«Нужно ли поддерживать контакт с протестантами?»

Размышления после очередного соприкосновения с протестантами

Русская Православная Церковь  Миссионерская деятельность 
0
365
Время на чтение 7 минут

Интересно, можно ли попытаться что-то сделать, чтобы как-то интегрировать огромный разношерстный протестантский мир в лоно Православной Церкви? Где граница их допустимого своеобразия после гипотетической возможности возвращения в Церковь? Когда человек попадает на протестантское собрание, его захватывает лавина эмоций, которые притупляют критическое восприятие. Старообрядцы столкнулись с тем, что значительная часть христиан Уганды присоединилась к ним. Многие старообрядцы в ступоре: не знают, как относиться к их особенностям, например, потребности в ритмических действиях. Можно, конечно, сослаться, например, на царя Давыда, плясавшего от радости, когда он сопровождал ковчег.

Конечно, мы живём не в ветхозаветное время, но, с другой стороны, в нашем богослужении много элементов ветхозаветного культа храмового богослужения – их формы перешли в новозаветное богослужение, наполнившись новым содержанием. В чине архиерейского богослужения присутствуют даже элементы, заимствованные из церемониала византийского императорского двора.

Немного пофантазирую. Допустим, их пасторы и епископы согласятся принять правильное рукоположение, дающее право на совершение законной Евхаристии. Язык богослужения у них, конечно, останется русским, и служба будет протекать привычные, максимум, два часа. За бортом неизбежно окажется ряд уставных моментов, например, часы.

Далее. Всё чаще встречаются в молитвенных домах протестантов изображения на темы новозаветной истории, например, в Гольяново у пятидесятников картина о беседе Христа с самарянкой ( точно такую картину я видел в братском корпусе Почаевской Лавры, когда был там послушником).

Возникает вопрос: если есть одно-два изображения, почему не может быть больше, например, восьми Господских праздников? Конечно, никто из них не будет перед ними ставить свечи и прикладываться. Естественно, эти картины будут в живописном стиле – высота иконы для них недостижима. Конечно, они не будут молиться Богородице и святым, и поминать усопших. На собрании в Гольяново я даже не слышал слов «Отца и Сына и Святаго Духа», хотя, в одном песнопении упоминался Триединый Бог. Большим препятствием будет их основная доктрина о спасении только верой – уверовал, значит спасен. Хотя на основании Священного Писания мы знаем, что спасение – это процесс, тернистый путь.

Поразительно: полторы тысячи лет до Реформации величайшие угодники Божии, учителя Церкви и подвижники благочестия согласно учили о покаянии как основе духовной жизни, искусстве борьбы с грехом, необходимости аскезы – и вдруг появляется Лютер – монах-растрига, которого вдруг «озарило», что всё это излишне.

Возникает вопрос: кому я должен верить – этому упитанному господину или сонму светильников Христовой веры, которые опытно свидетельствовали об узком пути, ведущим в Царство Божие?

Ещё сложность – если протестантские служители примут законное рукоположение и будут проводить свои своеобразные собрания не вместо, а после Литургии – всё равно они подпадут под ряд канонических прещений и анафем. Ещё одна проблема – ну хорошо, детей вы не крестите (отвергающие необходимость их крещения подпадают под анафему Карфагенского Собора середины III века), крестите только взрослых. Но как вы крестите? Одним погружением в знак смерти Христовой, бывшей единожды. Мы же совершаем крещение (по крайней мере, должны совершать) троекратным погружением, согласно ряду канонических правил, например, 50-му апостольскому. Возможна ли здесь икономия – принятие крещения в одно погружение допустимым? – очень сомневаюсь. Одним словом, куда ни кинь, всюду клин. Доподлинно известно, что в протестантской среде, значительную часть паствы которой составляют бывшие православные, есть сомнения в своей правоте, есть тенденция в сторону Православной Церкви. Что с этим делать – ума не приложу.

Для меня богослужебная модель древнерусского дониконовского типа является безспорной, она вне конкуренции, хотя, есть вопросы касательно отдельных оборотов в текстах, недостаточного понимания церковно-славянского языка, объем канона на 12-14 тропарей в каждой песне, целесообразности чтения поучений на церковно-славянском языке. Есть еще некоторые моменты.

Длительность всенощной, например, достигает 5-6 часов, что затруднительно для современного человека – наверное поэтому многие приходят не к началу службы (утром – к «Благословенно Царство» - около 9.15). По-прежнему остается проблема со знанием Священного Писания нашими верующими – в этом плане они серьёзно уступают протестантам. Слабое место у протестантов – отсутствие единства между собой. Ну, хорошо, для пятидесятников православные не авторитет, но их зазирают баптисты за говорение на иных языках (картина не для слабонервных) и адвентисты за не почитание субботы.

Дробление протестантского мира продолжается – в нем насчитываются многие сотни направлений. У нас, как и у старообрядцев, хотя и нет монолита, но всё-таки не такая пёстрая картина, как у протестантов. Недавно пятидесятническая община харизматического толка «Благая весть», находящаяся в Гольяново, отмечала свое 24-летие. Между утренней и вечерней службами гости общины – единоверцы из Киргизии угощали всех пловом из шести больших котлов. Многие киргизские мужчины были в национальных головных уборах, пели вместе с женщинами на своем языке, а ведущий периодически восклицал: «Аллилуия!», «Христос – Живой Бог!».

Собравшиеся очень эмоционально реагировали, притоптывали и прихлопывали на американский лад, несколько пар кружились в танце. За всей этой картиной наблюдали мрачноватые бородачи, сидевшие на ступенях при входе в подъезд дома по соседству. Один из участников концерта спел в стиле «рэп». Из его пространного «полива» я запомнил только слова: «Бог – океан любви». Затем было собрание, которое называлось «Служение прославления». Ни одного призыва Бога о помощи и помиловании, прощения грехов здесь не прозвучало – а зачем? – ведь все уверовавшие уже спасены.

- «Аллилуия – привет Церковь!» – это прозвучало в начале (вместо нашего «Благословен Бог наш»).

Все запели: «Спасибо Бог за все, что Ты сделал – за каждый шаг и мгновение. Я верю, я верю».

Музыка звучит на больших децибелах, заводит. Тексты песнопений дублируются на экране. Люди стоят покачиваясь, некоторые прохаживаются, ладони, а то и полностью руки воздеты. Ведущий призывает: «Будем как дети, будем прыгать и восклицать. Аминь?».

И далее дважды: «Его имя Иисус!» Все подхватывают: «Я выбираю лишь Тебя – Твое Имя вознося! Пусть сердце мое стучит и поет для Тебя».

Для детей и подростков здесь раздолье – можно вести себя расковано. Также для значительного количества негров.

«Стрелы расплавятся, скалы раздвинутся – всей душою я с Тобой». – «Сердце свое, каждый свой шаг – я отдаю Тебе, я так люблю Тебя. С Тобой я буду вечно, я так люблю Тебя. Все что я искал, я нашел в Тебе. С Тобой навечно буду я – я так люблю Тебя!». Море улыбок.

Подумалось: «Сплошной харрис». В процессе собрания ведущий представил три семьи, образовавшиеся уже во время функционирования общины. Взрослые являются сотрудниками разных направлений в деятельности общины. Ведущий, общаясь с детьми этих семей, напоминал ведущего телепрограммы «Ты – супер!».

После представления третьей семьи, ведущий энергично воскликнул: «Поехали!» Для меня это прозвучало почти как: «Танцуют все!» - «Иисус – в Тебе моя надежда, с Тобой я все могу пройти».

Четыре певицы (из них трое были в брюках и, как все женщины на собрании, без платков) прекрасно пели, чувствовалось, что всё было максимально отшлифовано. Особенно энергично пела актриса из театра «Ромэн» в белом брючном костюме.

- «С момента пробуждения и до заката дня, буду петь, как Ты любишь меня!». Из всех песнопений только два прозвучали в более – менее спокойном стиле с приглашением поразмышлять во время их исполнения.

- «И каждый вздох, который Ты мне отмерил, я буду петь о Твоей милости ко мне. Ты мой Господь – Твоя милость безконечна».

В самом конце все подхватили: «Мой Господь, Ты мое дыхание, без Тебя я не могу (у меня возникла ассоциация с общим пением: «Царица моя Преблагая»).

Много раз в конце при переливе цветных прожекторов все восклицали «Аминь». Также общее «Аминь» прозвучало после слов: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и общение Святого Духа да будет со всеми вами».

Вот ещё что интересно узнать: а каковы результаты этой усечённой, с налётом прелести, молитвенной стилистики? Каковы плоды? Я имею в виду показатели абортов, разводов, алкоголизма, наркомании, самоубийств и пр.? Как обстоят дела в их среде в этом плане? Неужели, отвергнув всю совокупность церковных средств для преображения человека, его обожения – в этих вопросах они гораздо лучше выглядят, чем православные? Даже если это так, то есть объяснение такому положению дел: враг нашего спасения, завладев душами заблудших, попускает им оставаться на высоте, ведь главного он уже достиг. Всё равно непонятно, как можно, оторвавшись от большого корабля оставаться в бушующем море в утлой лодчонке?

Ещё один непростой вопрос – нужно ли общаться, поддерживать контакт с протестантами? Думаю, что можно и нужно, но далеко не всем. Я, например, еще в 70-е годы имел дискуссии с представителями разных протестантских течений. Как строить это общение – тонкий вопрос. Вряд ли нужно шельмовать и проклинать – это ничего не даст. Нужно, на мой взгляд, чтобы на них действовало само Слово Божие, чтобы оно заронило сомнение в правильности их позиции. Общаться нужно доброжелательно, вряд ли нужно отрицать какие-то положительные моменты у них.

Резюме после всего сказанного: между нами пропасть, перспективы на сближение, тем более, на объединение, практически нет никакой. Но действовать всё-таки нужно – дабы хотя бы некоторых протестантов убедить оставить свои заблуждения и вернуться на правый путь.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

РНЛ:
«Нужно, на мой взгляд, чтобы на них действовало само Слово Божие, чтобы оно заронило сомнение в правильности их позиции.»
//////////////////////
Какие протестанты? У «нас» студенты-теологи (из любознательных, разумеется) как выяснилось на одной из публичных встреч (рассказывалось уже здесь в комментарии на РНЛ) «вменяемых» ответов от православных церковнослужителей не всегда получают – история, увы, как когда-то с отроком Мотовиловым повторяется?
Едва вопрос малость «за границы очерченного» и… начинаем «плыть»?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Русская Православная Церковь
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
«Внешние силы стараются разделить исторически единый народ»
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в открытии VIII Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом
30.10.2024
Второе падение Константинополя
О встрече на Фанаре патриарха Варфоломея с главой УГКЦ Шевчуком
28.10.2024
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
О помощи раненым и пострадавшим в СВО
В Гатчинском дворце прошла XV Межрегиональная конференция по социальному служению Церкви
04.10.2024
Новое русское документальное кино
Впечатления и размышления о фильме Сергея Дебижева «Крест»
03.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52