В последнее время гностицизм вошёл в моду. Вовсю рекламируется, например, «евангелие от Иуды». Что касается апокрифа от Фомы, то никакого принципиального отличия от канона я в нём не вижу.
Акценты в каждом из Евангелий сделаны по-разному. Фома выделяет внутреннее присутствие Бога в человеке, а также тайное наличие Царства Божьего на земле. Об этом говорят и другие евангелисты, и особенно Иоанн. Единственное радикальное суждение, приписываемое здесь Христу, звучит так: «Ибо всякая женщина, делающая себя мужчиной, войдет в Царство Небесное». Речь идет, разумеется, о духовном акте. Однако даже в таком прочтении приведенная мысль решительно выпадает из контекста христианства. «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим» — именно женщина-дева.
Так или иначе, самые рискованные образы и силуэты рождаются в падшем мире как раз на пересечении света и тьмы. Гениальный сонет о потомках Каина написал Гумилёв:
Потомки Каина
Он не солгал нам, дух печально-строгий,
Принявший имя утренней звезды,
Когда сказал: «Не бойтесь вышней мзды,
Вкусите плод, и будете, как боги».
Для юношей открылись все дороги,
Для старцев — все запретные труды,
Для девушек — янтарные плоды
И белые, как снег, единороги.
Но почему мы клонимся без сил,
Нам кажется, что кто-то нас забыл,
Нам ясен ужас древнего соблазна,
Когда случайно чья-нибудь рука
Две жердочки, две травки, два древка
Соединит на миг крестообразно?
Действительно, если бы с земли, по Каину, Мефистофелю, Воланду исчезли тени, это была бы другая земля. Точнее, это была бы не земля, а рай. И люди были бы наги, но не стыдились. А мы стыдимся.
Конечно, приведённые имена относятся к высокой литературе. Если взять современные попытки «в гностическом роде», то можно назвать роман английского писателя Д. Мэдсена (псевдоним) под названием «Мемуары придворного карлика, гностика по убеждению».
Действие здесь происходит при дворе римских пап эпохи Возрождения, причем теологические дискурсы подкрепляются мрачной порнографией. Как бы то ни было, указанные опусы пишутся по принципу: «Хочу, чтоб всюду плавала свободная ладья. И господа и дьявола хочу прославить я» (В.Брюсов).
Есть ли смысл продолжать этот ряд? Вся мировая культура «закручена» вокруг дуализма бытия, как об этом уже сказано выше. Вселенная, как Луна, разделена на светлую и темную половины, и разделительная линия проходит ровно через центр мира, как и через середину человеческих сердец.
По факту мiр дуален (слуга двух господ), а по происхождению и цели — един (единство Первопричины).
Двойственность доступна каждому упрямо и грубо — а недвойственность (божественная софийность сущего) — только верующему сердцу.
Бывая в монастырях, я восхищался обликом молодых иноков, целиком отдавших свою жизнь Богу. До сих пор помню выражение лица одного из них в Никольском скиту Валаамского монастыря, где мне довелось провести две недели несколько лет назад. Но, честно скажу, дальше преклонения дело не шло.
При этом я прекрасно знал, что за оградой обители, в мiру, меня ждёт грязь и пошлость. Разумеется, не только она, но она в первую очередь. И правда — стоило только нашему кораблику пристать к пристани в Приозерске, как я услышал знакомый мат, увидел мутные глаза подвыпивших мужиков и голые ноги прокуренных «девушек» в мини.
Но я не повернул назад…
Я никогда не соглашусь с гностиками, что тварная Вселенная — это ад, созданный злым богом. И что плоть сама по себе есть зло. Но что в мiре идет война между Христом и антихристом — это несомненно. Исход этой войны известен только Абсолюту-Отцу, принесшего для него в жертву своего Сына — иначе мироздание и жертва за него были бы комедией. И многое тут зависит именно от выбора твари — ангелов и людей.
Достоевский полагал, что если бы люди захотели, на земле тотчас же установился бы рай. Но не хотят, не хотят!
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств