«Если бы зашла речь о канонизации моей матери, я был бы счастлив, потому что знаю, что она была святая».
Будущий Император Александр III
«Она будет благодатной матерью для России».
Предсказание Преподобного Серафима Саровского о будущей Императрице Марии Александровне.
Именно с Императрицы Марии Александровны началось в России, а затем уже и во всем православном мире, почитание Величайшего Старца Серафима. Она всегда обращалась к нему за молитвенной помощью. После прихода во дворец фрейлины Анны Тютчевой, в семье которой почитался преподобный Серафим, будущая Государыня узнала о житии Саровского подвижника, а затем стала хранительницей его полумантии. В дневнике Анны Тютчевой записано:
«1856 год… Я послала Императрице маленький образ Серафима… Я очень верю в молитву этого святого и уверена, что он оказывает ей особое покровительство, ибо он предсказал о ней еще прежде, чем она прибыла в Россию, что она будет "благодатной" и матерью для России и для Православной Церкви».
В этом 2024 году вся Монархическая Православная России в существе и рассеянии торжественно и молитвенно отмечает 200-летие со дня рождения одной из великих Императриц, Жен всея России, Марии Александровны Романовой, матери Императора всея России Александра III и родной бабушки Всероссийского Императора-страстотерпца Николая II.
Еще при жизни Государыню Марию Александровну называли «праведной и святой». У нее были святые предки, которыми она очень гордилась. Одна из самых главных – Святая Королева Елизавета Тюрингенская и Венгерская, прожившая в XIII веке только более 23 лет, но снискавшая всенародную славу своей всепоглощающей благотворительностью и милосердию больным и бедным. В честь Праведной святой Елизаветы Тюрингенской была названа принцесса Елизавета, в будущем Преподобномученица Великая Княгиня Елисавет Феодоровна, немецкая родственница по крови Императрицы Марии Александровны и родная сестра Страстотерпицы-Императрицы Александры Феодоровны.
«Высокой боголюбицей и смиренной христианкой» называл Императрицу Марию Александровну Преподобный архимандрит Антонин (Капустин).
Архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевков) отмечал: «…Вообще, эта Императрица более благочестива и церковна, нежели все прочие Императрицы».
А святитель Филарет просто сказал: «Слава Богу, это истинно православная Царица».
Появившись в России как немецкая невеста наследника Цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Самодержца Александра II), Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенкая и Прирейнская покорила петербургский и российский свет не изяществом тела, а праведностью и святостью лика.
Вот что писала о ней сестра Цесаревича Ольга Николаевна:
«Мари завоевала сердца всех тех русских, которые могли познакомиться с ней. Саша с каждым днем привязывался к ней все больше, чувствуя, что его выбор пал на Богом данную. Их взаимное доверие росло по мере того, как они узнавали друг друга.
Папа [Николай I] всегда начинал свои письма к ней словами: "Благословенно твое имя, Мария"».Он обожал свою невестку.
Императрица Мария Александровна в России стала чисто русским человеком.
Обучал русскому языку и знакомил её с Россией В.А. Жуковский и, судя по воспоминаниям Ольги Николаевны, сделал это блестяще:
«…после императрицы Елизаветы Алексеевны (супруга Александра I) ни одна немецкая принцесса не владела так хорошо нашим языком и не знала так нашу литературу, как знала Мари».
Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.
Такой духовный портрет Марии Александровны оставил поэт Федор Иванович Тютчев.
Военный министр Д.А. Милютин писал об Императрице:
«…[она] внушила мне чувство благоговейного почтения. Это была святая женщина в нравственном отношении, и вместе с тем высокого ума и образования».
Мария Александровна учредила в России Красный Крест, который быстро превратился в самую крупную общественно-государственную структуру, оперировавшую огромными суммами, переводимыми благотворителями со всей страны. Императрица являлась не только высочайшей покровительницей Красного Креста, но также патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ и 5 частных благотворительных обществ. Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых всесословных женских учебных заведений.
Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением всесословных женских учебных заведений, начатого Императрицей Марией Феодоровной, женой Императора Павла I.
Императрица сыграла не последнюю роль в деле освобождения крестьян. Она тратила огромные суммы на благотворительность. Во время войны отказалась даже шить себе новые платья и все эти средства отдавала в пользу вдов, сирот, раненых и больных. Своей фрейлине и доверенному лицу Анне Тютчевой Цесаревна, а позже – Государыня Всероссийская Мария Александровна с усталой улыбкой признавалась не один раз, что большую часть своей жизни жила как «волонтер».
Императрица Мария Александровна благословляет сестёр милосердия, отправляющихся на войну в 1877 г.
Воздействие Государыни на окружающих всегда было благотворно: по воспоминания К.П. Победоносцева, она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.
По человеческим меркам Марии Александровне «повезло» меньше. Счастливый брак, в котором родилось 8 детей, стал все чаще омрачаться изменами супруга. Тяжелым ударом для царственной матери стала смерть старшего сына и Наследника престола Николая Александровича, с которым у нее была особенная духовная связь. После этой утраты Императрица, не отличавшаяся крепким здоровьем, стала угасать. А Император нашел себе иное «утешение» и стал жить на две семьи, в итоге поселив фаворитку с незаконнорожденными детьми над покоями законной супруги.
Царская Чета Мария Александровна и Александр II
Дети Императорской четы, среди которых были будущий Император Александр III и Великий князь Сергей Александрович, с трепетом относились к матери и были возмущены поведением отца. Она же никогда ни одним словом не упрекнула супруга и никому, даже детям, не позволяла осуждать Императора.
«Светлый облик Императрицы тем более величествен, что она прошла свой путь как бы в безмолвии. Призванная прощать изо дня в день в течение многих лет, она ни разу не проронила ни жалобы, ни обвинения, – писала об Императрице ее фрейлина Александра Толстая. – Вообще, душа Государыни, казалось, вырастала в то время, как физические силы угасали. Земное отступало, оставляя место Божественному, проникавшему в нее все более и более [...] Мы считали ее опорой России, ее семьи и всех нас. Зная положение дел, мы видели в ее смерти всеобщую беду и крах».
Дети Императрицы, любившие мать неземной любовью, после ее смерти в честь нее на Святой Земле возвели Чудо-храм в память небесной покровительницы Марии Александровны, Святой Равноапостольной Марии Магдалины, который является одной из главных русских православных святынь не только на Святой Земле, но и во всем православном Зарубежном мире.
Король Баварии Людвиг II, у которого Императрица Мария Александровна гостила в 1868 г., заметил, что она «осенена ореолом святой».
Императрица Мария Александровна на смертном одре.
Может быть, по Промыслу Божьему Императрица Мария Александровна будет прославлена в лике благоверных Цариц. Ибо по-прежнему будет источать святые потоки духовности, и по молитвам к ней будут происходить чудеса.
Вечная память великой Императрице России Марии Александровне!
Составил Владимир Николаев