Земля никогда не должна заслонять небо

Евангелие пятницы (Лк, 50 зач., 10, 1—15)

Пастырская проповедь 
0
Время на чтение 5 минут

Тогда избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

«Избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Господь дает им те же наставления, что и двенадцати. Число семьдесят было символическим. Как при избрании двенадцати апостолов Христос имел в виду двенадцать патриархов, двенадцать колен Израиля и двенадцать их духовных вождей, так и здесь. Семьдесят — от числа семь, обозначающего полноту. Семьдесят было число старцев, избранных для помощи Моисею во время странствования богоизбранного народа в пустыне, семьдесят было число членов Синедриона, высшего Совета иудеев. И семьдесят должны были быть помощниками Господа в Его проповеди благой вести. Книга Бытия говорит о семидесяти народах земли, которые соберутся вместе, когда каждый народ войдет в радость Господа своего.

Нам радостно сознавать, что с самого начала у Христа было столько учеников, которых Он мог послать впереди Себя. Как бы ни противились враги Христовы Его проповеди, она все шире распространялась по земле и приносила свой плод. Эти семьдесят, хотя они не сопровождали Господа столь близко как двенадцать, тем не менее были постоянными слушателями Его слова и свидетелями Его чудес. Это те, о которых апостол Петр говорит, что «они находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь» (Деян. 1, 21). Многие из тех, кто были спутниками апостолов, как читаем мы в книге Деяний и в Посланиях, были из числа семидесяти.

Тем не менее Христос говорит: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Жатва обыкновенно — образ последнего Страшного Суда, и жатели представляют Бога и Его апостолов. А здесь жатва — служение проповеди Христовой, и ученики Его — те, кто жнет. Подобное образу рыбной ловли, Царство Божие означает собирание рассеянных чад Божиих воедино, и оно начинается теперь. Велико несоответствие между огромностью этого служения и недостатком служителей в Церкви. Остается только с верою обратиться к Господину жатвы, к Богу, Который Один может разрешить эти неразрешимые затруднения.

Господь посылает их, не скрывая от них предстоящих испытаний. Он говорит: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков». Невозможно лучше сказать о враждебности мира по отношению к Христову стаду. По существу они посылаются на съедение, на то, чтобы стать «жертвами заколения» ради спасения других. Как и двенадцати, Господь заповедует семидесяти всецелое доверие Промыслу Божию. И они не должны тратить время ни на что постороннее, не отвлекаться на решение материальных проблем. Земля никогда не должна заслонять небо. Проповедники слова Божия должны быть всецело сосредоточены на исполнении своего служения, и «никого не приветствовать на дороге». Этот завет напоминает нам наставления ветхозаветного пророка Елисея. Не о том речь, чтобы быть неприветливыми по отношению к кому-то. Но человек Божий не должен медлить или отклоняться от прямого пути. Неразумно предпочитать меньшее большему. Ученики Христовы призваны не просто показать свое доброе расположение к людям, но благость Божию по отношению к ним.

«В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему». «Мир всем», как говорят наши священники за богослужением, «мир на земле», как воспевают Ангелы Рождественской ночи, «мир Христов, всякий ум превосходящий». Не вежливое приветствие всех по дороге, но дар новой жизни от Бога, предлагаемый всем. «И если будет там сын мира — тот, кто открыт к принятию благой вести, — то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится». Они продолжат свой путь с сознанием исполненного долга. Мир возвратится к ним не для того только, чтобы они снова и снова познавали сладость его, но чтобы могли передать его другим — тем, кто сыны мира.

Проповедники слова Божия не должны заботиться о своем пропитании. Они должны есть то, что предлагается им, и не переходить из дома в дом в поисках лучшего и более сытого места. В книге «Дидахи» («Учение двенадцати апостолов»), датируемой приблизительно 100 годом, рассказывается о странствующих из города в город пророках. Канон раннехристианской Церкви был прост и строг: если пророк остается, не работая, на одном месте более трех дней, — он лжепророк. И если пророк, тот, на ком сугубо почивает Святой Дух, просит деньги или еду, он — лжепророк. Труждающийся достоин награды своей, но служители распятого Господа не должны быть искателями роскоши.

Господь дал Своим ученикам власть изгонять бесов, исцелять болезни, проповедовать, что приблизилось Царство Божие. Но они призваны также возвестить суды Божии тем, кто отвергает их и их благовестие. «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам». Не принимайте от них ничего, не будьте должными им ни в чем. Но скажите им: «Приблизилось к вам Царствие Божие». Теперь, когда Царствие Божие приблизилось к вам, и вы не хотите войти в него, ваш грех неизвинителен. Чем больший дар благодати получаем мы от Христа, тем больший ответ должны мы будем дать Господу, ни во что ставя этот дар. «Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому», — говорит Христос. Содомиты отвергли предупреждение Лота, но отвержение Евангелия — более гнусное преступление. И Господь напоминает об участи городов, в которых были явлены Его великие чудеса, но жизнь их не изменилась. Если бы Христос пошел в Тир и Сидон, языческие города, то они давно бы, сидя во вретище и пепле, — столь глубоким было бы их обращение, — покаялись. Страшна будет участь тех, кто напрасно приемлет Божественную благодать. Те, кто до неба был вознесен, не воспользовавшись этим вознесением, будут низвергнуты до ада.

Как мы относимся к служителям Христовым, так относимся и ко Христу. «Слушающий вас, — говорит Он, — Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня». Время задуматься о том, что происходит в нашем обществе. Каждому из нас дается возможность лично услышать Самого Христа — слово, которое Он принял от Отца. А противящиеся этому слову, явственно противятся Самому Богу.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Красота Церкви
Слово в день памяти апостола и евангелиста Луки
31.10.2024
Мужество мыслить и жить по-другому, чем мир
Евангелие четверга (Лк, 48 зач., 9, 49—56)
31.10.2024
Когда нас так мало, и когда так много у нас врагов
Евангелие среды (Лк, 47 зач., 9, 44—50)
30.10.2024
Пока мы не прозреем до конца
Слово в день памяти святого мученика Лонгина сотника
29.10.2024
Три обязательных условия для тех, кто хочет быть христианином
Евангелие вторника (Лк, 44 зач., 9, 23—27)
29.10.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Мнения различны, но истина одна
Евангелие понедельника (Лк, 43 зач., 9, 18—22)
28.10.2024
Серая пыль и райские розы
Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
27.10.2024
Если бы не было чудотворных икон, не было бы России
Слово в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора
26.10.2024
Три луча одной тайны
Слово в день празднования Иверской иконы Божией Матери
26.10.2024
Два повествования о тайне субботы
Евангелие субботы (Лк, 22 зач., 6, 1—10)
26.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Клюев. Мужицкие веды
Новый комментарий от Константин В.
01.11.2024 00:40
Умный бес всезнанья
Новый комментарий от учитель
31.10.2024 22:02
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Рабочий
31.10.2024 20:58
«У детей появляются энурез, агрессия и психические расстройства»
Новый комментарий от Владимир Николаев
31.10.2024 20:10
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от влдмр
31.10.2024 20:00
Либеральная провокация!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
31.10.2024 19:43
Символ беззаветной преданности человеку
Новый комментарий от Рабочий
31.10.2024 18:30