Старцы — воины Христовы, проливающие кровь в молитве за ближних и за весь мир, а отца Гавриила Самтаврийского еще называют «великой любовью XX века», потому что подвиг любви этого удивительного святого был выше понимания человеческого разума.
Он ходил по улицам Тбилиси босиком, в рубище, с медной диадемой на голове, сквозь горлышко разбитого кувшина высматривал того, чья душа взывала о помощи. Он, как мантией, укрывал его своей молитвой, делился верой и жертвенной любовью. И после его ухода в вечность все продолжается: отец Гавриил по-прежнему находит тех, кто отчаялся, погибает и больше всех нуждается в помощи.
Когда я брала благословение у духовника на написание книги об отце Гаврииле, услышала загадочные слова: «Конечно, пиши, если преподобный сам тебя благословит!» Переспрашивать не стала, просто восприняла это как волю Божию и стала ждать ответа Неба. После этого прошло, наверное, полгода, книга была почти готова. Но как узнать: благословил ли старец, да и вообще: как он может меня благословить? Это оставалось за гранью реальности…
И однажды вечером, в очередной раз перечитывая один из рассказов, взгляд остановился на словах: «Не плачь!» Сердце замерло, а в душе прозвучало: «Вот название книги!» И сразу вспомнились слова моего духовника…
«Не плачь!» — об этом говорит любящий взгляд преподобного и его необыкновенная улыбка, согревающая душу. С этими словами утешения он явился во сне одной рабе Божией, когда она находилась на грани отчаяния. А когда я узнала историю ее жизни, поняла, что не просто так нас «познакомил» преподобный Гавриил. Ведь нет ничего случайного, тем более когда участвуешь в прославлении угодников Божиих.
Ольга Ивановна считает преподобного Гавриила своим другом. «К старцу я прикипела душой, — призналась она. — Ношу с собой его иконочку. И куда бы ни пошла, говорю: “Батюшка, поехали со мной!” Его образ лежит рядом, на подушке, и я прошу: “Отец Гавриил, благослови, помолись обо мне!” Я чувствую его настолько другом, настолько отцом, настолько родным, братом, ближе не бывает. Только Господь это знает...
А какая радость была, когда благодетели привезли в мой дом икону отца Гавриила для Луганска, освященную на его мощах! — вспоминала Ольга Ивановна. — Как будто он ко мне домой пришел своими ножками! А перед тем как ее надо было передавать, я не знала, куда именно: икону просили несколько храмов. И пока я пребывала в сомнениях, святой сам выбрал для нее место…
Когда до моего отъезда в Луганск оставалось совсем немного времени, взмолилась: “Батюшка Гавриил, подскажи, что мне делать, куда отдать икону? Не хочется кого-то обидеть!” Легла спать, и снится мне тонкий сон, как будто не спишь, а дремлешь. Вижу какой-то недостроенный храм из шлакоблока: отделка еще не завершена. Слышу: поют Херувимскую. Кто-то сказал: “Поднимайся на второй этаж!” Туда вела прямая лестница без перил. Я быстро поднялась и увидела певчих. Они стояли слева, а справа на стене висел большой образ Пресвятой Троицы. Перед ним горела золотая лампада. Вижу: ко мне приближается батюшка с кадилом. Я отошла направо, чтобы ему не мешать, встала около иконы Троицы. А рядом с ней было пустое место. И вдруг вижу рядом с собой отца Гавриила. Слышу его голос: “Вот здесь мое место!”
Я тотчас проснулась. Эти слова звучали как наяву. “Верить сну или нет?”. Решила никому ничего не рассказывать, а сама только об этом сне и думала, не могла понять, где же находится храм! А через час мне позвонила знакомая из Луганска.
— Оля, я слышала, ты хочешь привезти икону батюшки Гавриила? Может, отдашь ее нам? Наш настоятель очень почитает старца!
Сначала я отказалась:
— Нет, Галя! Я не могу это решать, жду, что место для иконы выберут священники! — а потом спросила: — А в честь кого освящен ваш храм?
— Во имя Нестора Летописца. Но у нас строится и второй этаж — там будет верхний храм во имя Пресвятой Троицы.
У меня аж дыхание перехватило:
— Как Троицы? А ваш храм из серого шлакоблока?
— Да.
— А на второй этаж ведет лестница без перил?
— Да, перил нет. У нас все возведено, но работы пока не закончены.
— А если мы поднимется по ступенькам, клирос будет слева?
— Слева!
— Галя, эта икона будет в вашем храме! — и рассказала свой сон».
А когда Ольга Ивановна приехала в Луганск и попала в этот храм, пришла в замешательство. «Как будто оказалась в другом измерении, — вспоминала она, — потому что в мельчайших подробностях увидела храм из моего сна! Этот второй вход с обратной стороны здания, эти колонны, ступеньки, лестница без перил, стены из шлакоблока, заколоченное окно над дверью, которое во сне приняла за икону. Заходишь внутрь, а справа должна быть сплошная стена, без окон. Так и есть, все один в один! Увидела большую сияющую икону Пресвятой Троицы, вспомнила слова преподобного: “Вот здесь мое место!..”».
Действительно, отец Гавриил сам выбирает место, куда ему «прийти». Вот так он выбрал и наш московский храм Сретения Господня в Бирюлево. Сначала во временном деревянном храме появился его образ, привезенный из Самтавро, и после этого началось строительство нового каменного храма.
Помню, когда его возводили, нашему благодетелю, Артемию, неожиданно приснился отец Гавриил. В тот день Артемий прочитал ему Акафист, а ночью во сне старец привел его на рынок, подвел к прилавку, где продавали фарфоровые игрушки, и купил две — себе и ему. Предложил: «Попробуй съесть!» Артемий отказался. Тогда отец Гавриил сказал: «Ближний мой, запомни: строить храм еще труднее, чем есть стекло! А пожертвования собирать — это кровь проливать!..»
А когда на тридцатилетие хиротонии нашего настоятеля, отца Димитрия, у нас служил владыка Фома, за праздничной трапезой батюшки вспоминали, как освящали поклонный крест на месте будущего храма. «Это же преподобный Гавриил вам храм построил! — сказал отец благочинный. — Как только “пришла” его икона, сразу и пошло дело!»
И когда через три года молитвами старца он был возведен, благодетели заказали туда большую икону отца Гавриила. Так что теперь по воле Божией у нас находятся две чтимые иконы отца Гавриила: привезенная из Самтавро и написанная в Москве. Наверное, это единственный храм, в котором так нестандартно пребывают два образа преподобного. Как говорится, благодать на благодать. И во всем чувствуется благословляющая рука старца, и он продолжает юродствовать, хотя к этому трудно привыкнуть. И все, кто приходил, приезжал, кого привозили и даже приносили в наш храм, чтобы помолиться у икон отца Гавриила, получали просимое: в душе воцарялся мир, будто от дуновения легкого ветерка, разлетались все казавшиеся неразрушимыми барьеры и препоны, соединялись семьи, рождались долгожданные дети, одержимые зависимостями приходили в себя. А главное — душа начинала ощущать присутствие Творца, тянулась к вечности. И все это молитвами Христа ради юродивого отца Гавриила.
Раба Божия Наталья стала приходить к нашим иконам отца Гавриила из другого храма. Она поделилась своей бедой. В один прекрасный день женщина потеряла бдительность и вступила в беседу с мошенниками. И телефонные гипнотизеры-манипуляторы «развели» ее по-крупному. После разговора с ними Наталья помчалась брать кредит в банке аж на 900 тысяч рублей и тут же все отдала мошенникам. Это случилось в прошлом году. Помню ее обреченный голос: «Теперь мне придется до конца своих дней выплачивать эту огромную сумму!»
Так бы, наверное, и произошло, если бы у нее не было веры и она не обращалась бы к Богу: «Воззовет ко Мне, и услышу его…» А еще Наталья заручилась молитвенной поддержкой отца Гавриила. «Она часто-часто приходила к его иконе, — вспоминала свечница, — и читала Акафист. Я этому свидетель. Даже иногда, когда никого не было, мы читали с ней вместе».
И неожиданно какой-то незнакомый мужчина пожертвовал Наталье 150 тысяч рублей. В храме тоже собрали около десяти или пятнадцати тысяч. Постепенно ей приносили деньги, и этот громадный кредит был полностью погашен, он растворился просто на глазах! И, конечно, в этой невероятной истории чувствовалась рука отца Гавриила…
А недавно преподобного даже «причислили» к лику наших районных святых. В тот памятный день в храм пружинистой походкой зашел высокий мужчина и обратился к дежурному:
— Я тренер хоккейной команды спортивной школы «Пингвины». Скажите, кому у вас можно помолиться о победе, чтоб игра пошла?
— Преподобному Гавриилу Самтаврийскому, — уверенно ответил дежурный.
Тренер просиял и открыл дверь:
— Мужики, заходим!
И в храм влетела крепкая команда: подростки лет тринадцати, человек двадцать. Они заставили весь подсвечник у иконы отца Гавриила самыми большими свечами.
— Значит так, мужики, — скомандовал тренер, — мы православные, поэтому крестимся двумя перстами!
— Тремя! — улыбнулся дежурный.
— Конечно, тремя! — тут же сориентировался тренер. — Мужики, помолимся Гавриилу Бирюлевскому, он нам поможет!
Ребята неумело крестились, с надеждой смотрели на лик отца Гавриила, и почему-то не было никаких сомнений, что они обязательно одержат победу: «Гавриил Бирюлевский» не подведет!
Помню, спустя какое-то время шла на литургию, и вдруг меня обогнала стайка юных хоккеистов: в спортивных куртках, шапочках, за спинами большие сумки, из которых выглядывали хоккейные клюшки. Неожиданно мальчишки замедлили шаг и остановились у дверей. Молча, как по команде, сняли шапочки, перекрестились, поклонились храму, потом радостно загалдели и трусцой унеслись к катку. Видимо, помог им тогда старец!
И, наверное, не случайно визитной карточкой нашего храма Сретения Господня в Бирюлево стала моя книга о помощи Божией по молитвам преподобного, ведь отец Гавриил «построил» его в неимоверно короткие сроки.
А когда наступило время выпускать книгу, долго не могли выбрать, какую из двух фотографий отца Гавриила поставить на обложку. И решили обратиться к митрополиту Серафиму (Джоджуа), который дал мне интервью и свое благословение. И владыка засомневался: «Мне нравятся обе! Лучше спросите у какого-нибудь ребенка!».
Я недолго думала, к какому ребенку обратиться. Конечно, к Лазарю, ведь он родился по молитвам преподобного! За полтора года до рождения отец Гавриил предсказал Наталье, его матери, во сне: «Родится сын. Назовёте Лазарем!»
И это чудо произошло после того как Наталья смирилась пред Богом. Он явил ей Свою милость, и вместо горечи бездетности она получила радость материнства. А возвестил об этом святой, о котором она раньше даже и не слышала.
Вскоре после покаянной молитвы у иконы Спасителя Наталье приснился сон. Как будто бы они с мужем вошли в какой-то крытый рынок. Им нужно было купить лук. Видят: за прилавком стоит темноволосый мужчина восточной внешности средних лет с небольшой бородой и очень добрыми лучистыми глазами. Наталья начала выбирать лук, а мужчина произнес: «Будет сын. Назовёте Лазарем!» Она подумала: «Лазарь? Какое странное имя! Всегда хотела назвать сына Марком…» И женщина застыла в раздумьях около этого прилавка, даже про лук забыла…
А потом они с мужем пошли к выходу, и когда Наталья открывала дверь павильона, наконец приняла сердцем слова этого мужчины: «Согласна, пусть будет Лазарь! Красивое имя, мне нравится!» И в тот же момент она проснулась...
«Лазарь? А что, хорошее имя!» — согласился муж, которому очень понравился этот сон. И супруги стали ждать Лазаря. А еще Наталья рассказала об этом священнику: «Батюшка, мне приснился сон: какой-то мужчина сказал, что у меня родится сын, и его надо назвать Лазарем! А если это, и правда, сбудется, можно будет так его назвать?» — «Конечно, можно!» — улыбнулся батюшка.
«В общем, посмеялись мы с батюшкой по-доброму, — вспоминала Наталья, — и забыли об этом. А когда через девять месяцев я забеременела, сразу вспомнила свой сон. Сначала мы с мужем хранили все в тайне, даже родителям не сказали, а когда пришло время, съездила на УЗИ. Слава Богу, все нормально! Мне тогда было уже 36. А про свой сон я рассказала одной прихожанке нашего храма, когда ходила на последнем сроке. А она как услышала про мужчину, который мне о Лазаре сказал, воскликнула: “Это тебе приснился отец Гавриил (Ургебадзе), точно он!” Я удивилась: “Кто такой этот Гавриил (Ургебадзе)? Я о таком и не слышала!” Потом решила: “Дай-ка я, правда, посмотрю, что это за святой, житие его почитаю!” А когда увидела его фото в молодости, обомлела, у меня аж рот открылся: на меня смотрел мужчина из того сна! До сих пор мурашки бегут, когда вспоминаю об этом. Вот так батюшка Гавриил сообщил мне радостную весть о нашем сыночке!»
Лазарь родился 26 января, в день памяти преподобного Елеазара Анзерского. А имя «Лазарь» — это греческая форма от еврейского имени «Елеазар» («Бог помог»). То есть «Лазарь» — это вариант имени «Елеазар».
Получается, малыш родился в день своих именин, хотя священник и нарек его в честь Лазаря Четверодневного. А отец Гавриил за девять месяцев до зачатия объявил волю Божию об этом младенце. Значит, у него два небесных покровителя, два Лазаря! Хотя не два покровителя и молитвенника, а три: конечно, и отец Гавриил!
Так что когда мы спросили Лазаря, какую фотографию выбрать для обложки книги, малыш сразу указал на ту, где старец улыбается. То же самое было и с выбором цвета обложки: Лазарю больше всего понравился красно-белый. Таким вот удивительным образом цвет обложки совпал с цветом флага Грузии. Сомнений больше не было: мы приняли это как ответ самого отца Гавриила.
А название книги, которое подсказал преподобный, отражает главное качество его бессмертной души. «Не плачь!» — в этих словах весь отец Гавриил, который сам столько страдал и перенес ради Христа и ближних. «Не плачь!» — говорят его глаза, и тепло становится на душе, а тот, кто потерял всякую надежду и отчаялся, обретает ее вновь. «Помогу тебе! — утешает старец и с любовью обнимает бедную заблудшую душу. — Главное не унывай и не плачь!».
Мария Пухова, публицист