Об ошибках Владимира Семенко

Диссидентство – негодная основа для анализа истории

1 Михаил Соловьев 
1582
Время на чтение 4 минуты

В наш спор с «Радонежом» (см. здесь и здесь) решил встрять известный в прошлом публицист Владимир Семенко. На своей малопосещаемой страничке Аминь.su он опубликовал статью с претензией на разбор вопроса по существу.

Наши старые читатели помнят, что В.Семенко, когда был постоянным автором «Русской народной линии», а еще раньше и «Русской линии». И мне пришлось потратить немало сил, чтобы удерживать его в рамках корректности, поскольку он норовил всё время задевать Святейшего Патриарха Кирилла, за что, разумеется, из Патриархии прилетало нам, поскольку тексты публиковались у нас. Но всё напрасно. Семенко только возмущался моей редактурой его «гениальных текстов».

Наконец, моё терпение лопнуло, и мы прекратили сотрудничество. Владимир Петрович предрекал крах РНЛ после его ухода, поскольку он, мол, ведущий автор ресурса, хотя «ведущим автором» его назначил я – у нас тогда не было автоматического подсчёта рейтинга авторов, как теперь, зависящего от двух факторов – количества прочтений и частоты публикаций. В итоге Семенко создал свою страничку, ему казалось, что он с его популярностью и талантами сможет стать равновеликим ресурсом РНЛ. Ничего из этого, разумеется, не вышло: РНЛ не рухнула, страницу Семенко мало кто посещает. Я узнал о статье Семенко, поскольку ссылку на неё мне прислал Сергей Носенко.

Это предисловие нужно не для того, чтобы позлорадствовать над Семенко, я отношусь к нему совершенно спокойно, практически не читаю его тексты, поскольку он всё больше и больше теряет былую аналитичность. Я написал об этом, чтобы напомнить читателю, незнакомому с предысторией вопроса, что Семенко я давно и очень хорошо знаю.

Я не буду разбирать статью В.Семенко «Об ошибках Анатолия Степанова» с претенциозным подзаголовком «Покаяние, а не мечтательность!». На мой взгляд, конкретные аргументы у Владимира Петровича слабы, его возражения несерьёзны, поскольку он выдёргивает мои мысли из контекста.

Остановлю только на одном. Семенко пишет, что «современный всплеск неосталинизма» объясняется тем, что «проект спущен сверху, и отнюдь не Путиным. С нашей точки зрения, за этим вообще стоят закулисные международные силы, которые до смерти боятся возрождения исторической России, но которых очень устраивает тупиковый и по определению провальный проект "СССР 2.0"». И смех, и грех, как говорится. Мало того, что проект «СССР 2.0» продвигает учитель и кумир Семенко Сергей Кургинян, так, оказывается, что вопреки Путину некие «закулисные международные силы» спустили этот проект. Все конспирологи мира плачут от зависти в сторонке…

Остальные аргументы Семенко такого же уровня. Их и разбирать как-то неприлично.

Но чтобы не сложилось впечатление, что мне и возразить на «железные аргументы Семенко» нечего, хочу несколько слов сказать именно о методологических ошибках автора, которые и приводят его к таким мелкотравчатым выводам.

Первое. Семенко – неисправимый диссидент. Такое впечатление, что он застрял в 80-х – 90-х годах прошлого века и продолжает с пафосом бороться против советской системы. Однако советское диссидентство, как борьбу с идеологизированной системой и государственным тоталитаризмом, еще можно понять (хотя и нельзя полностью оправдать), всё-таки многие диссиденты за эту свою борьбу заплатили арестами, тюрьмами, высылкой из страны, запретом на профессию.

Но продолжающееся ныне диссидентство лишено этого праведного пафоса Солженицына, Шафаревича, Сахарова, Синявского и др. и просто выродилось в борьбу против государства. И уже теперь не различить – где диссидент, а где релокант! Семенко, увы, этого не желает видеть и продолжает свою бессмысленную борьбу с советизмом. Что видно и по этой статье.

Второе. Семенко напрочь лишён исторического чувства или точнее чутья. Может, потому, что он не историк, а филолог по образованию, он не чувствует исторический процесс, поэтому больше внимания уделяет анализу слов, игре смыслами и легко скатывается в своеобразный постмодернизм. Сталин под давлением союзников реабилитировал Церковь, утверждает он. Были пожелания от союзников? Да, были. Но, не это было главным в изменении религиозной политики. Если бы Сталин действовал в логике Семенко, он бы сделал это в конце 1941-го или в 1942-м году, но встреча с митрополитами – сентябрь 1943-го. Значит, не реагировал Сталин на пожелания союзников. Ну и масса других примеров отсутствия исторического чутья у моего оппонента, при этом берущегося рассуждать на темы истории.

Третье. Семенко специально (или по непониманию) подменяет существо спора. Он борется против «православных сталинистов», «православных советчиков», т.е. против выдуманных им и его единомышленниками фантомов. И, кстати, диссидент Семенко в своей борьбе против «реабилитации Сталина» действует как заправский «православный хрущёвец», это ведь Никита Сергеевич придумал термин сталинисты, который использует Семенко.

На самом деле, спор идёт о единстве русской истории. Наши оппоненты пытаются представить советскую эпоху как выпадение из истории, мысля в рамках вполне себе либеральной концепции катастрофичности русской истории. Мы же рассматриваем нашу историю как единый процесс, в которой стремимся видеть действие Промысла Божия. Кроме того, наши оппоненты, по сути, недовольны Богом, что Он послал большевиков, полагают, что не за что было наказывать русский народ, Россию. И в этом видится как раз отсутствие православного взгляда на историю, которое прикрывается поиском врагов. Именно об этом в эфире радио «Радонеж» мы говорили с Виктором Саулкиным.

Семенко же опять талдычит об «ошибках неосталинистов», да еще и походя пинает протоиерея Николая Булгакова, которому и в подмётки не годится по глубине понимания вопросов отечественной истории.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», историк, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

78.

Русский Сталинист:
"СВО

Не может именоваться "гражданской войной", поскольку фактически и юридически Россия и Украина на данный момент- это два разных государства, и, соответственно, между собой воюют граждане двух разных государств в рядах вооружённых сил (ВС РФ и ВСУ) этих двух разных государств. А "Отечественной войной" она не может быть названа, поскольку непосредственно на саму Россию-РФ в её международно признанных границах 1991-2014 годов никто не нападал. Именно поэтому СВО, а не "Гражданская", и не "Отечественная". На самом деле, ничего сложного."
////////////////////////////

"Московский комсомолец":
"Названа причина нежелания Москвы объявлять войну Киеву…""
Политолог Марат Баширов посоветовал горячим головам остыть и почитать документы ООН

— Этим людям надо сесть и почитать те международные обязательства, которые мы взяли на себя в рамках ООН. Войну можно было объявить давно. Но война подразумевает определенные последствия с точки зрения международных договоров. Именно поэтому была придумана такая юридическая форма, как СВО.
( https://www.mk.ru/politics/2024/08/07/nazvana-prichina-nezhelaniya-moskvy-obyavlyat-voynu-kievu-svo-nam-razvyazyvaet-ruki.html )

Вообщем, теперь не "дух творит форму" в "богоспасаемом Отечестве", а... юристы-правовики?

77. Ответ на 76, Русский Сталинист: Да, это же верный признак дегенерации.

Верно. Но при этом она процветала в предреволюционной имперской элите, и упомянутый Феликс Юсупов является лишь одним из наиболее известных и ярких примеров этой духовной и морально-нравственной деградации. Справедливости ради следует отметить, что и в советской элите 20-х-первой половины 30-х годов тоже имелись содомиты (тот же "кровавый карлик" Ежов), но затем Сталин выжег эту нечисть калëным железом.

С. Югов / 04.08.2024, 19:48

76. На 75 комментарий:"Хотя содомия была официально запрещена и в РИ"

Верно. Но при этом она процветала в предреволюционной имперской элите, и упомянутый Феликс Юсупов является лишь одним из наиболее известных и ярких примеров этой духовной и морально-нравственной деградации. Справедливости ради следует отметить, что и в советской элите 20-х-первой половины 30-х годов тоже имелись содомиты (тот же "кровавый карлик" Ежов), но затем Сталин выжег эту нечисть калëным железом.

75. Ответ на 74, Русский Сталинист: Это правда. Хотя содомия была официально запрещена и в РИ.

В это время (при Сталине) в Великорусской Советской Державе не только аборты были запрещены, но и проституция, процветавшая в дореволюционной России ("Яма" Куприна), и содомитство (привет Феликсу Юсупову).

С. Югов / 04.08.2024, 14:54

74. На 73 комментарий С. Югову

В это время (при Сталине) в Великорусской Советской Державе не только аборты были запрещены, но и проституция, процветавшая в дореволюционной России ("Яма" Куприна), и содомитство (привет Феликсу Юсупову).

73. Ответ на 72, Русский Сталинист: Ну да. И кстати, аборты в это время были запрещены. "Улица, улица. ты, брат, пьяна"

Упоротый пещерный советоборец, не признающий Советскую эпоху частью единой Русской Истории и с пеной у рта взахлёб исступленно проклинающий "чертей с красной звездой во лбу", взял себе ник в честь того самого "чёрта с красной звездой во лбу", который был красноармейцем, т.е. солдатом Сталинской Красной Армии и воевал в каске с той самой красной звездой и под Красным Знаменем с серпом и молотом. Вот уж действительно, не захочешь- спросишь "Кто провёл интернет в психушку"? Диагноз: "Совсем белый, совсем горячий..."

С. Югов / 03.08.2024, 18:22

72. Когнитивный диссонанс белогорячечников

Упоротый пещерный советоборец, не признающий Советскую эпоху частью единой Русской Истории и с пеной у рта взахлёб исступленно проклинающий "чертей с красной звездой во лбу", взял себе ник в честь того самого "чёрта с красной звездой во лбу", который был красноармейцем, т.е. солдатом Сталинской Красной Армии и воевал в каске с той самой красной звездой и под Красным Знаменем с серпом и молотом. Вот уж действительно, не захочешь- спросишь "Кто провёл интернет в психушку"? Диагноз: "Совсем белый, совсем горячий..."

71. Ответ на 67, Андрей Карпов:

Да, но с одной поправкой - Бог в вечности уже знает, как решит наша свободная воля. Вечность - это точка, из которой есть одновременный доступ к любой точке на шкале времени. Это часть всеведения Божиего.

Не думаю, что это правильно. Есть пространство свободной воли человека. Господь увидел, что душа мытаря Закхея готова к покаянию и пришел к нему в дом, несмотря на осуждение фарисеев (тогдашней элиты общества). И после этого Закхей покаялся и пополнил ряды спасающихся. А вот на родине, в Назарете, Иисус не смог сотворить чудес, потому что сердца его соотечественников не были готовы увидеть в Нем Христа. Разве Господь не мог сотворить чудес? Мог, Он всесилен. Но, оказывается, для этого нужно еще и соучастие человека, готовность человека увидеть и принять чудо. Сколько казней посылал Бог Египту, чтобы образумить фараона?! Но сердце его было каменным, и он не вразумился.
Бог сотворил человека со свободной волей, она всё решает. Если было бы иначе, не было бы истории человечества, оставались бы Адам и Ева в райском саду.

70.

Андрей Карпов:
"Функционально или по существу... Ну вот функционально - ветку яблони можно и граблями подпереть, если под рукой рогатины нет. С т.зр. нас, живущих в России, разница тут велика. Если Россия - удерживающий по существу, то значит Россия специально устроена Богом для этого, и всё что с нами происходит, - во благо и по произволению Божиему. Если Россия - удерживающий функционально, то Бог приспосабливает все, что мы тут куролесим, к нужному результату."
///////////////////////////

А имеется ли смысл в этом "выяснении-дележке" - разве в Промысле Божием "функционал" и "по-существу" не "соседствуют" да хотя бы "в силу" СОРАБОТНИЧЕСТВА Творца и человека в возможных, разумеется, "пределах"?
Здесь же все, как "представляется", достаточно "просто" - возникает (подает надежды в плане духовном) на определенном историческом этапе общность-система и… Творец начинает с таковой работать… плотно-углубленно, разумеется - ну, как в школьном классе педагог с талантливым думающим трудолюбивым учеником… На него и "ставка" в олимпиадах, он и пример для других, и "где-то" помощник-наставник для отстающих… Ему и самому более внимания и "нагрузки"… Где "оступится" ненароком - поддержка ("подпорка"?) и жесткий спрос одновременно - ком умного дано (было, в т.ч.) с того и…

69.

Не произноси имени Господа, Бога твоего всуе
С. Югов / 02.08.2024, 10:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12