Интересно, можно ли попытаться что-то сделать, чтобы как-то интегрировать огромный разношерстный протестантский мир в лоно Православной Церкви? Где граница их допустимого своеобразия после гипотетической возможности возвращения в Церковь? Когда человек попадает на протестантское собрание, его захватывает лавина эмоций, которые притупляют критическое восприятие. Старообрядцы столкнулись с тем, что значительная часть христиан Уганды присоединилась к ним. Многие старообрядцы в ступоре: не знают, как относиться к их особенностям, например, потребности в ритмических действиях. Можно, конечно, сослаться, например, на царя Давыда, плясавшего от радости, когда он сопровождал ковчег.
Конечно, мы живём не в ветхозаветное время, но, с другой стороны, в нашем богослужении много элементов ветхозаветного культа храмового богослужения – их формы перешли в новозаветное богослужение, наполнившись новым содержанием. В чине архиерейского богослужения присутствуют даже элементы, заимствованные из церемониала византийского императорского двора.
Немного пофантазирую. Допустим, их пасторы и епископы согласятся принять правильное рукоположение, дающее право на совершение законной Евхаристии. Язык богослужения у них, конечно, останется русским, и служба будет протекать привычные, максимум, два часа. За бортом неизбежно окажется ряд уставных моментов, например, часы.
Далее. Всё чаще встречаются в молитвенных домах протестантов изображения на темы новозаветной истории, например, в Гольяново у пятидесятников картина о беседе Христа с самарянкой ( точно такую картину я видел в братском корпусе Почаевской Лавры, когда был там послушником).
Возникает вопрос: если есть одно-два изображения, почему не может быть больше, например, восьми Господских праздников? Конечно, никто из них не будет перед ними ставить свечи и прикладываться. Естественно, эти картины будут в живописном стиле – высота иконы для них недостижима. Конечно, они не будут молиться Богородице и святым, и поминать усопших. На собрании в Гольяново я даже не слышал слов «Отца и Сына и Святаго Духа», хотя, в одном песнопении упоминался Триединый Бог. Большим препятствием будет их основная доктрина о спасении только верой – уверовал, значит спасен. Хотя на основании Священного Писания мы знаем, что спасение – это процесс, тернистый путь.
Поразительно: полторы тысячи лет до Реформации величайшие угодники Божии, учителя Церкви и подвижники благочестия согласно учили о покаянии как основе духовной жизни, искусстве борьбы с грехом, необходимости аскезы – и вдруг появляется Лютер – монах-растрига, которого вдруг «озарило», что всё это излишне.
Возникает вопрос: кому я должен верить – этому упитанному господину или сонму светильников Христовой веры, которые опытно свидетельствовали об узком пути, ведущим в Царство Божие?
Ещё сложность – если протестантские служители примут законное рукоположение и будут проводить свои своеобразные собрания не вместо, а после Литургии – всё равно они подпадут под ряд канонических прещений и анафем. Ещё одна проблема – ну хорошо, детей вы не крестите (отвергающие необходимость их крещения подпадают под анафему Карфагенского Собора середины III века), крестите только взрослых. Но как вы крестите? Одним погружением в знак смерти Христовой, бывшей единожды. Мы же совершаем крещение (по крайней мере, должны совершать) троекратным погружением, согласно ряду канонических правил, например, 50-му апостольскому. Возможна ли здесь икономия – принятие крещения в одно погружение допустимым? – очень сомневаюсь. Одним словом, куда ни кинь, всюду клин. Доподлинно известно, что в протестантской среде, значительную часть паствы которой составляют бывшие православные, есть сомнения в своей правоте, есть тенденция в сторону Православной Церкви. Что с этим делать – ума не приложу.
Для меня богослужебная модель древнерусского дониконовского типа является безспорной, она вне конкуренции, хотя, есть вопросы касательно отдельных оборотов в текстах, недостаточного понимания церковно-славянского языка, объем канона на 12-14 тропарей в каждой песне, целесообразности чтения поучений на церковно-славянском языке. Есть еще некоторые моменты.
Длительность всенощной, например, достигает 5-6 часов, что затруднительно для современного человека – наверное поэтому многие приходят не к началу службы (утром – к «Благословенно Царство» - около 9.15). По-прежнему остается проблема со знанием Священного Писания нашими верующими – в этом плане они серьёзно уступают протестантам. Слабое место у протестантов – отсутствие единства между собой. Ну, хорошо, для пятидесятников православные не авторитет, но их зазирают баптисты за говорение на иных языках (картина не для слабонервных) и адвентисты за не почитание субботы.
Дробление протестантского мира продолжается – в нем насчитываются многие сотни направлений. У нас, как и у старообрядцев, хотя и нет монолита, но всё-таки не такая пёстрая картина, как у протестантов. Недавно пятидесятническая община харизматического толка «Благая весть», находящаяся в Гольяново, отмечала свое 24-летие. Между утренней и вечерней службами гости общины – единоверцы из Киргизии угощали всех пловом из шести больших котлов. Многие киргизские мужчины были в национальных головных уборах, пели вместе с женщинами на своем языке, а ведущий периодически восклицал: «Аллилуия!», «Христос – Живой Бог!».
Собравшиеся очень эмоционально реагировали, притоптывали и прихлопывали на американский лад, несколько пар кружились в танце. За всей этой картиной наблюдали мрачноватые бородачи, сидевшие на ступенях при входе в подъезд дома по соседству. Один из участников концерта спел в стиле «рэп». Из его пространного «полива» я запомнил только слова: «Бог – океан любви». Затем было собрание, которое называлось «Служение прославления». Ни одного призыва Бога о помощи и помиловании, прощения грехов здесь не прозвучало – а зачем? – ведь все уверовавшие уже спасены.
- «Аллилуия – привет Церковь!» – это прозвучало в начале (вместо нашего «Благословен Бог наш»).
Все запели: «Спасибо Бог за все, что Ты сделал – за каждый шаг и мгновение. Я верю, я верю».
Музыка звучит на больших децибелах, заводит. Тексты песнопений дублируются на экране. Люди стоят покачиваясь, некоторые прохаживаются, ладони, а то и полностью руки воздеты. Ведущий призывает: «Будем как дети, будем прыгать и восклицать. Аминь?».
И далее дважды: «Его имя Иисус!» Все подхватывают: «Я выбираю лишь Тебя – Твое Имя вознося! Пусть сердце мое стучит и поет для Тебя».
Для детей и подростков здесь раздолье – можно вести себя расковано. Также для значительного количества негров.
«Стрелы расплавятся, скалы раздвинутся – всей душою я с Тобой». – «Сердце свое, каждый свой шаг – я отдаю Тебе, я так люблю Тебя. С Тобой я буду вечно, я так люблю Тебя. Все что я искал, я нашел в Тебе. С Тобой навечно буду я – я так люблю Тебя!». Море улыбок.
Подумалось: «Сплошной харрис». В процессе собрания ведущий представил три семьи, образовавшиеся уже во время функционирования общины. Взрослые являются сотрудниками разных направлений в деятельности общины. Ведущий, общаясь с детьми этих семей, напоминал ведущего телепрограммы «Ты – супер!».
После представления третьей семьи, ведущий энергично воскликнул: «Поехали!» Для меня это прозвучало почти как: «Танцуют все!» - «Иисус – в Тебе моя надежда, с Тобой я все могу пройти».
Четыре певицы (из них трое были в брюках и, как все женщины на собрании, без платков) прекрасно пели, чувствовалось, что всё было максимально отшлифовано. Особенно энергично пела актриса из театра «Ромэн» в белом брючном костюме.
- «С момента пробуждения и до заката дня, буду петь, как Ты любишь меня!». Из всех песнопений только два прозвучали в более – менее спокойном стиле с приглашением поразмышлять во время их исполнения.
- «И каждый вздох, который Ты мне отмерил, я буду петь о Твоей милости ко мне. Ты мой Господь – Твоя милость безконечна».
В самом конце все подхватили: «Мой Господь, Ты мое дыхание, без Тебя я не могу (у меня возникла ассоциация с общим пением: «Царица моя Преблагая»).
Много раз в конце при переливе цветных прожекторов все восклицали «Аминь». Также общее «Аминь» прозвучало после слов: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и общение Святого Духа да будет со всеми вами».
Вот ещё что интересно узнать: а каковы результаты этой усечённой, с налётом прелести, молитвенной стилистики? Каковы плоды? Я имею в виду показатели абортов, разводов, алкоголизма, наркомании, самоубийств и пр.? Как обстоят дела в их среде в этом плане? Неужели, отвергнув всю совокупность церковных средств для преображения человека, его обожения – в этих вопросах они гораздо лучше выглядят, чем православные? Даже если это так, то есть объяснение такому положению дел: враг нашего спасения, завладев душами заблудших, попускает им оставаться на высоте, ведь главного он уже достиг. Всё равно непонятно, как можно, оторвавшись от большого корабля оставаться в бушующем море в утлой лодчонке?
Ещё один непростой вопрос – нужно ли общаться, поддерживать контакт с протестантами? Думаю, что можно и нужно, но далеко не всем. Я, например, еще в 70-е годы имел дискуссии с представителями разных протестантских течений. Как строить это общение – тонкий вопрос. Вряд ли нужно шельмовать и проклинать – это ничего не даст. Нужно, на мой взгляд, чтобы на них действовало само Слово Божие, чтобы оно заронило сомнение в правильности их позиции. Общаться нужно доброжелательно, вряд ли нужно отрицать какие-то положительные моменты у них.
Резюме после всего сказанного: между нами пропасть, перспективы на сближение, тем более, на объединение, практически нет никакой. Но действовать всё-таки нужно – дабы хотя бы некоторых протестантов убедить оставить свои заблуждения и вернуться на правый путь.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
1.
«Нужно, на мой взгляд, чтобы на них действовало само Слово Божие, чтобы оно заронило сомнение в правильности их позиции.»
//////////////////////
Какие протестанты? У «нас» студенты-теологи (из любознательных, разумеется) как выяснилось на одной из публичных встреч (рассказывалось уже здесь в комментарии на РНЛ) «вменяемых» ответов от православных церковнослужителей не всегда получают – история, увы, как когда-то с отроком Мотовиловым повторяется?
Едва вопрос малость «за границы очерченного» и… начинаем «плыть»?