Сегодня Святая Церковь празднует воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451), чтит память равноап. Ольги, вел. кн. Российской, во св. Крещении Елены (969), отмечает обретение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1998), чтит память мч. Киндея пресвитера (III-IV), омтечает праздник Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.
«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу, чей день памяти отмечает сегодня Святая Церковь. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами Патриарха, крестившего её: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской.
Святая была родом из псковских земель и принадлежала к роду князей Изборских – одной из древнерусских княжеских династий. Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Именно здесь впервые состоялась встреча Ольги с ее будущим супругом – великим князем Игорем. После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: у него и княгини Ольги родился сын Святослав. Однако в 946 году Игорь был убит древлянами, и великая княгиня осталась одна с малолетним сыном.
Жестоко отомстив древлянам за мужа, она добилась укрепления власти Киевского великого князя и централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до её сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь, чтобы самой посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в учении об истинном Боге. В Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней Патриарх Константинопольский Феофилакт (933 - 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 - 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.
Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами – началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда – первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые возненавидели святую Ольгу. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство.
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений.
В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до её кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди.
По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые. Еще молитва была на устах её, когда 11 июля 969 года честная душа её разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.
Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.
Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание её на Руси еще в домонгольскую эпоху.
Сегодня мы также вспоминаем Диомида Васильевича Пассека (1808-1845), генерал-майора, героя Кавказской войны, литератора.
Окончил курс в военной академии. В 1841 году, командированный для управления Аварией, Пассек, занимая с незначительным отрядом аул Хунзах, должен был, вследствие мятежа, выступить оттуда для сближения с нашими войсками в Темир-Хан-Шуре. На пути он был окружен горцами при урочище Зыряны и геройски отбивался от них до прибытия на выручку нашего отряда, после чего, перейдя в наступление, разбил окружавшие его полчища. В 1844 году, во главе апшеронского полка, Пассек одержал блистательную победу над многочисленным неприятелем около аула Гилли. Назначенный командиром 2-й бригады 20-й пехотной дивизии, Пассек участвовал в экспедиции к аулу Дарго, во время которой был убит. Он написал «Сравнение Карла XII с Петром Великим», в изданных его братом Вадимом «Очерках России».
Также сегодня день памяти Алексея Александровича Остроумова (1844-1908), врача-терапевта, основателя крупной научной школы.
Родился в Москве в 1844 году в семье священника, настоятеля храма Пимена Великого в Воротниках. Окончил Московскую Духовную Семинарию, а затем Московский Императорский Университет, где после защиты диссертацию «О происхождении первого тона сердца» удостоен степени доктора медицины (1873). Стажировался за границей, а по возвращениии работал сначала доцентом (1879), а затем профессором (1880) терапевтической клиники в Московском университете. Среди его учеников известные профессора – А.Ланговой, В.Шуровский, Э.Готье, В.Воробьев, Н.А.Кабанов, Д.Бурмин и другие.
Умер в Москве 11 июля (24 июля) 1908 г. Похоронен в на Новодевичьем кладбище в Москве.
C 1944 года Госпитальная терапевтическая клиника Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова носит имя А.А.Остроумова.
Сегодня также мы вспоминаем Ивана Николаевича Жданова (1846-1901), литературоведа и фольклориста, академика Петербургской АН.
Учился в Шенкурском и Архангельском духовных училищах, в 1865 году окончил Архангельскую духовную семинарию. Как лучший воспитанник был направлен за казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию, а после двух лет обучения перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, по окончании которого был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1874 году получил звание учителя русского языка и словесности в Санкт-Петербургском университете, а с 1876 года имел право преподавать в высших учебных заведениях. С 1879 года И.Н.Жданов преподавал в Киевском университете св. Владимира, где читал курс «История древней литературы». В 1883 году Советом Санкт-Петербургского университета был утверждён в степени магистра русской словесности и стал преподавать в Санкт-Петербургском историко-филологическом институте. Приглашённый ко двору Александра III, И.Н.Жданов преподавал русский язык и литературу будущему Императору Николаю II, Великому князю Михаилу Александровичу и Великой княжне Ольге Александровне. В 1893 году И.Н.Жданов был избран членом-корреспондентом, а в 1899 году – действительным членом Санкт-Петербургской академии наук.
Магистерская диссертация И.Н.Жданова «К литературной истории русской былевой поэзии» (1881) примыкает к целому ряду его трудов по древней литературе и народной словесности, в которых он изучает памятники русской литературы в сравнении с произведениями других литератур. Важная сторона работ И.Н.Жданова – поиск связи и взаимодействия между книжными памятниками и народными произведениями. Сопоставление исторических сведений и свидетельств с произведениями литературными позволило И.Н.Жданову построить ряд остроумных гипотез об исконном существовании в России песен и поэтических произведений, в частности – былевого эпоса. Доказательно обставленные гипотезы его определяют даже иногда содержание утраченных эпических произведений.
Важнейшими работами И.Н.Жданова являются: «Материалы для истории Стоглавого собора» («Журнал Министерства Народного Просвещения (ЖМНП)», 1876), «Русская поэзия в домонгольскую эпоху» («Киевские университетские известия», 1879), «Литература Слова о Полку Игореве» (ibid., 1881), «Песни о князе Романе» (ЖМНП, 1890), «Песни о князе Михаиле» («Живая Старина», 1891), «Повести о Вавилоне и сказание о князех владимирских» (ЖМНП, 1891), «Беседа трёх святителей и Joca monachorum» (ibid., 1892), «Василий Буслаевич и Волк Всеславьевич» (ibid., 1893).
Сегодня день памяти художника Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910).
Архип Куинджи родился в Мариуполе в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.
С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале – на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. На протяжении пяти лет, с 1860 по 1865, Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии С.С.Исаковича в Таганроге (ул. Петровская, 82). Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Пытался поступить в ученики к И.Айвазовскому, однако, так и не был допущен к холсту – лишь толок краски и красил забор. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. После двух месяцев проживания в Феодосии, Архип Иванович возвращается в Таганрог, а затем уезжает в Санкт-Петербург. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 г. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге – «Ладожское озеро». В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. – «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 г. – знаменитую «Украинскую ночь».
В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.
В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела огромный успех.
В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.
С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.
Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Также сегодня мы вспоминаем Бориса Валентиновича Щербакова (1916-1995), Народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, члена-корреспондента Российской Академии художеств; Владимира Николаевича Алексеева (1912-1999), адмирала, Героя Советского Союза, 1-го заместителя начальника Главного штаба ВМФ, лауреата Государственной премии СССР.
В этот день скончался генерал-майор граф Яков Ефимович Сиверс (1731-1808), государственный деятель Российской Империи.