24 октября состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Сегодня, в условиях фактической отмены Поместного Собора, который в последние десятилетия проводится только для выборов Предстоятеля, и невозможности проведения Архиерейского Собора, Священный Синод стал, де факто, высшим органом управлении Церкви. Поэтому внимание общественности и СМИ к заседаниям Синода повышенное.
По традиции Св. Синод по большей части принимает рутинные управленческие решения: рапорты, отчеты о поездках Святейшего Патриарха и председателя ОВЦС, утверждение богослужебных текстов, внесение новых имён подвижников в святцы, учреждение монастырей, назначение игуменов и игумений и т.д. Бывают и заявления по каким-то особенно важным общественным событиям, но редко. На завершившемся заседании Св. Синода из таких содержательных решений внимание привлекают, пожалуй, вопрос о возможности отпевания подростков-самоубийц и порядок богослужений в зоне боевых действий. По вопросу детских самоубийств, которые, увы, становятся угрожающе нередкими, Синод постановил «определить особый порядок рассмотрения обращений о совершении отпевания ребенка или подростка, совершившего самоубийство», что подробно расписано в решении. По второму вопросу решение оставлено на усмотрение главы Синодального военного отдела митрополита Ставропольского Кирилла.
Эксперты обратили внимание на то, что Св. Синод не отреагировал на некоторые вопросы, по которым, как ожидалось, будут приняты какие-то решения или заявления. В частности, Синод никак не отреагировал на нападение на архиерея Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополита Черкасского Феодосия (Снигирёва) – нападения, больше похожего на покушение на убийство. Не то наши архиереи-синодалы побоялись усугубить положение вокруг митрополита Феодосия – на Украине сейчас любое заявление из Москвы только усугубляет положение человека, не то решили подыграть Священноначалию УПЦ, которое сейчас активно демонстрирует независимость и отстранённость от Москвы.
Многие ожидали, что будет принято какое-то решение по митрополиту Будапештскому Илариону (Алфееву), который в последнее время предпринял немало действий, чтобы доказать, что обвинения в его адрес со стороны бывшего келейника Георгия Сузуки – подлог, видеомонтаж с использованием ИИ, а стало быть, он оклеветан. Но пока Синод промолчал, и митрополит пока продолжит пребывать «в подвешенном состоянии». Хотя накануне заседания Св.Синода ходили даже слухи, что митрополита Илариона переведут в Москву викарием Св. Патриарха и он возглавит Издательский совет РПЦ вместо митрополита Климента, которому исполнилось 75 лет. Но слухи оказались слухами. Митрополит Иларион остаётся в Будапеште, а митрополит Климент сохранил не только должность правящего архиерея Калужской епархии, но и председателя Издательского совета.
Впрочем, это оказалось не единственной загадкой в заседании Св. Синода. Наши синодалы загадали нам немало загадок своими кадровыми решениями.
В частности, митрополита Воронежского Сергия (Фомина), который, как и митрополит Климент, подал прошение о почислении на покой в связи с 75-летием, на покой отправили, что бывает крайне редко, обычно старцам-архиереям дают возможность послужить несколько лет после 75-летия. За последнее время трудно и вспомнить, кого отправляли на покой сразу по достижению 75-летнего возраста. Разве что скандально известного митрополита Анастасия (Меткина), за которым тянулся шлейф «голубых» историй, да архиепископа Полоцкого Феодосия (Бильченко), который на последнем Поместном Соборе настойчиво призывал избирать Патриарха жребием…
Не то состояние здоровья митрополита Сергия действительно очень плохое (выглядит он и впрямь неважно), не то, виной всему чрезмерно независимая позиция владыки, который при Патриархе Алексии был управляющим делами Русской Православной Церкви.
Вместо владыки Сергия митрополитом Воронежским и Лискинским станет епископ Сызранский и Шигонский Леонтий (Козлов). Сызранская епархия пока будет вдовствовать и находиться под управлением митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия (Полеткина).
Еще одно загадочное кадровое решение Св. Синода – снятие архиепископа Каллистрата (Романенко) с богатой Новороссийской кафедры и перевод его в Тверскую глубинку на Бежецкую кафедру. Владыка Каллистрат прослужил в Новороссийске всего три месяца и что он успел там совершить, с кем поссориться (или может подружиться?), чтобы Св. Синод решил, что в Бежецке он принесёт Церкви больше пользы, непонятно. На его место в Новороссийск назначен епископ Вяземский и Гагаринский Сергий (Зятьков). Вяземская кафедра пока тоже будет вдовствовать и находиться под управлением Смоленского митрополита.
Еще одно громкое кадровое решение, причины которого, впрочем, объяснены в решении Св. Синода, – почисление на покой митрополита Донецкого Илариона (Шукало). В журнале Синода сказано, что это связано с плохим состоянием здоровья и невозможностью управлять митрополией, пребывающей в условиях военных действий. Митрополиту Илариону – выходцу с западной Украины – и психологически было трудно управлять Донецкой епархией, многие отмечали, что он никак не мог занять внятной позиции по многим животрепещущим вопросам, волновавшим его донецкую паству. Впрочем, и тут есть загадка – митрополиту Илариону только через полтора года исполнится 75 лет, когда и появится законное основание почислить его на покой согласно Уставу Русской Православной Церкви. Впрочем, возможно, он в свои 73 года написал прошение о почислении на покой.
Сменил митрополита Илариона митрополит Владимир (Самохин), который является уникальным кризис-менеджером Св. Патриарха Кирилла. Когда за отказ делить бедную епархию на части был снят с Читинской кафедры и направлен в уездный город Александров архиепископ Естафий (Евдокимов), в Читу в мае 2014 года был направлен как раз епископ Скопинский Владимир. Через два года со скандалом был снят с Хабаровской кафедры и отправлен в Южную Америку митрополит Игнатий (Пологрудов), утихомирить ситуацию из Читы в Хабаровск послали уже ставшего митрополитом владыку Владимира. Через 2 с половиной года Св.Синод почислил на покой чрезвычайного популярного и любимого верующими и духовенством митрополита Владивостокского Вениамина (Пушкаря), и митрополит Владимир едет во Владивосток руководить Приморской митрополией. И вот теперь ему поручили возглавить Донецкую митрополию.
Владивостокской епархией управлять теперь будет епископ Ейский и Тимашевский Павел (Григорьев), которому в нагрузку дали в своё время бедную Таджикистанскую епархию. Епископом Ейским и Тимашевским решено избрать иеромонаха Серафима (Лопухова), клирика Иваново-Вознесенской епархии, а управление Душанбинской епархией возложено на епископа Нижнетагильского и Невьянского Феодосия (Чащина). Решающую роль тут, видимо, сыграло финансовое состояние епархии и опыт архиерея.
Ну и самое загадочное кадровое решение Св. Синода, которое уже обросло слухами и домыслами, – увольнение с должности главы Синодального миссионерского отдела и настоятеля Высоко-Петровского монастыря епископа Евфимия (Моисеева). Журнал заседаний № 114 прямо так и называется «О деятельности Синодального миссионерского отдела», что по смыслу должно говорить о чрезвычайности ситуации в отделе. Впрочем, об ошибках или провалах в деятельности отдела не сказано ни слова, а просто говорится, что решили «епископа Луховицкого Евфимия освободить от должностей председателя Синодального миссионерского отдела, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря» и направить его викарием Патриаршего экзархата Африки. При этом епископ Евфимий не удостоился благодарности Св. Синода за понесённые труды. Значит, его за что-то наказали.
Все эксперты сразу же связали увольнение епископа Евфимия с недавним скандалом со Школой православного миссионера (ШПМ), которую владыка решил переформатировать. ШПМ – это последователи убиенного священника Даниила Сысоева в просторечии «сысоевцы». Руководит ШПМ медийно известный московский протоиерей Игорь Фомин, а ее главными рупорами являются еще более медийно известный священник Георгий Максимов и активный публицист Аркадий Малер. Люди они не только известные в церковной среде, но и со связями в церковном аппарате, что и было продемонстрировано решением Св. Синода по увольнению их «обидчика» епископа Евфимия.
Пикантность этой истории придаёт тот факт, что одним из фундаментов учения о.Даниила Сысоева является весьма сомнительная идея уранополитизма, которую «сысоевцы» пытаются выдать за «святоотеческое наследие». Недавно с критикой главной работы о. Даниила «Гражданин неба», которую пропагандируют «сысоевцы» выступил на РНЛ известный историк и богослов, профессор Санкт-Петербургского университета протодиакон Владимир Василик. Сомнительность этой идеи особенно очевидна в условиях СВО, сколько бы ни тщились ее адепты выставить себя патриотами и одновременно уранополитами. И тот факт, что Св. Синод стал в конфликте на сторону уранополитов выглядит весьма и весьма двусмысленно в глазах государства. Но тут сыграли роль, видимо, какие-то другие резоны.
Временно исполняющим обязанности председателя Синодального миссионерского отдела назначен довольно молодой священник Антоний Косых, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Вероятно, решение это временное, надо было срочно кого-то назначить. А вот кто будет наместником Высоко-Петровского монастыря в решении Синода не сказано. Похоже, лично Святейший Патриарх Кирилл, поскольку монастырь ставропигиальный.
Были, впрочем, и незагадочные кадровые решения Синода, но их меньше. Так перестала быть вдовствующей Алапаевская кафедра в Екатеринбургской митрополии, ее возглавит игумен Сергий (Зайчиков), клирик Пензенской епархии. Вдовствовавшую Щигровскую кафедру в Курской митрополии возглавит бывший викарий Святейшего Патриарха епископ Бронницкий Феогност (Ильницкий). А Выксунским и Павловским Преосвященным будет бывший епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон (Губка), которого в Георгиевске заменит игумен Николай (Пашков), клирик Кинельской епархии. Так что вдовствующих кафедр в Церкви станет чуть меньше.
Редакция Русской народной линии
58. Ответ на 55, Владимир Николаев:
. В РПЦ тоже будет чистка. Такая же серьезная.
57. Ответ на 55, Владимир Николаев:
Господь даровал УПЦ пройти чистилище от накопившихся у нее тяжких вышеуказанных грехов, и УПЦ как организация церковников, достойна приняла эти Господние гонения--во славу Божию ! Думаю, в будущем в УПЦ будет свой Собор Новомучеников и исповедников Украинских. Что очень важно для святости церкви и ее насельников. ВСЕ уже . Нет НИКАКОЙ УПЦ. Они сами себя уничтожили Епифаниевским Собором совершив Раскол. Но могут быть приняты в РПЦ покаянием. Некоторые даже в сущем сане.
56. Ответ на 55, Владимир Николаев:
Господь даровал УПЦ пройти чистилище от накопившихся у нее тяжких вышеуказанных грехов, и УПЦ как организация церковников, достойна приняла эти Господние гонения--во славу Божию ! Думаю, в будущем в УПЦ будет свой Собор Новомучеников и исповедников Украинских. Что очень важно для святости церкви и ее насельников.НЕ будет никакой УПЦ, а значит и никаких мучеников и исповедников УПЦ тоже не будет. Мученики будут, но к УПЦ их привязать будет нельзя. УПЦ совершила РАСКОЛ. А значит все кто с ней связывает себя- незаконно мучен, а значит НЕ венчается.
55. Действительно, не обсуждается, что УПЦ митрополита Онуфрия, поминаемая
Господь даровал УПЦ пройти чистилище от накопившихся у нее тяжких вышеуказанных грехов, и УПЦ как организация церковников, достойна приняла эти Господние гонения--во славу Божию ! Думаю, в будущем в УПЦ будет свой Собор Новомучеников и исповедников Украинских. Что очень важно для святости церкви и ее насельников.
54. Ответ на 51, Владимир Николаев:
Обращение на этот момент подписал 31 иерарх УПЦ. Первый среди подписантов – член Священного Синода УПЦ митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Митрополиты, архиепископы и епископы выступили в первую очередь с осуждением решения Синода РПЦ освободить митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона от управления Донецкой епархией Украинской Православной Церкви.
СПЖ публикует текст документа полностью:
Архиереи Украинской Православной Церкви:
Еще одно подтвержденние, что за 400 лет нахождение России в бритосатанинском плену большая часть элиты в Государстве и Церкви (а Епископы после 325 года часть церковногосударственного Аппарата) так или иначе работают на Гегемона. Тот же ЦБ.
Поэтому суверенитет Украины, а тем более "границы" канонической УПЦ после Победы России над НАТО, в текущей СВО будут пересмотрены, то есть - исчезнут. Так полагаю. И сделано это будет по просьбе ИМЕНнотех, кого Вы цитируете в своем посте. То же касается и Эстонии и пр.
Кстати и у Варфоломея в следующем году предполагаются изменения. Какие не знаю, но почему-то захотелось пересмотреть Бриллиантовую руку- константинопольскую часть, фишстрит.
Не первый раз Россия теряла территории и всегда возвращала их. Так же будет и в этот раз.
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая... вот Царство Русское и не прейдет во век, как то провидел Дух и Даниил ПРЕДРЕК.(ц)Тютчев. Русская география
Правда. Вы и Ваши сторонники будут приятно удивлены развитием ситуации.
53. Ответ на 42, Владимир Николаев:
При этом православным японцам он благословил оставаться верноподданными своему правительству, чтобы не дать повода для обвинения их в измене родине. Благодаря этому православные приходы не подвергались преследованиям, а сам святитель снискал глубокое уважением со стороны японцев.----=МОЛИЛСЯ НА ВИДУ ЗА ПОБЕДУ ЯПОНСКОГО ОРУЖИЯ, ЧТО И ПРОИЗОШЛО !Свт. Николай благословил японцев молиться о своей стране и воинстве - но объявил о том, что сам до конца войны не будет совершать богослужений, потому что с его стороны возглашать молитву о неприятельских войсках было бы изменой по отношению к Отечеству. И это японцы приняли. и отнеслись с большим уважением.
Но публичных молитв о победе японского оружия свт. Николай не возглашал.
(Однако, он не был гражданином Японии. А митр. Онуфрий гражданин Украины.)
ДА, НО МИТР. ОНУФРИЙ НЕ ПРОСИЛ РОССИЮ ОСВОБОЖДАТЬ УПЦ ОТ ГНЕТА ЗЕЛЕНСКОГО И НАЦИОНАЛИСТОВ. ЕСЛИ БЫ ОН БЫЛ ПУТИНО-ФИЛОМ--ОН БЫ УЕХАЛ ИЗ УКРАИНЫ В МОСКВУ И ПРИЗЫВАЛ БЫ ПУТИНА, ВСТРЕЧАЯСЬ С НИМ, ЗАЧИЩАТЬ УКРАИНУ. НО РАЗВЕ ПОСМЕЛ БЫ ЭТО ОН СДЕЛАТЬ ?! ВОТ СЕЙЧАС БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РУМ.ПЦ БУЙСТВУЕТ НА КАНОНИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ РПЦ МП----В ПРАВ.ЦЕРКВИ МОЛДОВЫ ! И КАК РОССИЯ БУДЕТ ТУДА НАПРАВЛЯТЬ ВОЙСКА ДЛЯ ВЫКИДЫВАНИЯ БЕССАРАБСК МИТРОПОЛИИ С МОЛДОВЫ ? НЕТ , КОНЕЧНО. ПУТИНСКИЕ ВОЙСКА МОГУТ ВОЙТИ В ПРИБАЛТИКУ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЯВНО ЛИКВИДИРУЕМЫХ ПРАВ.ЦЕРКВЕЙ МОС. ПТР-ХАТА ?! НЕТ, КОНЕЧНО. ИНАЧЕ БУДЕТ ЯДЕРНАЯ ВОЙНА ! НАТО И ЗАПАД НЕ ПРИНЯЛИ УКРАИНУ К СЕБЕ ДЛЯ ЕЕ ПОСЛЕДУЮЩЕГО РАЗДЕЛА МЕЖДУ АНТИРОССИЙСКИМ МИРОМ И РОССИЙСКИМ МИРОМ. ВОТ И ВСЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО. ОТДАСТ ЛИ ЗАПАД И НАТО КИЕВ ПУТИНУ--ВРЯД ЛИ. ПРИ ЧЕМ, ВСЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ КИЕВА--ОТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ ДО ГЕНШТАБА ВСУ --НЕ ТРОНУТЫ БОМБЕЖКАМИ И НЕ УНИЧТОЖЕНЫ ВС РОССИИ --ПОЧЕМУ ?! ЕСЛИ , КАК ВЫ ВЫРАЖАЕТЕСЬ, ГОСУД. ЦЕНТРЫ КИЕВА --ЛОГОВА МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЦИСТОВ СО СВАСТИКАМИ --ПОЧЕМУ ДО СИХ ПОР ВС РОССИИ НЕ РАЗБАБАХАЛИ ЭТИ ЦЕНТРЫ ???!!!Еще раз поясняю. Россия - правопреемница СССР. А значит на территории СССР будут только те "бессарабские" митрополии, которые признает РПЦ. То есть только Грузинская Патриархия. Все остальные Епархии будут в РПЦ. И это уже НЕ обсуждается. Понимаю, Вы НЕ готовы к этому сценарию- я готов. Вот и посмотрим, чья готовность окажется готовней. Вот увидите, все будет нормально.
и всем будет хорошо, кроме русофобов. А мнение митрополита Онуфрия уже не играет никакой роли. И он об этом знает лучше меня.
52. Пюхтицкий монастырь направил ответ министру внутренних дел Эстонии
29 октября 2004 настоятельница Пюхтицкого монастыря игуменья Филарета Калачева направила официальный ответ министру внутренних дел Эстонии Лаурии Ляэнеметсу на требование выйти из РПЦ, – сообщает Telegram-канал Religiontoday.
Интернет-ресурс передает, что игуменья Филарета Калачева написала: «Монастырь остается при ранее выраженном мнении, что он не обладает полномочиями и правами самостоятельного обращения к Патриарху с просьбой о снятии ставропигии и перехода Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в лоно Константинополя».
Она отмечает, что «Патриарх может ошибаться, и не все сказанное им может оказаться истиной».
«Православная Церковь не наделяет Патриарха теми особыми полномочиями, которыми наделен Папа Римский для католиков – быть гарантом, хранителем церковной истины, который не ошибается, вещая с кафедры», – поясняет она свою позицию.
По ее мнению, «при том обилии проповедей Патриарха, написанных статей и сказанных во всевозможных собраниях словах, не может Церковь разом определить его внутреннее устроение души, как «хищника, разоряющего Церковь».
«Он сам, по своему усмотрению, участвует и в нецерковных собраниях людей, много там говорит, может ошибаться или обманываться. Патриарх, как и все другие люди Церкви, не застрахован от падения. Однако Церковь не погибнет падением отдельных людей», – говорится в ответе министру игуменьи.
Монахиня Филарета пишет, что история монастыря содержит много примеров и подтверждений того, что его насельницы, находясь в ставропигиальном статусе, освобождены от политических и мирских тенденций и могут, основываясь на мнении Духовного Собора монастыря, определять духовную составляющую происходящего. «Мы делаем свой выбор, основываясь на своем духовном опыте и праве свободы действий. Независимо от того, от кого исходит просьба или требование, будь то политик или священноначалие, мы сами решаем, выполнить, проигнорировать либо категорически отказать в их исполнении», – добавляет она.
Как писал СПЖ, власти Эстонии хотят запретить церкви, связанные с РФ.
51. КАК Я И ПРЕДСКАЗЫВАЛ В СВОИХ КОММЕНТАХ.
Вечером 31 октября сразу в нескольких епархиальных Телеграмм-каналах было опубликовано «Заявление архиереев Украинской Православной Церкви о действиях Синода Русской Православной Церкви в отношении епархий УПЦ, расположенных на временно оккупированных территориях Украины».
Обращение на этот момент подписал 31 иерарх УПЦ. Первый среди подписантов – член Священного Синода УПЦ митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Митрополиты, архиепископы и епископы выступили в первую очередь с осуждением решения Синода РПЦ освободить митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона от управления Донецкой епархией Украинской Православной Церкви.
СПЖ публикует текст документа полностью:
«24 октября 2024 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение освободить митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона от управления Донецкой епархией Украинской Православной Церкви и отправить его на покой. Ранее подобным образом были освобождены архиереи других епархий Украинской Православной Церкви на временно оккупированных Россией территориях. Эти решения были приняты в одностороннем порядке, без какого-либо согласования с Украинской Православной Церковью, которая является канонически самостоятельной согласно Томосу (Грамоте) Патриарха Алексия II от 27 октября 1990 года и подтверждена решением Собора Украинской Православной Церкви 27 мая 2022 года.
Мы, архиереи Украинской Православной Церкви, решительно осуждаем это решение, как антиканоническое, поскольку церковное право регламентирует канонические отношения между Православными Церквами.
Второй канон Второго Вселенского Собора отмечает необходимость уважать юрисдикционные границы, предостерегая от любых попыток одной Церкви взять под контроль территорию другой.
Восьмой канон Третьего Вселенского Собора прямо запрещает любому епископу вмешиваться в юрисдикцию другого епископа.
Кроме того, это решение направлено на подрыв самостоятельности Украины и самого бытия Украинской Православной Церкви в тяжелых условиях военных действий на территории Украины. Ведь антиканоническое освобождение митрополита Иллариона, украинца по происхождению, устроителя Донецкой епархии, многолетнего архипастыря в Донецкой области и назначения на его место архиерея-россиянина свидетельствует именно о стремлении Москвы аннексировать каноническую территорию Украинской Православной Церкви с целью уничтожения.
Мы не согласны с таким решением, требуем его немедленной отмены, призываем к отказу от агрессивной церковной политики относительно Украинской Православной Церкви и ее многострадальной паствы, к уважению границ канонической Украинской Православной Церкви, суверенитету и территориальной целостности Украины.
Архиереи Украинской Православной Церкви:
50. Ответ на 36, Сергей из НН:
А за "власти и воинство" страны своей - конечно, думаю, там молятся, как и положено. И слава Богу. Молитвой хуже не сделаешь - Бог рассудит, что кому полезно.
Вот Бог уже и рассудил. УПЦ перестала существовать- в глазах Киевского режима она стала не весть откуда взявшимся сборищем, незаконно владеющим церковной собственностью. Вы стоите на правильной точке зрения. Сегодняшней, а я рассказываю- чем все закончится в ближайшее время, поэтому у нас с Вами нет разногласий ни в чем.
49. Ответ на 37, Сергей из НН:
Никаких отлучений в отношении УПЦ наша Церковь не произносила и не объявляла - и те, кто "бежит вперёд паровоза", безрассудны.
ВСЕ верно. Но верно и то, что сказал я выше- перстаешь поминать Патриарха- лишаешься помощи Божьей. Из Киевской Лавры УПЦ сразу изгнали после этого, а до этого 30 лет боялись трогать. Я Вам твердо говорю- Париарх Всея Руси- это не просто титул. Раз его Бог поставил, не надо испытывать Его волю.