Замки и костёлы западной Белоруссии

Путевые заметки

Новости Белоруссии 
1 Калужанин 
902
Время на чтение 19 минут
Фото: Егор Тихомиров

Одним из самых ярких впечатлений нашей поездки в Белоруссию было посещение Новогрудка.

23-25 августа 2024 года город отмечал своё 980-летие, и в связи с этим сюда съехалось немало народу. Посмотреть было на что.

Программа празднования 980-летия первого летописного упоминания о г. Новогрудке включала в себя не только концерты – причём как попсы, так и серьёзных исполнителей; салюты; сувениры и шаурму, но и много интересного и познавательного.

Впрочем, насчёт шаурмы я не прав: угощения тут в основном аутентичные, кухня восточноевропейская, а не азиатская.

В программе празднования прошёл гастрономический фестиваль-праздник «Хлеб, сыр, квас и хорошее настроение» с проведением районного праздника «Дожинки 2024», концертно-поздравительная программа с награждением лучших специалистов сельского хозяйства «От зерна до хлеба», включавшая в себя церемонию награждения победителей конкурса пекарей-кондитеров «КаравайФест». Завершение этой части праздника – концерт творческих коллективов Новогрудчины «Будет хлеб, будет и песня». А на следующий день инициативу хлеборобов перехватили специалисты по молочной продукции.

Новогрудский замок

Нас интересовали мероприятия, посвящённые исторической реконструкции, которые проходили в «чаше замка». От замка практически ничего не осталось, на склонах Замковой горы, окружённой рвом, торчат – словно два зуба – руины главной «Щитовой» башни и реконструированная «Костёльная» башня. Впрочем, сохранились также и фундаменты укреплений.

А ведь некогда замок, существовавший с XIII по XVII века, был одним из ключевых опорных пунктов и одной из мощнейших крепостей Великого Княжества Литовского.

С начала XI века до середины XIII века центральным городским укреплением был расположенный на Замковой горе деревянный детинец. Нынче слово «детинец» практически не употребляется, считается новгородско-псковским диалектизмом. В Северо-Восточной Руси слово «детинец» было вытеснено «кремником», «кремлём»; в Западной Руси вместо «детинца» в обиход вошло польское понятие «замок».

Кстати, поскольку этимология слова «детинец» до конца не выяснена, то в современной Белоруссии внедряется польская версия слова: «Dziedziniec». Т.е. речь идёт не о «детях боярских», т.е. дружинниках, и не о языческом ритуале жертвоприношения ребёнка «во главу угла» сооружаемой крепости, но о «дзедах», т.е. старейшинах. Культ которых в Белоруссии поддерживается все годы после разрушения Православной России – как большевиками-народниками, так и нынешними пропагандистами, ищущими из чего бы сфабриковать отдельную как от Русских, так и от Поляков идентичность.

Однако, вернёмся в Новогрудок.

Великий князь литовский Миндовг основал в Новогрудке престолицу Русско-Литовского государства, здесь его крестили и в 1253 году он был коронован как Rex Lituinorum.

Папа римский Иннокентий IV, пытался объединить христиан в единую антиордынскую коалицию, и ставка была сделана именно на Миндовга. Как мы помним, перед своею гибелью Миндовг вернулся к паганству, что лишало его права считаться христианским монархом. Литва, согласно тогдашним законодательным нормам, утратила статус королевства. Что, однако, не помешало великим князьям русско-литовским и дальше часто именовать себя «рексами». Называли их королями и в русских былинах.

Во времена правления Миндовга, была сооружена первая каменная башня-донжон, сложенная из больших тёсаных камней на извёстке. Башня имела четырёхгранную форму и стояла с северной стороны детинца, замыкая кольцо земляного вала. Теперь она почивает глубоко под землёй, а на ней, как на надёжном фундаменте, стоит каменная «Щитовая» башня. К XVI веке Новогрудский замок имел уже семь башен и был одним из сильнейших в этой части ВКЛ.

С течением времени Новогрудский замок утратил своё стратегическое положение, начал разрушаться. Окончательно его доконали шведы, взорвавшие замок в 1706 году. А в начале XIX гродненский губернатор Бенингсен повелел разобрать остатки замковых стен и использовать камень для мощения мостовых.

Власти Второй Речи Посмполитой взяли в 1921 году руины замка под охрану государства и начали реставрационные работы. Польские археологи провели консервацию руин башен, а рухнувшие стены Костёльной башни сложили снова. С 1956 в Новогрудке работали советские археологи. На данный момент – как указывалось выше – сохранились остатки Костёльной башни и Щитовой.

Согласно госпрограмме «Замки Беларуси», в 2012–2015 годах планировалась консервация руин Новогрудского замка с восстановлением его композиционной структуры и исторической застройки, приспособлением к современным социально-культурным потребностям. Тем не менее, был сделан вывод, что сооружать новоделы нецелесообразно. Вместо этого была утверждена концепция «прочные руины»: раскрытие всех семи башен Новогрудского замка, а также прясла стен, дабы обозначить замок в размерах XVI века.

 

Костёлы

В белорусских городах и городках немало костёлов. Именно польский костёл, а вовсе не православный храм увидит всякий турист, начинающий прогулку по проспекту Незалежности Минска. Я предупредил сыновей, что Костёл свв. Симона и Елены в Минске – одно из мест сбора БЧБ-шников, чтоб вели себя аккуратно, не выпячивая на людях нашей великорусской сути. Мало ли.

Однако, наше внимание на сей раз привлёк российский триколор, который был прикреплён к памятнику «Колокол Нагасаки». Подойдя поближе, мы увидели, что там прикреплены ещё три флага: Республики Беларусь, Украины и… Казахстана.

Не думаю, что установка этих флажков – дело рук минских католиков.

Вообще, конечно, русскоязычные католики… в этом всегда чувствовался какой-то не очень понятный снобизм.

Понятно, что в Белоруссии сегодня на русском практически без акцента говорят те поляки, предки которых давно родились в этих местах, а в Белоруссии, в отличие от Украины, народное наречие никогда не использовалось в качестве символа антимосковской фронды, а впоследствии и даже борьбы.

Люди понимали: в городе говорят на Польском и на Русском, в местечках – на Идише, а в деревне – на тутэйшем, т.е. на «здешнем», т.е. местном диалекте.

На Белорусском языке сегодня все казённые вывески и объявления в общественном транспорте. А все остальные сферы – на Русском: начиная от обычных людей, и оканчивая поляками-католиками.

И, всё-таки, когда мы зашли во дворик костёла в городке Столбцы, то сыновей моих смутил русский язык, на котором общались «тутэйшие» ребята-католики.

И поэтому когда мы вошли в Фарный костёл Преображения Господня в Новогрудке, то объявления на чистом польском языке и на латинице были восприняты как нечто, несомненно органичное. Впрочем, для прихожан этого старейшего в Белоруссии костёла вопрос языка принципиален. Известно, что во время нацистской оккупации монахини из конгрегации Назаретанок тайно обучали детей Польскому языку и истории. Когда Гестапо об этом разузнало, сёстры были казнены.

Костёл был заложен в 1395 году Витовтом на месте бывшего капища поганых. Первоначально костёл был освящён в честь Всех Святых. В 1422 году Ягайло обвенчался тут со своей последней (четвёртой) женой Софьей, родоначальницей династии Ягеллонов.

После Восстания 1863-64 годов храм был закрыт вплоть до 1906 года. Однако, приходская жизнь там была восстановлена лишь в 1929 году, а вновь прекращена уже в 1948.

Внутрь мы не попали, что вполне понятно: толпы приезжих. А место это вовсе не для ленивых взоров равнодушных праздношатающихся.

Другое дело – костёл в Несвиже.

Костёл Тела Господня – архитектурный памятник в стиле маньеризма, первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Википедия тут мне подсказывает, что в белорусской и польской литературе несвижский костёл часто называют первым барочным храмом за пределами Рима. Но это, якобы, не так.

Не знаю, не знаю.

Мы только подходили к костёлу, а дух барокко уже обрушивался на прохожих, захожан и прихожан, оглушая нас пением разминавшейся перед выступлением известной певицы. Репетировали перед концертом органной и оперной музыки. причём звучать должна была вовсе не одна только «Аве, Мария», и не один только Бах с Генделем. Много было и произведений, откровенно будоражащих нервную систему эстетов.

Мы пулей выскочили из костёла. Я собирался было на память приобрести брошюрку с мудрыми мыслями папы Яна-Павла Другаго, но, взглянув на ценник, тут же передумал. В Белоруссии сегодня быть книголюбом нелегко.

Дмитрий Валерьевич Куницкий, неутомимо обличающий мой «правый экуменизм», только посмеялся, утверждая, что только что мы соприкоснулись с самым подлинным духом исконного ортодоксального латинства, и что не нужно придумывать себе некую виртуальную «Католическую церковь», якобы являющуюся хранитильницей «Ценнностей Христианского Запада».

«Патер Браун существует только в пространстве книжной культуры. А в реальности – концерты в «белорусском Версале», тешащие самомнение тутэйших снобов», подумал тогда я, даже не пытаясь полемизировать с нашим гидом Д.В.Куницким, который по доброму потешался над моим европейничнием.

Но, всё же, «так, да не так».

После Несвижского замка мы осмотрели Мирский замок.

Когда после осмотра замка (который в списке мирового наследия ЮНЕСКО и прочая, прочая, прочая…) мы зашли в местный костёл, то там как раз удалось ощутить атмосферу нормального приходского польского католичества.

Передаю диалог с дамой, которая дежурила в храме, творя по чёткам Иисусову молитву.

«- Проходите, не стойте на пороге.

- Мы – православные.

- У Господа нет ни католиков, ни православных.

- Да, в Царствии Небесном все – Христовы.

- А вы откуда?

- Из Брянской области.

Молчание и осторожный вопрос:

- А у вас уже бомбят.

- По всякому.

- Ну, если ваши мальчики пришли ко Господу, то Он не попустит им быть на войне.

- Не знаю, не знаю. По всей видимости, начинается та самая Третья Мировая.

- Не дай Бог!

- Но ведь рано или поздно она должна же начаться. Люди перестают быть сосудами Духа святого, наполняют свои внутренние пространства духом нечистым, вот закономерно всё и идёт к развязке.

- А вы священник?

- Нет.

- У нас новый настоятель, он так исповедует генерально, что выходишь после исповеди обновлённая.

- Слава Богу, что есть подвижники.

- А есть и дурные люди в каждом народе. «Кто с мечём придёт, от меча и погибнет».

- Не совсем так. Вы цитируете по фильму, а в Евангелии «Взявший меч, от меча и погибнет», но суть та же.

- Вот хотел же он взять Киев за три дня, а как теперь нам всем жить?

- Ну, война началась не в двадцать втором, а в четырнадцатом.

- Как же в четырнадцатом? Я хорошо помню: сижу в костёле, и объявляют, что Путин напал на Украину.

- Но людей-то начали убивать в четырнадцатом, просто вы об этом не знаете, или не желаете знать. Украинцев вам жалко, а Донбасс не жалко.

Я почувствовал, что атмосфера раскаляется, и слова всё равно не будут услышаны, вежливо распрощался. И мы вышли, т.к. впереди был ещё Новогрудок.

Нас ждала реконструкция рыцарского турнира и стоило поторопиться!

 

Рыцарский фестиваль

Конечно же те реконструкции, которыми энтузиасты порадовали приехавших на празднование, не сравнить с масштабными рыцарскими фестивалями, весьма популярными сегодня в Белоруссии. Это, конечно же, не «Наш Грюнвальд», где зрителям показывали и конные турниры, и соревнования по стрельбе из луков и арбалетов, и даже реконструкции эпизодов битвы.

В Новогрудке мы смогли полюбоваться лишь несколькими поединками. Однако толковые комментарии руководителя местного клуба реконструкторов помогли увидеть грозные эпизоды далёкого прошлого гораздо более трезвым взглядом.

Перед нами было не театрализованное представление, а яростные схватки, пусть и тупым оружием.

Рыцарский доспех XV века – это сплошной панцирь. Противника нужно оглушить сильными ударами цепа, булавы или моргенштерна (кистеня). Либо попытаться вывести из строя точным попаданием копья или острия меча в наименее защищённые части тела противника – шею, подмышки, сгибы локтей, пах.

Наш герольд объяснил всё это, цветисто рассказав о своем опыте получения удара гири кистеня по шлему. Гиря, ясное дело, представляла собою не металлический шар с шипами, а деревянный брусок, но, видимо, удар производит достаточно чувствительный.

Попугав зрителей тем, что у бойцов в пылу единоборства порою оружие выскальзывает из рук и летит в толпу, а потому «детей держите всегда под контролем, и сами не зевайте», герольд сделал важное уточнение:

- Не думайте, что рыцари выйдут вас развлекать. – Тут была сделана многозначительная пауза. Видимо, он намекал на «балеты» постановочных схваток на рыцарских фестивалях. – Рыцари будут сражаться в своё удовольствие. Они знают друг друга по другим реконструкциям. Сегодня к нам в Новогрудок сразиться с нашими местными рыцарями приехали реконструкторы из Москвы, поприветствуем их!

Поединки были весьма скоротечными, самый долгий продолжался ровно минуту. И то, поскольку задание было непростым – нужно было палицей снести живую розочку с шлема оборонявшегося рыцаря, то решено было лимитировать время схватки, ибо реконструкторы, в отличие от зрителей, были не в футболках, а в стёганой одежде и латах. По Цельсию плюс сорок.

Поначалу поединки были не очень зрелищными, реконструкторы лупили друг друга мечами по кирасам, плечам и шлемам.

Но вот весёлый москвич вышел сражаться с местной знаменитостью, Ольгердом.

Ольгерд, видимо, настроен был крайне решительно. Не дав москвичу опомниться, он обрушил не менее десятка точных и сильных ударов, видимо, твёрдо вознамерившись «вырубить москаля всерьёз».

Распорядитель остановил схватку, объявил победителем Ольгерда, девушка в стилизованном под средневековье платье подарила победителю розочку – как приз симпатий дам.

Через некоторое время Ольгерд, отдохнув, вновь вышел на ристалище. На сей раз ему противостоял второй москвич, предложив сражаться на копьях. Удары в пах были запрещены, засчитывались только попадания в слабо защищённые части противника. На наконечники копий были, разумеется, прикреплены кожаные кисеты.

Ольгерд рьяно бросился на москвича, непрерывно нанося удары копьём куда придётся. Москвич отвечал редко, да метко. Несколько раз его копьё даже застревало у Ольгерда в щели между кирасой и стёганкой.

Герольд объявил о победе москвича со счётом 5:1.

Москвич уже подошёл к сопернику, чтобы пожать ему руку, но тот с гневом отверг протянутую руку и вознамерился продолжить единоборство, возмутившись арбитражем.

И если изначально перед нами был вовсе не «балет», а схватка, то теперь зрители наблюдали настоящую свалку.

Хорошо помню, как специалисты по рапирам в своё время критиковали легендарный телефильм про д’Артаньяна-Боярского, указывая на то, что мы, дескать, на экране видим какие-то мужицкие драки, а вовсе не благородное фехтование.

Но, как утверждают специалисты, в реальности-то как раз и были драки. Ибо сражались не ради получения приза зрительских симпатий, а ради того, чтобы выжить в поединке, и, желательно, вывести противника из строя всеми доступными способами.

Через несколько секунд рассвирепевший литвин  уже теснил москвича к ограждению, а прижав, тут же принялся душить, прижав двумя руками древко своего копья к горлу «москаля».

Герольд остановил схватку и присудил победу реконструктору из Москвы.

Мы стояли просто озадаченные.

Это не просто какое-то – как говорили раньше – неспортивное поведение, а просто демонстрация отношения. К противнику.

Следует признать, что настроения у изрядной части наших сябров именно такие.

Откуда бабушке из польского костёла знать про злодеяния украинских необандеровцев, если даже кремлёвские пропагандисты не особенно педалировали тему Одесской Хатыни, тему страдания всех, не согласных с украинским нацизмом? Откуда белорусам, которые не отождествляют себя с Русским миром, но живут либо жизнью в пространстве «литвинской матрицы» или «неосовковой белорусской», или «польской», - откуда им про всё это знать, если для российских политтехнологов до 22.02.2022 не было никакого нацизма, а были партнёры, с которыми нужно было «решать серьёзные дела».

И если людям всё рассказать про разгул неонацизма, то как же потом объяснить то, что нацизм – это одно, а бизнес и углеводороды – якобы совсем к делу не касающееся? Ну не совсем же отупели от салютов и шансонов наши россияне. Ещё могут два плюс два сложить…

Потому-то никто ничего не педалировал.

И поэтому – строго говоря – сами же создали такой контекст, в котором именно наша сторона, именно «Русский мир» выглядит достаточно недвусмысленно.

 

Орлы

На флюгере башни замка в Несвиже – изображение геральдического орла Польши. Это правильно. Это исторично.

Однако, на Кладбище нижних чинов Российской Императорской Армии, отдавших жизнь в лихолетье Великой Войны, Второй Отечественной, изображений Российского двуглавого орла нет. Само название «Великая Война» нынче полностью вытеснено либо бухгалтерским «Первая Мировая», либо марксистско-ленинским «Империалистическая».

Обозвав Великую войну «Империалистической», большевики и их потомки идейные дистанцировались ведь не столько от преступлений политиков, толкнувших народы на бойню, сколько от самого народа. Не от населения, а от тех, кто отождествлял себя пусть и не со всей полнотой Русского Самосознания, но отождествлял себя Русским.

Политическое украинство дистанцируется от всего, связывающего с Русским миром.

Политическое белорусство (то, что не является ни «литвинизмом», ни «западно-руссизмом») также вынуждено дистанцироваться, ибо такова логика т.н. «нацибилдинга» - фабрикации политической идентичности. И поэтому белорусские политтехнологи опасаются того, что Русский мир может быть политически привлекателен для граждан Республики Беларусь, и аккуратно дистанцируются от всего того, что демонстрировало бы причастность к нашему миру.

Польского влияния они не боятся, и более того, именно польский элемент в нынешней Белоруссии преподносится как воплощение непременного атрибута «настоящей демократии», т.е. мультикультурности/многоконфессиональности и т.д.

Не стал бы метать камни в белорусских политиков и обслуживающих их политтехнологов. Их понять в принципе можно.

Русский мир может и должен стать Ковчегом для Христиан Запада. Но реальная Российская Федерация и идеализированный Русский мир – это, увы, не одно и то же.

К тому же если Польско-Литовская романтика обрела в современной Республике Беларусь зримые формы, то с чем ассоциируется «Русский Мир»?

Ответ всем понятен. Политические технологи, работающие на высшее управление Российской Федерации, дотошно объяснили городу и миру, что РФ – многонациональная, многоконфессиональная и многокультурная, а вовсе не славянская и не православная страна.

Поэтому пассионарная молодёжь Белой Руси будет романтизировать Витовта, Ольгерда, Миндовга.

Ибо они пытались в своё время остановить Орду. Сегодня Орда ассоциируется для многих из них именно с нами, с «Русским миром».

А потому сегодня реконструкции литвинского рыцарства – прямой путь в нацбаты.

Может быть кто-то нарисует реальную альтернативу?

Нет-нет, можно, конечно, продолжать оглуплять людей шансонами и салютами, а также зомбировать мантрами про многонационалку. Но реальность получается совсем иная.

И если человек, глубоко уповающий на Промысл Божий, может как-то дистанцироваться от всего этого, и попытаться с Божией помощью стяжать Дух Мирен, таким прямым образом участвуя в духовной брани, то каково людям деятельным, ориентированным на национальную культуру, и при этом, быть может, недостаточно аскетичным?

Такие люди есть, они действуют, но что мы знаем о них?

 

Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской Народной Линии»

Гомель-Минск-Столбы-Несвиж-Мир-Новогрудок-Минск-Гомель

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

26. Ответ на 25, учитель:

Какой народ алчный, правильно Костерин пишет. Будут на полный рот колбасу лопать , никого не угостят.

Что ж вас заело колбасой с картошкой? Не то кликушество, не то издевательство. Глум на весь народ! И вы ещё смеете называть себя "учителем"?!
Александр А.Б. / 03.09.2024, 16:57

25. Ответ на 24, Александр А.Б.:


Вообще можно и колбасы привезти , если жалко картошки.

Сказано: халявы не будет. Голодному нужна удочка, а не рыба.

Какой народ алчный, правильно Костерин пишет. Будут на полный рот колбасу лопать , никого не угостят.
учитель / 03.09.2024, 01:55

24. Ответ на 23, учитель:


Вообще можно и колбасы привезти , если жалко картошки.

Сказано: халявы не будет. Голодному нужна удочка, а не рыба.
Александр А.Б. / 02.09.2024, 17:45

23. Ответ на 21, Александр А.Б.:


Картошки сколько возите через границу ? Купите мешок привезите мне , я деньги отдам. Слабо ! От меня до белорусской границы не очень далеко.

А что, белорусская картошка так дешевле или слаще?? Не проще ли самому вырастить на огороде?
Везу оттуда колбасы, обувь, одежду и др. Никто, ни разу не спрашивал что и сколько везу домой.
Привезти вам мешок картошки??? Халявы не будет.

Вообще можно и колбасы привезти , если жалко картошки.
учитель / 02.09.2024, 11:10

22. Ответ на 21, Александр А.Б.:


Картошки сколько возите через границу ? Купите мешок привезите мне , я деньги отдам. Слабо ! От меня до белорусской границы не очень далеко.

А что, белорусская картошка так дешевле или слаще?? Не проще ли самому вырастить на огороде?
Везу оттуда колбасы, обувь, одежду и др. Никто, ни разу не спрашивал что и сколько везу домой.
Привезти вам мешок картошки??? Халявы не будет.

Ответ по - христиански. Пожилому человеку мешочек картошки жалко. Ересь куркульничества. ГОСПОДЬ все видит !
учитель / 02.09.2024, 11:07

21. Ответ на 19, учитель:


Картошки сколько возите через границу ? Купите мешок привезите мне , я деньги отдам. Слабо ! От меня до белорусской границы не очень далеко.

А что, белорусская картошка так дешевле или слаще?? Не проще ли самому вырастить на огороде?
Везу оттуда колбасы, обувь, одежду и др. Никто, ни разу не спрашивал что и сколько везу домой.
Привезти вам мешок картошки??? Халявы не будет.
Александр А.Б. / 02.09.2024, 09:40

20. Ответ на 18, Александр А.Б.:

В каком году ездили ?

В прошлом, позапрошлом, поза-поза-прошлом годах, и сейчас там нахожусь, рядом с Волковысском. На вопрос местному о "фильтрации объёмов картошки", только пожал плечами. Так что это ваша не фантазия, не заблуждение, а выдумка, ложь! Г-н лже-учитель.
На въезде в Беларусь очередь минут на 25-30 на проверку паспортов. На выезд - существенно больше.

Правила ввоза продуктов в Россию
Ввоз данной категории товаров в РФ для персонального использования по правилам разрешен в пределах 5 кг. Если таможенники заметят лишнее, то могут последовать штрафные санкции для нарушителя и изъятие продукции. Ввоз в Россию товаров животного происхождения (молока, мяса, продуктов сыроварения) разрешен только в заводской таре с реквизитами. В противном случае сотрудники таможни потребуют показать сертификат качества товаров. Это у царебожников ложь давно стала нормой жизни.
учитель / 31.08.2024, 22:40

19. Ответ на 18, Александр А.Б.:

В каком году ездили ?

В прошлом, позапрошлом, поза-поза-прошлом годах, и сейчас там нахожусь, рядом с Волковысском. На вопрос местному о "фильтрации объёмов картошки", только пожал плечами. Так что это ваша не фантазия, не заблуждение, а выдумка, ложь! Г-н лже-учитель.
На въезде в Беларусь очередь минут на 25-30 на проверку паспортов. На выезд - существенно больше.

Картошки сколько возите через границу ? Купите мешок привезите мне , я деньги отдам. Слабо ! От меня до белорусской границы не очень далеко.
учитель / 31.08.2024, 22:19

18. Ответ на 16, учитель:

В каком году ездили ?

В прошлом, позапрошлом, поза-поза-прошлом годах, и сейчас там нахожусь, рядом с Волковысском. На вопрос местному о "фильтрации объёмов картошки", только пожал плечами. Так что это ваша не фантазия, не заблуждение, а выдумка, ложь! Г-н лже-учитель.
На въезде в Беларусь очередь минут на 25-30 на проверку паспортов. На выезд - существенно больше.
Александр А.Б. / 31.08.2024, 18:29

17.

Сергей:
"Так у Павла речь не о житейском различии, а о каноническом - сообщение было о церковно-богослужебном действии, литургическом поминовении."
//////////////////
Как говорится - ближе к… теме? Каноном, что ли человек спасается? Дух творит форму… В контексте этого - в чем разница на том самом "житейском" уровне между православным, католиком, протестантом, иудеем? А дабы "яснее было относительно "различия"…
Как-то Патриарх Кирилл задержавшийся на встречу с приглашенной очередной - не в одну сотню человек делегацией верующих из региона (одно время практиковалось) в Успенский Собор Кремля, привел на службу "посланников" из РКЦ… Реакция на то и в момент и после оказалась со стороны "канонических" православных, насколько помнится, "неоднозначной"… Они что - "почувствовали" дыхание "не того духа" от нунциев, "волею обстоятельств" оказавшихся среди них на литургии иль как - с чего недовольство-то могло быть?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
О Поклонской, духовном прельщении и комплексах неполноценности современных христиан
12.09.2024
Киножитие Рональда Рейгана
В Америке состоялся показ фильма «Рейган».
06.09.2024
Конвертиты неверия в Христа
В Косово в рамках неоязыческого представления сожгли три креста
05.09.2024
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Сторонники Трампа выставляют Харрис «красной»
03.09.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Новости Белоруссии
Святая преподобная Евфросиния Полоцкая и
славный град Могилев на Днепре
13.09.2024
«Это никакая не евразийская интеграция»
В нынешней ситуации нам необходимо переосмыслить все отношения на постсоветском пространстве: мы их элиты слишком разбаловали
12.09.2024
«Церковь Православная не престает молиться, чтобы миновало это лихолетье»
Совместными силами России и Белоруссии сегодня защищается наш общий суверенитет и наше право на собственный исторический, культурный, духовный и политический выбор
09.09.2024
Католический Костёл в Беларуси в политических условиях «поиска мира»: новые ходы, старые искушения
Часть 2 (завершение). Консервативная стратегия польско-католического Костёла в Беларуси и единственный путь мудрой этно-религиозной политики белорусского государства.
06.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что случилось с Поклонской?
Новый комментарий от Агафон
13.09.2024 19:28
Ложка дёгтя от священника Павла Островского
Новый комментарий от Рабочий
13.09.2024 19:21
Старость
Новый комментарий от Бузина Олесь
13.09.2024 18:59
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.09.2024 18:35