Удивительное дело: сколько не приходилось приезжать в Екатеринбург из Санкт-Петербурга в конце октября или начале ноября, всегда попадаешь из прохладной, но все же осени, в самую настоящую зиму – с сугробами, метелью и прочими зимними атрибутами.
Но вот только не в этот раз. В этот приезд можно было только пожалеть о взятой с собой зимней одежде, так как перемен в погоде по сравнению с Северной столицей вообще не было заметно. Более того, в Санкт-Петербурге снег стал заметен даже раньше, чем здесь.
Однако не ради сравнения метеоусловий двух крупных, расположенных в разных часовых поясах, за свое стратегически важное значение названных «столицами» - «Северной» и «Уральской», - не для сравнения погодных условий этих городов состоялся этот приезд – совсем не за этим, отнюдь.
Вот уже второй год подряд целую неделю жителей и гостей столицы Урала и области радует Фестиваль церковного искусства «"Истоки" в Екатеринбурге», который проходит по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения в рамках ещё более крупного проекта – Пятого Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки».
В этом году фестиваль расширил свои границы – его мероприятия затронули не только Уральскую столицу, но и её как ближние окрестности, так и удалённые населённые пункты, дойдя до Алапаевска, а среди участников, помимо екатеринбуржцев, были представители Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Новосибирска.
Начался фестиваль 29 ноября Божественной Литургией и молебном в Ново-Тихвинском женском монастыре – обители, которая вот уже четвертый год подряд неизменно принимает участия во Всероссийском фестивале «Истоки».
Этот островок молитвенной жизни находится в центральной части города, однако это не мешает ему оставаться образцом аскетики посреди суетного мира одного из крупнейших мегаполисов центральной части России. Здесь творится не просто молитва, а особая молитва, сопровождаемая древнерусским, знаменным, и византийским распевами, которые сестры стали практиковать ещё в далекие 90-е годы прошлого столетия, когда монастырь только-только начинал возрождаться после безобразий советского периода. Именно на такое молитвенное делание когда-то и обратили внимание устроители Всероссийского фестиваля «Истоки», получив поддержку Фонда президентских грантов и приехав впервые в Екатеринбург в 2021 году.
После молебна, на котором собравшиеся молились о благополучии доброго дела, коим свой проект устроители фестиваля небезосновательно посчитали, регент хора духовенства Екатеринбургской епархии священник Алексий Русин зачитал приветственное слово митрополита Евгения, который передал участникам следующее:
«Искренне рад приветствовать участников и гостей II Фестиваля церковного искусства ""Истоки" в Екатеринбурге", который проходит в рамках V Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона.
Отрадно, что в этом году нас посетит детско-юношеский молодежный хор преподобного Иоанна Дамаскина – коллектив с большой и богатой историей, основанный в Санкт-Петербурге в 1990 году по благословению архимандрита Иоанна Крестьянкина уважаемым регентом Ириной Валентиновной Болдышевой.
По уже сложившейся доброй традиции мы будем вместе служить Божественную Литургию, проводить концерты и мастер-классы, совершенствоваться в искусстве колокольного звона и каллиграфии…
Позвольте поблагодарить организаторов и участников фестиваля. Плоды Ваших трудов, говорят нам о том, что Вы делаете это с большой любовью и стремлением поделиться духовной радостью!
Призываю на всех участников и гостей фестиваля Божие благословение и желаю успехов в реализации всех задач, которые вы перед собой поставили! Божией помощи и милости! Не останавливайтесь на достигнутом, трудитесь во славу Господа Нашего Иисуса Христа!».
На следующий день в храме свщмч. Аркадия Екатеринбургского состоялся круглый стол по колокольному звону под названием «От Москвы до самых до окраин».
Форум возглавили художественный руководитель Всероссийского фестиваля «Истоки» протоиерей Димитрий Кулигин и руководитель Уральского колокольного центра иерей Димитрий Бажанов.
В круглом столе приняли участие как звонари из Екатеринбурга, так и – дистанционно – специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Новосибирска.
На встрече обсуждались такие вопросы, как необходимый срок для полноценного становления звонаря (порядка 3 лет – такой тезис выдвинул о. Димитрий Бажанов, опираясь на свой многолетний опыт); влияние колокольного звона на повседневную жизнь; некоторая, условно говоря, феминизация сообщества звонарей (женщин на колокольне стало больше, а труд звонаря требует отнюдь не женских усилий); воцерковление молодежи через приобщение к колокольному звону; сложности в организации стабильной работы с детьми, особенно с СДВГ, распространенной проблемой в современном мире.
Иеродиакон Роман (Огрызков), руководитель Даниловского колокольного центра (г. Москва), сказал несколько слов о реализации звонаря и как художника: на это нужны годы, а для этого важна методика, использование же шаблонов может быть опасным и даже мешать раскрытию потенциала. На это художественный руководитель Всероссийского фестиваля «Истоки» предложил провести аналогию с джазом, в котором невозможно играть по нотам буквально, но необходимо чувствовать саму стилистику джазовой музыки, а Иван Ишутин добавил, что есть понятие джазового стандарта, от которого можно отталкиваться и через который как раз и может передаваться традиция и в джазе, и в колокольном звоне.
Интересным было слово Алексея Талашкина из Новосибирска, который поделился печальным опытом краткосрочных курсов, а также поведал о своей преподавательской деятельности в исправительной колонии, пребывание в которой удивительным образом напоминает по форме подобие монастыря (общежительное проживание), рассказав случай о великолепном звонаре, который постиг внутреннюю сущность колокольного звона буквально за 2-3 недели.
«Я больше не слышал такого светлого и радостного звона», - сказал Алексей Талашкин, - он звонил по несколько часов в день, и для него это был его личный разговор с Богом.
Элина Ощепкова из Петрозаводска в своем выступлении заметила: «Быстрее всего вянут лавры, на которых почивают». Поэтому после победы на региональном этапе премии «Мы вместе!» за проект по созданию епархиальной школы звонарей в Республике Карелия под названием «Онего» они с супругом, находясь у руля этого проекта, не собираются останавливаться на достигнутом и с благодарностью за помощь и с надеждой на дальнейшее сотрудничество с Даниловским колокольным центром из Москвы (руководитель – о. Роман (Огрызков)) и Всероссийским фестивалем «Истоки» (художественный руководитель – о. Димитрий Кулигин) продолжат свою бурную деятельность по обучению колокольному звону и по популяризации его.
В заключение известный звонарь из Санкт-Петербурга Владимир Кайчук напомнил, что богословие колокольного звона – это самое важное, а остальное имеет лишь прикладное значение. Также он сформулировал девиз школы звонарей («делай как я, делай лучше меня») и три правила обучения колокольному звону:
- научись звонить шёпотом,
- придержи язык (в прямом и переносном смысле)
- не беги впереди паровоза.
А закончился круглый стол молитвой, многолетием участникам и колокольным звоном из Владимирского собора г. Санкт-Петербурга в исполнении все того же Владимира Кайчука.
31 октября на фестиваль из Санкт-Петербурга прибыл прославленный на всю Европу детско-юношеский хор во имя прп. Иоанна Дамаскина, который прямо в тот же день дал концерт в мужском монастыре святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма – такое общепринятое название получил заброшенный Исетский рудник, в шахту которого в ночь на 17 июля 1918 года были сброшены тела семерых членов царской семьи и четырех их слуг.
Хору уже более 30 лет. За это время сменилось не одно поколение поющих в коллективе. Более того, среди приехавших на фестиваль были те, кто продолжил дело своих родителей, которые пели в этом хоре еще 20-30 лет назад. Создателем и бессменным руководителем этой детско-юношеской поющей общины является Ирина Болдышева. Вместе с хором приехал и солист-инструменталист – виолончелист Владимир Коденко, который принял участие в гастрольной программе певческого коллектива.
1 ноября – день памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. И не просто день памяти. В этом году отмечалось 160 лет со дня ее рождения. В Алапаевске, ставшим местом ее гибели, в этот день прошли торжества, посвященные знаменательному юбилею основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве и одной из самых ярких личностей делания благотворительности рубежа XIX-XX вв.
В частности, в мужском монастыре новомучеников и исповедников Церкви Русской, созданном на месте кончины подвижницы (ее и вместе с ней инокиню Варвару, Великого князя Сергия Михайловича, князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Палея и Феодора Ремеза живыми сбросили в шахту в ночь на 18 июля 1918 года), состоялась Литургия, которую возглавил епископ Каменский и Камышловский Мефодий в сослужении Леонида, епископа Аргентинского и Южноамериканского, сонма епархиального духовенства, а также художественного руководителя Всероссийского фестиваля «Истоки».
Детско-юношеский хор сначала спел на службе, а затем для собравшихся в этот памятный день в монастыре дал концерт с говорящим названием «Матушка Великая Княгиня».
А уже вечером в Екатеринбурге в храме-памятнике на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в рамках проекта «Царские встречи в Храме-на-Крови» прошло еще одно выступление этого замечательного коллектива.
Эта встреча началась с приветственного слова известного советского актера Юрия Назарова, который поделился, как он выразился, своей «бедой», которая заключается в том, что к своему преклонному возрасту он так и не обрел веру, на что художественный руководитель фестиваля пожелал ему скорее веру обрести. Затем Светлана Ладина побеседовала с руководителем хора из Санкт-Петербурга Ириной Болдышевой, после чего состоялся концерт, посвященный царской теме.
На 2 ноября в этом году пришёлся день Димитриевской родительской субботы. Этот день является днём сугубо поминовения наших усопших, и в этот день коллектив из Санкт-Петербурга пел на клиросе за Божественной Литургией в монастыре на Ганиной Яме и там же дал очередной концерт для насельников и гостей монастыря.
В субботу же в ДПЦ «Царский» состоялся уникальный совместный проект специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга Марии Исаевой и Маргариты Чувикиной под названием «Музыка в буквах: путешествие в древнерусскую культуру».
Приехавшая из Москвы Мария Исаева известна как исследователь древнерусской традиции, начиная с певческой культуры и заканчивая костюмом. Кроме того, она кандидат медицинских наук, является крупным специалистом в области фониатрии и оториноларингологии, фониатр таких телевизионных проектов, как «Голос», «Голос-Дети», «Главная сцена», театров «Практика», «Гоголь-центр», «Театр на Бронной», Театр Камбуровой, Театр им. Евгения Вахтангова. А Маргарита Чувикина из Санкт-Петербурга является известным иллюстратором, сотрудничающим с различными как православными издательствами (например, издательство Московской Патриархии, издательство Сретенского монастыря), так и со светскими издательствами нашей страны и за рубежом. Кроме того, она является специалистом в области древнерусской каллиграфии, выступая с докладами, лекциями и мастер-классами в различных городах нашей страны (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону).
И вот, в рамках фестиваля церковного искусства они решили объединить в одной программе древнерусское пение и каллиграфию, продемонстрировав гармоничное сочетание древнерусской певческой культуры и каллиграфии, их тесную взаимосвязь и удивительные параллели.
Воскресный день был самым насыщенным днём проекта.
С субботы на воскресенье в храме-памятнике на крови состоялась ночная служба, на которой на клиросе образцы византийского пения представил хор прп. Иоанна Дамаскина. А с утра наш фестиваль принимал участие ещё в двух богослужениях – в храме Рождества Пресвятой Богородицы в пос. Чусовское озеро (там знаменным распевом пела Мария Исаева) и в, пожалуй, единственном в мире храме свщмч. Аркадия Екатеринбургского, где настоятелем является иерей Димитрий Бажанов, руководитель Уральского колокольного центра, где в этот день молились организаторы фестиваля «"Истоки" в Екатеринбурге» и где в этот день отмечали престольный праздник.
Службу в храме свщмч. Аркадия Екатеринбургского возглавил митрополит Евгений, который напомнил собравшимся о проходящем фестивале церковного искусства и вручил благодарственное письмо его организаторам за организацию ежегодных фестивалей церковного искусства и вклад в развитие традиционных духовно-нравственных ценностей и популяризации отечественной музыкальной культуры на Уральской земле.
После Литургии молящиеся смогли поучаствовать в рамках фестивального проекта в мастер-классе по колокольному звону.
В это же самое время также по окончании службы в пос. Чусовское озеро Мария Исаева провела семинар, на котором обсуждались проблемы, связанные с голосовым аппаратом у священнослужителей и певчих.
Днем в храме Казанской иконы Божией Матери один за другим состоялось два концерта.
Сначала, несмотря на штормовой ветер, своё мастерство показали екатеринбургские звонари. Их великолепный звон слушатели восприняли с воодушевлением, стоявшие, вопреки непогоде, на улице у колокольни Казанской церкви (или «храма на горке», как ее еще называют ввиду эффектного расположения на возвышенности).
Затем прошёл концерт двух коллективов, практикующих знаменный распев и византийское пение, - «Кантос» под управлением Дарьи Капленко-Летняковой (она, кстати, проходит стажировку в школе знаменного пения при Всероссийском фестивале «Истоки») и во имя прп. Иоанна Дамаскина под руководством Ирины Болдышевой.
По окончании концертного выступления хоры не разъехались, что называется, восвояси, а вместе спели и на праздничном всенощном бдении. И опять-таки наш фестиваль смог охватить две вечерние службы: помимо пения за богослужением в Казанском храме часть представителей фестиваля молилась вместе с правящим архиереем и в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Наконец, наступило 4 ноября – празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков и, с некоторых пор, общегосударственный праздник День народного единства. В прошлом году мы уже могли убедиться, какое единение верующего народа происходит под омофором Екатеринбургского митрополита в Уральской столице. Этот год явил не меньшее воодушевление.
Опять наш фестиваль постарался максимально охватить своим вниманием значимые места этого праздника. Организаторы сначала молились на Божественной Литургии вместе с владыкой Евгением и многочисленным сонмом духовенства в кафедральном соборе и вместе же, сопровождаемые многотысячным собранием верующих, прошли крестным ходом до храма-памятника на крови.
Вместе с правящим архиереем и духовенством молитвенное шествие также совершили казаки Оренбургского войскового казачьего общества, члены «Русской Общины», педагоги и учащиеся духовной семинарии, скауты Братства православных следопытов, представители других различных объединений. Плечом к плечу с Владыкой шли крестным ходом и председатель Общественной палаты Екатеринбурга, ректор УрГЭУ Яков Петрович Силин, а также атаман ОВКО Владимир Иванович Романов.
В самом храме на крови также прошла Литургия, которую возглавил прот. Максим Миняйло, а на клиросе пел хор прп. Иоанна Дамаскина. Служба как раз закончилась к приходу крестного хода, и прямо у входа в собор был отслужен молебен, после которого митрополит Евгений обратился к собравшимся:
«Кто-то просит Богородицу, чтобы муж, брат, сын живыми вернулись со специальной военной операции; кто-то просит о том, чтобы какие-то смыслы и ценности вернулись в глубину сознания нашего общества; кто-то просит о том, чтобы детей в нашей стране рождалось больше и воспитывались они не как сорная трава, а как граждане Небесного Отечества, - у каждого свои вопрошания, и каждого лично в этот день слушает Пресвятая Богородица. Не вообще всех, а каждому заглядывает в сердце – проверяет, что там? – там суета и какие-то планы строятся или действительно "Все упование мое на Тя возлагаю, Матерь Божия"…
Специальная военная операция закончится тогда, когда мы будем готовы — когда Господь этого пожелает и Матерь Божья увидит готовность нашего сердца. А что для этого нужно? Знаете, как преподобный Серафим сказал: хочешь изменить мир, хочешь, чтобы люди вокруг тебя стали лучше? – ты сам изменись, сам стань настоящим человеком, настоящим христианином – и вокруг тебя спасутся тысячи людей. Хочешь изменить мир, хочешь сделать, чтобы жизнь в нашей стране наладилась? – наладь жизнь своего сердца, своего ума, приведи свои мысли в соответствие с заповедями Божиими».
В заключение Владыка напомнил, что по окончании всеобщего молитвенного делания в рамках II фестиваля церковного искусства «"Истоки" в Екатеринбурге» в конференц-зале храма-памятника состоится концертная программа, и народ хорошо услышал эти слова своего архиерея: зал был не просто набит битком, но народ стоял и в проходах, и даже в коридоре при входе.
Концертная программа последнего дня фестиваля состояла из выступления детско-юношеского хора прп. Иоанна Дамаскина с символичным названием «Пресвятая Богородице, спаси землю Русскую», продемонстрировавшего силу русского духа, и камерного, глубинного, ласкового, как загадочная русская душа, осеняемая покровом Пречистой Девы, пения духовных стихов Марии Исаевой, названного тоже символично «Мати Милосерда».
Неожиданностью, сюрпризом для всех оказалось появление на концерте митрополита Евгения, который, несмотря на свой плотный график, разделил радость совместного общения на этом мероприятии. Однако еще большей неожиданностью было то, что Владыка пришел не с пустыми руками, а с наградами – медалями свв. Царственных страстотерпцев, которые он после проникновенного слова вручил участникам фестиваля…
Напоследок хотелось бы сказать следующее.
Когда видишь живые, теплые, одухотворенные лица, когда видишь радость от общения – молитвенного, в концертной ли форме или в форме научных мероприятий (семинаров, лекций, конференций…), - хочется снова и снова радовать людей, радоваться самому и желаешь паки и паки продолжения этого единения. Что касается Екатеринбурга, то для этого есть все предпосылки – и внимательная и активная поддержка правящего архиерея, и благорасположение местного духовенства, и помощь местных СМИ, и народный отклик.
Сейчас, когда нашу страну постигли болезненные испытания, особо важно духовное единение. Проекты Всероссийского фестиваля «Истоки» устраиваются не развлечения ради, не ради плясок или каких-то иных «тусовок», но для сохранения и укрепления той духовной культуры, без которой любая победа обернется поражением…
Протоиерей Димитрий Кулигин, художественный руководитель Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки»
Фотоматериалы Ильи Антропова, Маргариты Чувикиной