«Нужно ли поддерживать контакт с протестантами?»

Размышления после очередного соприкосновения с протестантами

Русская Православная Церковь  Миссионерская деятельность 
0
369
Время на чтение 7 минут

Интересно, можно ли попытаться что-то сделать, чтобы как-то интегрировать огромный разношерстный протестантский мир в лоно Православной Церкви? Где граница их допустимого своеобразия после гипотетической возможности возвращения в Церковь? Когда человек попадает на протестантское собрание, его захватывает лавина эмоций, которые притупляют критическое восприятие. Старообрядцы столкнулись с тем, что значительная часть христиан Уганды присоединилась к ним. Многие старообрядцы в ступоре: не знают, как относиться к их особенностям, например, потребности в ритмических действиях. Можно, конечно, сослаться, например, на царя Давыда, плясавшего от радости, когда он сопровождал ковчег.

Конечно, мы живём не в ветхозаветное время, но, с другой стороны, в нашем богослужении много элементов ветхозаветного культа храмового богослужения – их формы перешли в новозаветное богослужение, наполнившись новым содержанием. В чине архиерейского богослужения присутствуют даже элементы, заимствованные из церемониала византийского императорского двора.

Немного пофантазирую. Допустим, их пасторы и епископы согласятся принять правильное рукоположение, дающее право на совершение законной Евхаристии. Язык богослужения у них, конечно, останется русским, и служба будет протекать привычные, максимум, два часа. За бортом неизбежно окажется ряд уставных моментов, например, часы.

Далее. Всё чаще встречаются в молитвенных домах протестантов изображения на темы новозаветной истории, например, в Гольяново у пятидесятников картина о беседе Христа с самарянкой ( точно такую картину я видел в братском корпусе Почаевской Лавры, когда был там послушником).

Возникает вопрос: если есть одно-два изображения, почему не может быть больше, например, восьми Господских праздников? Конечно, никто из них не будет перед ними ставить свечи и прикладываться. Естественно, эти картины будут в живописном стиле – высота иконы для них недостижима. Конечно, они не будут молиться Богородице и святым, и поминать усопших. На собрании в Гольяново я даже не слышал слов «Отца и Сына и Святаго Духа», хотя, в одном песнопении упоминался Триединый Бог. Большим препятствием будет их основная доктрина о спасении только верой – уверовал, значит спасен. Хотя на основании Священного Писания мы знаем, что спасение – это процесс, тернистый путь.

Поразительно: полторы тысячи лет до Реформации величайшие угодники Божии, учителя Церкви и подвижники благочестия согласно учили о покаянии как основе духовной жизни, искусстве борьбы с грехом, необходимости аскезы – и вдруг появляется Лютер – монах-растрига, которого вдруг «озарило», что всё это излишне.

Возникает вопрос: кому я должен верить – этому упитанному господину или сонму светильников Христовой веры, которые опытно свидетельствовали об узком пути, ведущим в Царство Божие?

Ещё сложность – если протестантские служители примут законное рукоположение и будут проводить свои своеобразные собрания не вместо, а после Литургии – всё равно они подпадут под ряд канонических прещений и анафем. Ещё одна проблема – ну хорошо, детей вы не крестите (отвергающие необходимость их крещения подпадают под анафему Карфагенского Собора середины III века), крестите только взрослых. Но как вы крестите? Одним погружением в знак смерти Христовой, бывшей единожды. Мы же совершаем крещение (по крайней мере, должны совершать) троекратным погружением, согласно ряду канонических правил, например, 50-му апостольскому. Возможна ли здесь икономия – принятие крещения в одно погружение допустимым? – очень сомневаюсь. Одним словом, куда ни кинь, всюду клин. Доподлинно известно, что в протестантской среде, значительную часть паствы которой составляют бывшие православные, есть сомнения в своей правоте, есть тенденция в сторону Православной Церкви. Что с этим делать – ума не приложу.

Для меня богослужебная модель древнерусского дониконовского типа является безспорной, она вне конкуренции, хотя, есть вопросы касательно отдельных оборотов в текстах, недостаточного понимания церковно-славянского языка, объем канона на 12-14 тропарей в каждой песне, целесообразности чтения поучений на церковно-славянском языке. Есть еще некоторые моменты.

Длительность всенощной, например, достигает 5-6 часов, что затруднительно для современного человека – наверное поэтому многие приходят не к началу службы (утром – к «Благословенно Царство» - около 9.15). По-прежнему остается проблема со знанием Священного Писания нашими верующими – в этом плане они серьёзно уступают протестантам. Слабое место у протестантов – отсутствие единства между собой. Ну, хорошо, для пятидесятников православные не авторитет, но их зазирают баптисты за говорение на иных языках (картина не для слабонервных) и адвентисты за не почитание субботы.

Дробление протестантского мира продолжается – в нем насчитываются многие сотни направлений. У нас, как и у старообрядцев, хотя и нет монолита, но всё-таки не такая пёстрая картина, как у протестантов. Недавно пятидесятническая община харизматического толка «Благая весть», находящаяся в Гольяново, отмечала свое 24-летие. Между утренней и вечерней службами гости общины – единоверцы из Киргизии угощали всех пловом из шести больших котлов. Многие киргизские мужчины были в национальных головных уборах, пели вместе с женщинами на своем языке, а ведущий периодически восклицал: «Аллилуия!», «Христос – Живой Бог!».

Собравшиеся очень эмоционально реагировали, притоптывали и прихлопывали на американский лад, несколько пар кружились в танце. За всей этой картиной наблюдали мрачноватые бородачи, сидевшие на ступенях при входе в подъезд дома по соседству. Один из участников концерта спел в стиле «рэп». Из его пространного «полива» я запомнил только слова: «Бог – океан любви». Затем было собрание, которое называлось «Служение прославления». Ни одного призыва Бога о помощи и помиловании, прощения грехов здесь не прозвучало – а зачем? – ведь все уверовавшие уже спасены.

- «Аллилуия – привет Церковь!» – это прозвучало в начале (вместо нашего «Благословен Бог наш»).

Все запели: «Спасибо Бог за все, что Ты сделал – за каждый шаг и мгновение. Я верю, я верю».

Музыка звучит на больших децибелах, заводит. Тексты песнопений дублируются на экране. Люди стоят покачиваясь, некоторые прохаживаются, ладони, а то и полностью руки воздеты. Ведущий призывает: «Будем как дети, будем прыгать и восклицать. Аминь?».

И далее дважды: «Его имя Иисус!» Все подхватывают: «Я выбираю лишь Тебя – Твое Имя вознося! Пусть сердце мое стучит и поет для Тебя».

Для детей и подростков здесь раздолье – можно вести себя расковано. Также для значительного количества негров.

«Стрелы расплавятся, скалы раздвинутся – всей душою я с Тобой». – «Сердце свое, каждый свой шаг – я отдаю Тебе, я так люблю Тебя. С Тобой я буду вечно, я так люблю Тебя. Все что я искал, я нашел в Тебе. С Тобой навечно буду я – я так люблю Тебя!». Море улыбок.

Подумалось: «Сплошной харрис». В процессе собрания ведущий представил три семьи, образовавшиеся уже во время функционирования общины. Взрослые являются сотрудниками разных направлений в деятельности общины. Ведущий, общаясь с детьми этих семей, напоминал ведущего телепрограммы «Ты – супер!».

После представления третьей семьи, ведущий энергично воскликнул: «Поехали!» Для меня это прозвучало почти как: «Танцуют все!» - «Иисус – в Тебе моя надежда, с Тобой я все могу пройти».

Четыре певицы (из них трое были в брюках и, как все женщины на собрании, без платков) прекрасно пели, чувствовалось, что всё было максимально отшлифовано. Особенно энергично пела актриса из театра «Ромэн» в белом брючном костюме.

- «С момента пробуждения и до заката дня, буду петь, как Ты любишь меня!». Из всех песнопений только два прозвучали в более – менее спокойном стиле с приглашением поразмышлять во время их исполнения.

- «И каждый вздох, который Ты мне отмерил, я буду петь о Твоей милости ко мне. Ты мой Господь – Твоя милость безконечна».

В самом конце все подхватили: «Мой Господь, Ты мое дыхание, без Тебя я не могу (у меня возникла ассоциация с общим пением: «Царица моя Преблагая»).

Много раз в конце при переливе цветных прожекторов все восклицали «Аминь». Также общее «Аминь» прозвучало после слов: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и общение Святого Духа да будет со всеми вами».

Вот ещё что интересно узнать: а каковы результаты этой усечённой, с налётом прелести, молитвенной стилистики? Каковы плоды? Я имею в виду показатели абортов, разводов, алкоголизма, наркомании, самоубийств и пр.? Как обстоят дела в их среде в этом плане? Неужели, отвергнув всю совокупность церковных средств для преображения человека, его обожения – в этих вопросах они гораздо лучше выглядят, чем православные? Даже если это так, то есть объяснение такому положению дел: враг нашего спасения, завладев душами заблудших, попускает им оставаться на высоте, ведь главного он уже достиг. Всё равно непонятно, как можно, оторвавшись от большого корабля оставаться в бушующем море в утлой лодчонке?

Ещё один непростой вопрос – нужно ли общаться, поддерживать контакт с протестантами? Думаю, что можно и нужно, но далеко не всем. Я, например, еще в 70-е годы имел дискуссии с представителями разных протестантских течений. Как строить это общение – тонкий вопрос. Вряд ли нужно шельмовать и проклинать – это ничего не даст. Нужно, на мой взгляд, чтобы на них действовало само Слово Божие, чтобы оно заронило сомнение в правильности их позиции. Общаться нужно доброжелательно, вряд ли нужно отрицать какие-то положительные моменты у них.

Резюме после всего сказанного: между нами пропасть, перспективы на сближение, тем более, на объединение, практически нет никакой. Но действовать всё-таки нужно – дабы хотя бы некоторых протестантов убедить оставить свои заблуждения и вернуться на правый путь.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

РНЛ:
«Нужно, на мой взгляд, чтобы на них действовало само Слово Божие, чтобы оно заронило сомнение в правильности их позиции.»
//////////////////////
Какие протестанты? У «нас» студенты-теологи (из любознательных, разумеется) как выяснилось на одной из публичных встреч (рассказывалось уже здесь в комментарии на РНЛ) «вменяемых» ответов от православных церковнослужителей не всегда получают – история, увы, как когда-то с отроком Мотовиловым повторяется?
Едва вопрос малость «за границы очерченного» и… начинаем «плыть»?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
О значимости Священного Предания
Беседа с прихожанами
02.12.2024
О пьяном угаре
Как бес пьянства уродует людей
29.11.2024
Как совместить углублённую духовную жизнь с загруженностью под завязку?
На Дне Ангела митрополита Воскресенского Григория
28.11.2024
С урологами на дружеской ноге
О нелёгкой операции и её последствиях
27.11.2024
«Мы были накануне победы»
На Царском вечере, посвящённом Первой Мировой войне
26.11.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Русская Православная Церковь
Идиотизм зашкаливает
Сатанинский киевский режим посягнул на четырёх архиереев Русской Православной Церкви
11.12.2024
Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца
11 декабря - память сщмч.Серафима (Чичагова)
10.12.2024
Искусственный мир язычества
Проповедь протоиерея Олега Стеняева
09.12.2024
О духовном оздоровлении общества
В нынешнее непростое время священнослужители должны проявлять особую заботу о духовном окормлении людей
06.12.2024
«Враги России есть враги Бога и человечества»
Двенадцать тезисов патриотического катехизиса
05.12.2024
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.12.2024 12:32
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
12.12.2024 12:15
Месть и закон по-коченевски
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.12.2024 11:52
Трамп за белых, Трамп за бедных!
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.12.2024 10:45
Расследование показало: Covid-19 — рукотворный
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.12.2024 10:40
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
12.12.2024 10:30
«Несчастная страна!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.12.2024 10:29