Когда человек только-только делает первые шаги по дороге к Небесному Отечеству, Господь изливает на него потоки Своей благодати, и невозможное становится явью. На что у другого уйдут годы слез и молитвы, неофиту порой достается сразу и без труда. Так Господь укрепляет его веру в самом начале пути.
Одно из значений слова «неофит» — «дитя». Известно, что дети — создания непосредственные и любознательные. И вот такой двадцатилетний «младенец во Христе» очень хотел своими глазами увидеть прозорливого старца, живого свидетеля чудес и благодати Божией. И он обрел его в Печорах.
Тогда отец Адриан (Кирсанов) принимал богомольцев на первом этаже Братского корпуса. Народу около его кельи, как всегда, было полным-полно: приехали из России, ближнего и дальнего зарубежья, в общем, отовсюду.
Ухватившись за хвост громадной очереди, юный паломник с внутренним трепетом ожидал встречи с чудом. Почему он попал именно к отцу Адриану? Промыслом Божиим. А старец-то его уже, оказывается, ждал, и когда молодой человек вошел в келью, радостно приветствовал: «О, Димитрий пришел! Димитрий Ростовский!» — назвал он имя его небесного покровителя.
После этой встречи он сразу прилепился к нему всей душой, старец стал его духовником на долгие-долгие годы, пока Господь не забрал его в Свои обители. «Я тогда был горящим неофитом, готовым отдать свою жизнь за веру и растерзать всех вокруг, кто, так сказать, был против, — вспоминал он. — И вдруг я увидел перед собой святого человека, который и мысли мои читает, и душу видит, и грехи, и мое расположение».
А когда через несколько лет Димитрий окончил МИФИ, старец благословил его на поступление в Духовную семинарию. Он тогда уже имел твердое решение служить в храме.
В семинарии обучение прошло в сжатом режиме, потому что у него уже было высшее образование. В сан диакона рукоположили через два года учебы, и Димитрий сразу помчался в Печоры к своему старцу за благословением. «Да, священство — твой путь! — ответил батюшка. — И в свое время это произойдет!»
К старцу он ездил весной 1993-го, а рукоположение в священный сан состоялось летом, 22 августа. И именно в этот день отец Димитрий открыл свой почтовый ящик и обнаружил в нем конверт. Это было обстоятельное письмо от отца Адриана, в котором он давал наставления и поздравлял молодого священника с хиротонией! Надо же: они с батюшкой не общались почти полгода, а дорогое письмецо от него прилетело именно в тот памятный день! И отец Димитрий все эти годы бережно хранит его как благословение старца.
Когда батюшка открыл свою школу, обращался за советами к отцу Адриану. Старец его напутствовал: «Православная школа — дело нужное и спасительное, но очень-очень непростое!» Так с его благословением и живет детище отца Димитрия — Православный центр образования Святителя Николая Чудотворца, сколько уж лет прошло!
«Детей спасай! — говорил старец. — Им нужно уделять особое внимание, заботиться о них, чтоб не погибли!» Так и старается жить отец Димитрий Конюхов: и храм Сретения Господня в Бирюлево строит, и детей учит. Отец Адриан у Бога, а все равно рядом, видит как чадам его порой трудно бывает, и помощь его незримая чувствуется во всем.
Протоиерей Димитрий Конюхов
И молитвами отца Димитрия к столетию со дня рождения его духовного отца вышла книга «Архимандрит Адриан (Кирсанов): Печорский чудотворец». А мне было дано благословение на ее написание.
Первая часть книги основана на рассказах духовной дочери старца, окормлявшейся у него более четверти века. Во второй части рассказывается о великом и страшном чуде, которого отец Адриан удостоился от Господа, о том, как он спустился на дно ада и вывел оттуда душу человека, находящегося на смертном одре. Описан дальнейший путь этого человека и его супруги, принявших монашество по благословению отца Адриана.
Приобрести книгу можно в интернет-магазине «Благовест», в Троице-Сергиевой лавре, в Новоспасском монастыре и в храме Сретения Господня в Бирюлево. Предлагаю вниманию читателей выдержки из книги.
«Ад! Где твоя победа?»
Любовь к детям и внукам, их забота, тепло и молитва давали Анатолию силы жить, особенно когда он под старость стал сильно сдавать. Сначала он перенес три микроинсульта. Восстановился, серьезных последствий не было. А когда случился четвертый инсульт, он был такой тяжелый, что чуть было не свел его в могилу. Хотя в аду Анатолий побывал, на самом дне…
Это случилось 16 октября 2016 года. В тот день младшая дочка выходила замуж. После венчания все приехали домой, сели за праздничный стол. И вдруг Анатолию стало плохо. Его быстро положили на кровать и вызвали «скорую». Врачи диагностировали инсульт и увезли в больницу.
К счастью, у него полностью сохранились интеллект, речь, действовали правая рука и нога. Он всех узнавал, но говорил с трудом, потому что вначале перекосило рот, лицо потом постепенно восстановилось.
В реанимацию к нему приходил отец Игорь, соборовал малым чином, исповедовал, причастил. Анатолий потом рассказывал, что отец Игорь как бы вытащил его из подземелья: «Он меня спас. Это было какое-то крыло помощи!» Видимо, у него было такое духовное состояние, он это почувствовал во время причащения.
Через четыре дня из реанимации его перевели в палату. В это время Евгения как раз ехала в Печоры к старцу. И вдруг ей позвонил Анатолий.
— Дедок, как ты? — обрадовалась она.
— Меня из реанимации перевели в палату! Но куда-то делись мои тапки и рубашка. Я лежу раздетый! — возмущался он.
Оказалось, что пакет с его вещами кто-то убрал. Потом, конечно, его нашли, но эта суета так расстроила Анатолия, что к вечеру ему стало хуже, и он опять попал в реанимацию.
А Евгения в это время уже была у старца. Он обещал молиться за мужа, и его молитва, подобно огненному мечу, рассекла границы видимого мира. Господь показал, какой духовной силой обладал этот телесно немощный старец, как он возлюбил Творца, благодатью Которого жил и творил чудеса. Ведь то, что произошло с Анатолием, у многих до сих пор не укладывается в голове.
В ту ночь Анатолий увидел себя в страшном месте. Он оказался на самом дне ада. И это был не сон, а страшная реальность. Вокруг него ликовали бесы и избивали его. Анатолий тогда испытал леденящий ужас, душа его погрузилась в глубокое беспросветное отчаяние.
И в этот жуткий момент около него вдруг появился отец Адриан, тот самый старец, у которого окормлялась Евгения и к которому Анатолий ее не пускал, вернее, каждый раз отпускал со скандалом! Они, прожившие в мире долгие годы, становились противниками, ссорились, когда Евгения собиралась в Печоры.
Анатолий раздражался, приходил в какое-то исступление:
— Ты, может, хочешь у него прописаться? Что ты там забыла, у этого старца?
— Все равно буду к нему ездить! — твердо отвечала она.
— Тебе что, медом там намазано?
— Да! Поезжай со мной, и ты увидишь, какой там духовный мед!..
Евгения, мягкая по природе, старалась не спорить с мужем, не раздражать, уступала как мудрая добрая жена. Однако что касается отца Адриана, она была непреклонна и тверда, как скала. И Анатолию приходилось смирять свой крутой нрав, ему некуда было деваться, он понемногу успокаивался, ворчал и сдавался.
И вот в этой безнадежной и страшной адской бездне перед ним, подобно солнечному теплому лучу, предстал отец Адриан! В руке у старца была Чаша со Святыми Дарами. Бесы тотчас в бессилии и ужасе разбежались. Анатолий сразу узнал его, потому что у них в доме висели фотографии старца.
А отец Адриан приблизился и причастил Анатолия. В этот момент адский мрак рассеялся. Старец вывел его из этого лютого места, и Анатолий оказался на кровати в своей больничной палате. Потом батюшка сказал: «Отец Адриан вовремя вывел его со дна ада. Бесы избили Анатолия до инсульта, но не успели совсем искалечить, добить до смерти…».
Когда Евгения пришла утром в больницу, застала мужа в слезах: «Меня сегодня причастил в аду твой старец, к которому ты ездила! Он разогнал бесов и вывел меня оттуда! Прости, я так виноват перед тобой и перед старцем, что не пускал тебя к нему! Попроси у него прощения, передай, что я ему очень благодарен! Он же вывел меня со дна ада!..».
У нее с собой была книжечка с фотографией отца Адриана на обложке. Евгения достала ее. Как же муж обрадовался! Он взял ее правой здоровой рукой, прижал к груди и заплакал: «Это он вывел меня со дна ада! Это он там меня причастил!» Анатолий много раз целовал фотографию и все время шептал: «Дедушка, заболел твой внучок, помолись обо мне!» Он не хотел расставаться с книжечкой, только крепко прижимал ее к сердцу. Так она и осталась с ним в палате…
«У меня по сердцу текли слезы, я еле сдерживалась, ведь плакать-то при нем было нельзя», — сказала Евгения. Анатолий, который всегда был уверен в себе, не любил, чтобы его учили, преобразился на глазах! Сейчас его гордыня как бы упала с высоты своего величия, рухнула и разбилась вдребезги. А у ее подножия лежал расслабленный больной человек, прижимал к сердцу фотографию «дедушки» и за все его благодарил!..
Евгения никак не могла прийти в себя — настолько ее поразил рассказ мужа. Приехав домой, сразу позвонила отцу Адриану:
— Батюшка, муж сказал, что вы сегодня ночью были на дне ада, разогнали бесов, причастили его и вывели оттуда!
— Да, Евгения, так и было, Господь явил нам великое чудо! — закричал в трубку старец. — Действительно, я был в аду, разогнал бесов, действительно, я причастил Анатолия и вывел его оттуда!
Его слова слышали келейницы, об этом великом чуде мгновенно узнала вся Псково-Печорская обитель. О том, что Господь сподобил отца Адриана вывести Анатолия из бездны, старец сам рассказывал своим духовным чадам, и это известие облетело не только Печоры. Но, наверное, не каждый смог это вместить.
По слову преподобного Иоанна Дамаскина, на Евхаристии действие Духа совершает то, что превышает естество и чего не может вместить ничто, кроме одной только веры.
И мне вспомнился рассказ знакомого регента: «Во время разгула первой, боевой, волны ковида мои старенькие родители практически не выходили из дома, а так мечтали попасть в храм, так хотели причаститься! Но в тот момент богослужения проходили без прихожан. Помню, во время Херувимской я вдруг услышал голос: «Духом будут причащаться!» А когда подошел к Чаше, и священник произнес: «Причащается раб Божий Вячеслав…», явственно услышал тот же голос, он назвал имена моих родителей: «Михаил и Анастасия!» «Духовен Хлеб сей, — сказал о Евхаристии преподобный Ефрем Сирин, — как и Даятель его. Духовных оживотворяет Он духовно».
У святых отцов сказано: священник — великое лицо, служитель престола Божия, и он должен иметь душу чище солнечных лучей. И таким служителем престола Божия был архимандрит Адриан. Это он в своей келье днем и ночью смиренно просил Господа о спасении раба Его Анатолия. Это он призывал дивное и славное имя Его, от которого трепещут супротивные силы, это он умолил Создателя и преклонил Его милость.
И Господь, славу Которого не могут вместить Небо и земля, пред Кем трепещет и Кого страшится все живое, Сила непобедимая и Милость бесконечная, вновь сошел во ад, чтобы вывести оттуда душу, которую вымаливал старец Адриан. Это Господь был с ним в аду, это Его сила и благодать озарили пространство преисподней, это Спаситель благоволил разбить адские засовы и открыть путь из бездны. Божественная благодать мгновенно пронзила пространство, ведь для нее не существует расстояний. И произошло это великое чудо, и было явлено миру, и вновь посрамились дьявол, смерть и ад: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?..».
Удерживающий
Отец Андрей, тот самый, который однажды видел, как к Святому колодцу выходили толпы одержимых, почувствовавших приход старца, вспоминал: «Как-то мы с батюшкой беседовали про отчитку. Отец Адриан сказал: ''Это дело очень непростое! — и начал перечислять священников, которые занимались экзорцизмом: — Вот этого казнили, и того казнили, и этого казнили!..'' То есть всем досталось, никто не избежал мести врага».
Старец помог очень многим болящим. И народ ехал и ехал к нему отовсюду. Кто-то исцелялся сразу, кто-то приезжал по несколько раз. А были и такие, кто постоянно находился рядышком со старцем. Некоторые даже переезжали в Печоры, поближе к отцу Адриану, потому что после отчиток им становилось легче. А старец взял на себя их духовное окормление. Они жили, работали в городе и при этом вели полумонашескую жизнь под руководством старца.
И они не всегда получали исцеление, некоторые до самой смерти несли этот крест. При монастыре долгое время жила одна женщина. «Вроде бы, ее звали Мария, я подзабыл имя, — сказал отец Андрей. — Она ходила на службы, окормлялась у батюшки, но духовный недуг ее не оставлял. И как-то в один из приездов в монастырь я молился за ранней литургией в Никольском храме. Служил отец Адриан. Перед началом Херувимской прибежала какая-то женщина и умоляла передать старцу, что у нее есть важная информация. Батюшка вышел из алтаря, и женщина сообщила, что скончалась та самая болящая Мария. Отец Адриан перекрестился, помолчал немного и воскликнул: ''Слава Богу, пошла в Царство Небесное! Бескровная мученица…''».
А в другой приезд в Печоры отцу Андрею довелось побеседовать со старцем в его келье. Батюшка вдруг начал разговор об антихристе. Он достал какую-то книгу и раскрыл ее в том месте, где рассказывалось об императоре Нероне, организаторе зверских гонений на христиан, казней апостолов Петра и Павла. В его правление христиан распинали на крестах, бросали на съедение диким зверям, надевали на них шкуры убитых животных и травили собаками, делали из них живые факелы, чтобы по ночам освещать город.
«Видишь? — сказал старец. — Нерон — один из антихристов. После него было много других». Затем батюшка показал статью про Ленина: «Этот тоже антихрист, наш современник. А скоро наступит такое время, когда придет самый главный антихрист…» После этих слов он почему-то заговорил о Псково-Печорском монастыре: «Посмотри, у нас-то что! — и начал перечислять умерших духоносных отцов: — Досифей умер, Феофан умер, Александр умер!» Перечислил еще несколько имен. «Все умерли! Старцев-то осталось — отец Иван [батюшка говорил об о. Иоанне (Крестьянкине)] да я!»
И лишь спустя время отец Андрей понял, на что ему явно указывал батюшка, почему он начал разговор о скором приходе сына погибели, а в конце заговорил о том, что старцев почти не осталось, что забирает их Господь. «Угодники Божии, смиренные старцы-молитвенники являются той самой удерживающей силой, которая до времени останавливает приход антихриста, — сказал он. — Возможно, отец Адриан хотел предупредить, что наступают тяжелые времена, и нужно быть внимательным к своей жизни, чтобы противостоять напору зла, ведь удерживающих все меньше и меньше».
И тут мне вспомнились слова отца Гавриила Самтаврийского: «Сейчас такое время наступает, что следует сильно задуматься. Если ты женщина, должна укреплять свой дух, если мужчина, должен героем стать. Антихрист идет! — и продолжил: — Я сдерживаю антихриста. Я не умираю, а ухожу…» А незадолго до своей кончины, когда уже лежал на смертном одре, старец начал юродствовать: «Нельзя мне не уйти. Поймите меня. Писание следует выполнить. Это я удерживающий. Поверь, если я не уйду, антихрист не придет. Я должен уйти…».
Вот и отец Адриан ушел... А когда в последние годы чада приезжали к нему, он открывал Библию на самых последних страницах и указывал: «Вот столько осталось, вот столько осталось!».
«Антихрист явит себя кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели, — говорил святитель Игнатий (Брянчанинов). — И признают его таким и покорятся ему по причине возвышенной его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду и не отреклись от нее для правды Евангелия».
По толкованиям святых отцов, именно благодать Святого Духа удерживает мир от прихода антихриста. На богоносных старцах почивает Дух Божий, и с их оскудением на земле отнимется Удерживающий. Вот тогда и «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего».
Конечно, мы не знаем, когда это будет. И кто, кроме Господа, может вразумить, даровать силы и мужество? Мне запомнились слова матушки Георгии (Щукиной), настоятельницы Горненского монастыря, любимой игуменьи отца Адриана: «Даже если ты чувствуешь, что обстановка нагнетается, никогда не должен отчаиваться. Нужно до последней секунды, как бы трудно ни было, растить детей, учить их, работать, убираться, копать огороды, ходить в храм, молиться. Все это мы обязаны делать, даже если завтра наступит последний день!
И можно только пожалеть людей, которые Бога не знают, они в муку вечную пойдут! А верующий человек всегда имеет надежду, что он все равно соединится со Христом. Для верующего смерть — приобретение, он ее не боится, потому что знает, что пойдет ко Господу и будет жить в вечной радости, которая никогда не закончится. Кто хочет быть спасенным, того Господь спасет, нужно только наше желание! И поколение наше спасается только смирением, терпением и покаянием, потому что на подвиги мы уже неспособны. Главное — молитва!».
Эти же слова повторил и отец Адриан, когда к нему из Подмосковья приехали чада поздравить с именинами:
— Главное — молитва!
Потом помолчал немного и вдруг произнес:
— Вот на Украине война…
А в то время там была тишь да гладь, ничто не предвещало никакой гражданской войны. Чада удивились, принялись его разубеждать: мол, батюшка, вы ошибаетесь, какая война? Там все спокойно! А старец опять:
— Вот на Украине война...
Отец Адриан часто говорил о трудных временах. А на вопрос, когда они наступят, отвечал: «Вот меня не станет, все и начнется. И как мне вас жалко!» После этих слов чада уезжали из Печор с тяжелым сердцем, было ощущение, что старец что-то недосказал. Однажды его спросили:
— Батюшка, а может, лучше уехать куда-нибудь подальше?
— Никуда уезжать не надо! — твердо ответил отец Адриан. — Спасение будет только в России! Главное — Богу молитесь!
«Если потерял молитву — остался без оружия! — сказала мать Мариамна. — Спасает только Господь, все от Него. Попустит Он — и будут бедствия, войны, мор. А благословит — и все закончится! И сколько было примеров в истории, когда покаяние отвращало гнев Божий от городов и народов! И еще неизвестно, как решит Господь. Мы же можем лишь догадываться о Его благом Промысле. Ведь еще много людей, которые могут обратиться к Богу. Захочет Он — и завтра мы все к Нему уйдем, а не захочет — и жизнь на земле продолжится…».
А мне вспомнились слова игумена Льва, настоятеля Крестовой пустыни: «Даже маленькая молитва о спасении Родины имеет вес у Бога, и она может перевесить чашу Его весов!».