В наш спор с «Радонежом» (см. здесь и здесь) решил встрять известный в прошлом публицист Владимир Семенко. На своей малопосещаемой страничке Аминь.su он опубликовал статью с претензией на разбор вопроса по существу.
Наши старые читатели помнят, что В.Семенко, когда был постоянным автором «Русской народной линии», а еще раньше и «Русской линии». И мне пришлось потратить немало сил, чтобы удерживать его в рамках корректности, поскольку он норовил всё время задевать Святейшего Патриарха Кирилла, за что, разумеется, из Патриархии прилетало нам, поскольку тексты публиковались у нас. Но всё напрасно. Семенко только возмущался моей редактурой его «гениальных текстов».
Наконец, моё терпение лопнуло, и мы прекратили сотрудничество. Владимир Петрович предрекал крах РНЛ после его ухода, поскольку он, мол, ведущий автор ресурса, хотя «ведущим автором» его назначил я – у нас тогда не было автоматического подсчёта рейтинга авторов, как теперь, зависящего от двух факторов – количества прочтений и частоты публикаций. В итоге Семенко создал свою страничку, ему казалось, что он с его популярностью и талантами сможет стать равновеликим ресурсом РНЛ. Ничего из этого, разумеется, не вышло: РНЛ не рухнула, страницу Семенко мало кто посещает. Я узнал о статье Семенко, поскольку ссылку на неё мне прислал Сергей Носенко.
Это предисловие нужно не для того, чтобы позлорадствовать над Семенко, я отношусь к нему совершенно спокойно, практически не читаю его тексты, поскольку он всё больше и больше теряет былую аналитичность. Я написал об этом, чтобы напомнить читателю, незнакомому с предысторией вопроса, что Семенко я давно и очень хорошо знаю.
Я не буду разбирать статью В.Семенко «Об ошибках Анатолия Степанова» с претенциозным подзаголовком «Покаяние, а не мечтательность!». На мой взгляд, конкретные аргументы у Владимира Петровича слабы, его возражения несерьёзны, поскольку он выдёргивает мои мысли из контекста.
Остановлю только на одном. Семенко пишет, что «современный всплеск неосталинизма» объясняется тем, что «проект спущен сверху, и отнюдь не Путиным. С нашей точки зрения, за этим вообще стоят закулисные международные силы, которые до смерти боятся возрождения исторической России, но которых очень устраивает тупиковый и по определению провальный проект "СССР 2.0"». И смех, и грех, как говорится. Мало того, что проект «СССР 2.0» продвигает учитель и кумир Семенко Сергей Кургинян, так, оказывается, что вопреки Путину некие «закулисные международные силы» спустили этот проект. Все конспирологи мира плачут от зависти в сторонке…
Остальные аргументы Семенко такого же уровня. Их и разбирать как-то неприлично.
Но чтобы не сложилось впечатление, что мне и возразить на «железные аргументы Семенко» нечего, хочу несколько слов сказать именно о методологических ошибках автора, которые и приводят его к таким мелкотравчатым выводам.
Первое. Семенко – неисправимый диссидент. Такое впечатление, что он застрял в 80-х – 90-х годах прошлого века и продолжает с пафосом бороться против советской системы. Однако советское диссидентство, как борьбу с идеологизированной системой и государственным тоталитаризмом, еще можно понять (хотя и нельзя полностью оправдать), всё-таки многие диссиденты за эту свою борьбу заплатили арестами, тюрьмами, высылкой из страны, запретом на профессию.
Но продолжающееся ныне диссидентство лишено этого праведного пафоса Солженицына, Шафаревича, Сахарова, Синявского и др. и просто выродилось в борьбу против государства. И уже теперь не различить – где диссидент, а где релокант! Семенко, увы, этого не желает видеть и продолжает свою бессмысленную борьбу с советизмом. Что видно и по этой статье.
Второе. Семенко напрочь лишён исторического чувства или точнее чутья. Может, потому, что он не историк, а филолог по образованию, он не чувствует исторический процесс, поэтому больше внимания уделяет анализу слов, игре смыслами и легко скатывается в своеобразный постмодернизм. Сталин под давлением союзников реабилитировал Церковь, утверждает он. Были пожелания от союзников? Да, были. Но, не это было главным в изменении религиозной политики. Если бы Сталин действовал в логике Семенко, он бы сделал это в конце 1941-го или в 1942-м году, но встреча с митрополитами – сентябрь 1943-го. Значит, не реагировал Сталин на пожелания союзников. Ну и масса других примеров отсутствия исторического чутья у моего оппонента, при этом берущегося рассуждать на темы истории.
Третье. Семенко специально (или по непониманию) подменяет существо спора. Он борется против «православных сталинистов», «православных советчиков», т.е. против выдуманных им и его единомышленниками фантомов. И, кстати, диссидент Семенко в своей борьбе против «реабилитации Сталина» действует как заправский «православный хрущёвец», это ведь Никита Сергеевич придумал термин сталинисты, который использует Семенко.
На самом деле, спор идёт о единстве русской истории. Наши оппоненты пытаются представить советскую эпоху как выпадение из истории, мысля в рамках вполне себе либеральной концепции катастрофичности русской истории. Мы же рассматриваем нашу историю как единый процесс, в которой стремимся видеть действие Промысла Божия. Кроме того, наши оппоненты, по сути, недовольны Богом, что Он послал большевиков, полагают, что не за что было наказывать русский народ, Россию. И в этом видится как раз отсутствие православного взгляда на историю, которое прикрывается поиском врагов. Именно об этом в эфире радио «Радонеж» мы говорили с Виктором Саулкиным.
Семенко же опять талдычит об «ошибках неосталинистов», да еще и походя пинает протоиерея Николая Булгакова, которому и в подмётки не годится по глубине понимания вопросов отечественной истории.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», историк, член Союза писателей России
78.
"СВО
Не может именоваться "гражданской войной", поскольку фактически и юридически Россия и Украина на данный момент- это два разных государства, и, соответственно, между собой воюют граждане двух разных государств в рядах вооружённых сил (ВС РФ и ВСУ) этих двух разных государств. А "Отечественной войной" она не может быть названа, поскольку непосредственно на саму Россию-РФ в её международно признанных границах 1991-2014 годов никто не нападал. Именно поэтому СВО, а не "Гражданская", и не "Отечественная". На самом деле, ничего сложного."
////////////////////////////
"Московский комсомолец":
"Названа причина нежелания Москвы объявлять войну Киеву…""
Политолог Марат Баширов посоветовал горячим головам остыть и почитать документы ООН
— Этим людям надо сесть и почитать те международные обязательства, которые мы взяли на себя в рамках ООН. Войну можно было объявить давно. Но война подразумевает определенные последствия с точки зрения международных договоров. Именно поэтому была придумана такая юридическая форма, как СВО.
( https://www.mk.ru/politics/2024/08/07/nazvana-prichina-nezhelaniya-moskvy-obyavlyat-voynu-kievu-svo-nam-razvyazyvaet-ruki.html )
Вообщем, теперь не "дух творит форму" в "богоспасаемом Отечестве", а... юристы-правовики?
77. Ответ на 76, Русский Сталинист: Да, это же верный признак дегенерации.
76. На 75 комментарий:"Хотя содомия была официально запрещена и в РИ"
75. Ответ на 74, Русский Сталинист: Это правда. Хотя содомия была официально запрещена и в РИ.
74. На 73 комментарий С. Югову
73. Ответ на 72, Русский Сталинист: Ну да. И кстати, аборты в это время были запрещены. "Улица, улица. ты, брат, пьяна"
72. Когнитивный диссонанс белогорячечников
71. Ответ на 67, Андрей Карпов:
Бог сотворил человека со свободной волей, она всё решает. Если было бы иначе, не было бы истории человечества, оставались бы Адам и Ева в райском саду.
70.
"Функционально или по существу... Ну вот функционально - ветку яблони можно и граблями подпереть, если под рукой рогатины нет. С т.зр. нас, живущих в России, разница тут велика. Если Россия - удерживающий по существу, то значит Россия специально устроена Богом для этого, и всё что с нами происходит, - во благо и по произволению Божиему. Если Россия - удерживающий функционально, то Бог приспосабливает все, что мы тут куролесим, к нужному результату."
///////////////////////////
А имеется ли смысл в этом "выяснении-дележке" - разве в Промысле Божием "функционал" и "по-существу" не "соседствуют" да хотя бы "в силу" СОРАБОТНИЧЕСТВА Творца и человека в возможных, разумеется, "пределах"?
Здесь же все, как "представляется", достаточно "просто" - возникает (подает надежды в плане духовном) на определенном историческом этапе общность-система и… Творец начинает с таковой работать… плотно-углубленно, разумеется - ну, как в школьном классе педагог с талантливым думающим трудолюбивым учеником… На него и "ставка" в олимпиадах, он и пример для других, и "где-то" помощник-наставник для отстающих… Ему и самому более внимания и "нагрузки"… Где "оступится" ненароком - поддержка ("подпорка"?) и жесткий спрос одновременно - ком умного дано (было, в т.ч.) с того и…
69.