При поддержке Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии 23 декабря в Петровской Академии наук и искусств прошел дискуссионно-аналитический круглый стол, на котором была обсуждена общественно-политическая и религиозно-этническая ситуации в Сирии в связи с последними событиями, сообщает наш корреспондент.
Мероприятие собрало ученых-экспертов: востоковедов, религиоведов, богословов, историков, экспертов в вопросах геополитики и военного дела. Актовый зал Петровской Академии едва вместил всех желающих.
Организаторами круглого стола выступили Санкт-Петербургская епархия, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Московский педагогический государственный университет, Петровская академия наук и искусств, АНО «Центр этнорелигиозных исследований», Научно-образовательная теологическая ассоциация, Санкт-Петербургская академия Следственного Комитета Российской Федерации, МПОД «Вечно живые».
В ходе круглого стола обсудили причины и предпосылки сирийского конфликта, религиозной и этнической ситуации в Сирии, влияние динамики конфликта на возможную радикализацию этно-религиозных отношений в регионе и на глобальном уровне. В особом фокусе – риски, возникающие для христианского населения Сирии.
Модераторами заседания выступили директор Института истории и социальных наук Герценовского университета профессор Александр Прилуцкий и председатель епархиального ОВЦО, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований» протоиерей Александр Пелин.
Президент ПАНИ профессор Алексей Воронцов во вступительном слове рассказал о важности выстраивания «общественной дипломатии», когда люди доброй воли сами устанавливают добрые отношения между народами разных стран. «Одна из первых групп общественников прибыла в Сирию из России в 2011 году, при чем эта группа включала в себя представителей разных народов и религий, и была принята на самом высоком уровне в Дамаске. Когда сирийцы видели представителей делегации, то в знак признательности и любви к России прикладывали руку к сердцу. Они знали и понимали, какое большое внимание и неустанные усилия прикладывает Россия к установлению мира в Сирии».
Руководитель Центра Российско-Арабского сотрудничества Ваддах Аль-Джунди остановился на ретроспективной истории российско-сирийского сотрудничества, а также кратко охарактеризовал религиозно-политическую ситуацию в Сирии после государственного переворота 8 декабря 2024 года «После прихода к власти группировок, подобной Хайят Тахрир аш-Шам, ждать мира и спокойствия не приходиться. К власти пришли представители не традиционно умеренного ислама Дамаска и Алеппо, а экстремисты. Они еще покажут себя с самой худшей стороны», – заключил эксперт.
Международный переводчик и конфликтолог, ветеран афганской войны Борис Подопригора остановился на сложной этноконфессиональной картине Сирии, на которую в постсоветское время оказывали влияние выходцы с Кавказа. Черкесы, адыги, чеченцы и представители других народов имеют там свое серьезное представительство, а также входят в руководство таких группировок, как Аджнад аль-Кавказ, последователи которой на протяжении последних лет боролись с правительством Башара Асада. Эксперт также подчеркнул, что пора бы нашим руководителям в МИДе и других ведомствах серьезнее относиться к экспертным оценкам ситуации и геополитическим прогнозам, которые делают специалисты, ведь о том, что Башар Асад и его правительство постепенно теряют власть было указано еще в 2013 году, но никто из ответственных работников выводов не сделал!
Эксперт парламентской Ассамблеи ОДКБ, профессор РГПУ им. Герцена Игорь Кефели, отметил, что в наш век, когнитивных войн, все большое значение приобретает подача информации, и наше представление о событиях в Сирии и реальное положение дел могут сильно отличаться. В любом случае, нам предстоит сделать серьезные выводы из сложившейся после переворота в Сирии ситуации.
Профессор Герценовского университета Сергей Фирсов заметил, что алавиты, к которым принадлежал бывший Президент Сирии Башар Асад, только в 1973 году были признаны шиитами-мусульманами: имамы шиитов-двунадесятников приняли фетву, что на алавитов распространяются юридические правила отношений между шиитами, что означало официальное признание алавитов мусульманами. Что, однако, не устранило сложностей и противоречий в управлении страной, когда алавитское меньшинство управляет сирийцами – суннитами, составляющими подавляющее большинство населения Сирии.
Профессор академии Росгвардии Лев Шабанов в своем сообщении рассмотрел выгодоприобретателей и потерпевших в этом конфликте. «В расчленении и изменении статуса Сирии были и остаются заинтересованными Турция, Израиль, США в лице различных структур и спецслужб (сколько бы не отрекался от этого Президент США), и Великобритания. Проигравшие в этой ситуации: Китай, Азербайджан, Иран, и, конечно же, Россия. Нам следует сейчас совершенно пересмотреть нашу геополитическую миссию на Востоке и строить новые союзнические форматы».
Представитель Афганского центра Мохамед Наим Голь, продолжая мысль профессора Шабанова, подчеркнул, что отношения с современным руководством Афганистана стоит выстраивать на антизападной повестке, потому что, как афганцы, так и сирийцы перенесли слишком много бед и утрат от попыток привнесения «западных идей демократии» в свои страны.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета протодиакон Владимир Василик отметил, что «в настоящее время христиане Сирии находятся под угрозой или изгнания, или физического уничтожения. Новые т.н. власти Сирии уже объявили о создании Исламского государства. Христианам запрещены любые формы публичного выражения своей веры, их похищают. Ряд церквей подверглись разграблению,
В связи с этим предлагаются следующие конкретные меры по спасению сирийских христиан: создание наблюдательного совета из представителей МИД, религиозных деятелей, светской общественности, назначение которого – следить за религиозной ситуацией в Сирии и в случае необходимости обращаться по конкретным вопросам к российским, сирийским властям и международным организациям с ходатайством за гонимых сирийских христиан. Задача данного совета также должна быть – отслеживать судьбу христианских памятников архитектуры и искусства. Создание «горячей линии» при МИД РФ, куда могут конфиденциально обратиться лица, преследуемые в Сирии за свои религиозные убеждения, прежде всего – христиане. Выдача вида на жительство и гражданства по упрощенной схеме сирийским христианам, преследуемым в Сирии за свои убеждения».
Представитель движения «Вечно Живые» Николай Шеляпин рассказал о своих поездках в Сирию в 2018 и другие годы, и о том, что ситуация, которую наши мидовцы упорно не хотели замечать назревала уже давно. «Сохранение и поддержания мира и спокойствия в любой стране возможно только через баланс различных этнических, религиозных и политических сил в обществе. Диспропорции и дисбаланс во внутренней политике всегда приводит к печальным последствиям!»
Профессор Академии Следственного Комитета Олег Буженко подчеркнул, «что неграмотная внутренняя политика, этноконфессиональный дисбаланс, отсутствие ясно выраженных социальных лифтов и послужили триггерами последних событий в Сирии. Это наталкивает нас на мысль о важности баланса внутри России, в том числе в области тактической и стратегической миграции. Если представители других народов, часто без образования, знания русского языка, наших традиций и культур будут создавать в России свои анклавы, это ни к чему хорошему не приведет. Нам следует провести серьезный анализ сирийского кейса и соотнести его не только с внешнеполитическими, но внутрироссийскими реалиями»!
Подводя итог круглого стола, профессор Прилуцкий поблагодарил выступавших, а также участников онлайн, выразив надежду, что наши знания о ситуации в Сирии послужат нам для назидания и урока. Протоиерей Александр Пелин попросил серьезно задуматься о том, какое будущее ожидает нас, в связи с тем, «к чему привело слабое управление процессами в сирийском государстве. Государство должно защищать и оберегать свои ценности, свою смысловое ядро, которое выражено в вероучении традиционных религий России, прежде всего, Православии. Недооценка деятельности социальных и духовных институтов чревата конфликтогенностью и разобщенностью российского общества. Постараемся же избежать данных неоправданных действий».
По результатам круглого стола будет подготовлена резолюция.