для царя и Бога.
Мудрость, ум и глупость всегда рядом. Мудрец мыслит «в Божьем луче», умник думает «от себя», а наивный «рыцарь веры» как бы вовсе не думает. Уж какой мудрец-умник был Гегель, а такую интеллектуальную машину сочинил, что «чуть Бога не переболтал». Мировой дух идёт диалектическим путем к своей цели, извольте отдать ему честь и посторониться (в том числе и вы, русские не входящие в его планы) — вот мудрость гегельянства.
Не меньшие умники, конечно, всякого рода позитивисты — логические, лингвистические и т.п. «Ваше гипотеза не обоснована», «ей не хватает верификации и фальсификации», «вся философия — это философия языка», «язык говорит нами, а не мы им» — подобная профессорская ахинея сегодня считается верхом совершенства.
Англо-американский «здравый смысл» здесь празднует свою победу — над кем? По-моему, именно над самим человеком. И уже в постмодерне этот процесс ставит жирную точку: «бог умер», «человек умер». Ах, как жаль, а ведь такой умный был…
Говоря по-богословски, мудрость — это катафатика, это рассуждение о том, что Бог — и мир от Него — есть. В свою очередь, учёные умники надеются описать сущее — и даже самого Бога — на языке твари. Тогда получается, как у Набокова: «нет ни одного человека, говорящего на моём языке; нет ни одного человека, говорящего… нет ни одного человека…». Наконец, «умная глупость» (Иванушка-дурачок) есть, в сущности, апофатика — неумение и нежелание мерить своим конечным грешным рассудком бытие, бесконечно превосходящее его во всех измерениях. Глупостью самоуверенные люди часто называют смирение ума, которого, как правило, недостает не только уму, но даже и мудрости. («Умен, как бес, и зол ужасно» — это Пушкин о колдуне Черноморе).
Из сказанного не следует, что в мире сем надо быть дураками. Но мудрить перед Богом действительно не нужно: сам себя перемудришь со своим «боговедением».
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств
3.
Вот тогда Россия видит истину и проблему греха в мире. А значит может и решать эти вопросы по русской православной истине, ортодоксии. И в политике также.
Ведь тогда мы видим два Закона и две правды, которые чрезвычайно противоположны друг другу, как рай и современная природа.
Если мы не признаем правоту Запада, то мы противоречим Закону Бога, которые Он дал в природу после Потопа. Противоречим реальности. И идем в хвосте событий реальности, реально. Отстаем. И, более того - следуем за Западом, потому, что Закон природы и реальности, остается в силе - Божественным. Но вот эту второзаконную божественность Запада (а в контексте с первородством - равный Закон Бога) мы и не принимаем, как данную от Бога РАВНОЙ вместе с первой, но - второй.
Католичество - равное, но второе, после ортодоксии России, Православия. Так же и Запад.
Но, увы, мы - не признаем этого и ведем борьбу... с Богом, оставаясь на стороне Бога... И здесь вопрос о двойственности двусмысленности - наша особенность...
2.
По закону Природы, которые есть законы от Бога, но данные после Потопа, но - Законы, Запад абсолютно прав. Абсолютно прав и Гегель по этому. Его мировой дух, действительно стал в Германии - Хищник стал Государством; Гитлер. Но в этом же - неправота Запада, ибо по христианскому духу, по Духу, законы природы после Потопа, хотя и от Бога, но даны не как истина, а как икономия. Конечно, Гегель не знал этого. Конечно, он не знал и того, что этот мировой дух Хищника станет в Германии исчадием ада. Но Гегель был прав, по реальности закона природы, данного Богом.
А про нашу правоту-неправоту, пока помолчу, хотя уже говорил...
1.