Мы сегодня сугубо молились о наших воинах – прекрасный канон, который у меня долго лежал. Какая-то леность что ли – отдельно совершить его на приходе. И вот такой повод – сегодня в часовне прп. князя Даниила его совершить по расписанию. Текст называется – «Канон молебный ко Господу нашему Исусу Христу за Державу и за люди, певаемый в брани против супостат, находящих на ны». В связи с этим мне хотелось сказать о такой личности, как наш генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Мы сейчас идем неуклонно к тому, что будет его прославление во святых. Размышляя об этой личности, я пришел к выводу, что никто из знаменитых полководцев не приближался к такому христианскому отношению к такому явлению, к сожалению, неизбежному в силу несовершенства, греховности мира, как война. Лично он, как сам говорил, мухи не обидел, он был верным слугой Царю и престолу и за 40 лет не проиграл ни одного сражения. И что важно – он всегда уповал на Бога.
Когда Суворов бывал в имении (то ли будучи в опале, то ли приезжая в отпуск), то всегда ходил в храм, пел на крылосе, читал молитвы, Апостол. Построил храм в своем селе Кистыш Владимирской губернии. Когда однажды ему доложили, что турки высадились на берег, а шла Литургия, он не дрогнул и, подобно Царю Иоанну Грозному при взятии Казани, дослушал Литургию и только после этого выступил на брань. Его мысли, советы очень глубоки и перекликаются с теми заветами, которые нам оставили подвижники благочестия. Например: «Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте». Представьте себе: боязнь сковывает страхом воинов, они решили отсидеться, а враг наступает.
Суворов всегда действовал с опережением, появлялся в неожиданном месте и сходу сразу наступал. Я помню, в школьные годы брат привез толстенную книгу, посвященную Суворову, где очень много рассказывалось, как он себя закаливал, о знаменитом переходе через Альпы, о том, как штурмовали Измаил, когда комендант этой крепости сказал: «Скорее Дунай повернет свои воды вспять, чем падет Измаил». У Суворова, как обычно – несколько дней занятий, молитва, подготовка, а потом натиск – и крепость была взята. Зачастую наши союзники типа Австро-Венгрии были слабым звеном. Однажды они попросили у Суворова часть трофейных пушек, взятых у турок. Тот сказал: «Пусть берут, мы себе еще достанем».
Очень важно доводить любое дело до конца. Что касается воинского искусства, Суворов так говорил: «Тот не сделал ничего, кто не закончил дело полностью». Применительно к СВО, можно сказать: всякие промежуточные варианты – это мы уже проходили (минские соглашения, десять лет собиралась с силами, вооружалась, готовилась та сторона). При любом промежуточном варианте, например, по корейскому сценарию, все равно они будут стремиться к реваншу. Никто не имеет однозначной позиции, очень много мнений по вопросу – где остановиться, четыре ли региона или все Левобережье, или дойти до Збруча, там уже начинается Галиция. Разные мнения на сей счет.
Конечно, тут очень важно откровение свыше. Мы знаем по опыту в своих делах – если остановиться на полпути, не отрубить голову дракона, не добить змею, потом она тебя ужалит. Необходимо доводить дело до конца.
У Александра Васильевича были непростые взаимоотношения с Павлом I, но надо признать, что где-то и полководец перебарщивал. Благочестивый Император Павел I что-то терпел, где-то наоборот Суворов в чем-то несправедливо ограничивался. Александр Васильевич юродствовал, когда депутация поляков к нему пришла после его победы над повстанцами, с условиями мира, то он подпрыгнул, а потом присел, говоря: «Вот, Императрица (Екатерина II) – она великая, а мы малые» – дал понять, что все решения зависят не от него, а от Императрицы. Также перекликается с фразой, которую я сейчас привел, еще такие его слова: «Недорубленный лес вырастает снова». Если сорняк вырвать не с корнем, а даже если и с корнем, но не посыпать каким-то веществом, чтобы он не произрастал, то будет опять то же самое. А вот такое интересное высказывание: «Не спрячет лиса хвост – всю лису схватит пес» – то есть если не замаскируешься полностью, оставишь какую-то часть тела неприкрытой – погибнет весь человек. Можно еще приводить какие-то аналогии, иллюстрирующие это высказывание. Суворов придавал очень большое значение подготовке воинов. «Тяжело в учении, легко в бою» – говорил он. Ложился спать полководец в 11 часов вечера, в 2 часа вставал, обливался двумя ведрами холодной воды. Постоянно был в активности, не допускал, чтобы солдаты были в праздности. Праздность – мать всех пороков. Когда царит праздность, начинается пьянство, сквернословие и прочее.
Все было равномерно, не как у меня в лагере после 4 курса института – первые три дня марш-бросок с преодолением водной преграды – многие от неумелого пользования портянками в сапогах сбили все ноги. Лежим изможденные после этого марш-броска. А потом начались будни, офицерам было не до нас. Лежали на солнышке, все как-то с пятое на десятое. А у Суворова все было в тонусе. Он подбадривал солдат: «Чудо-богатыри, непобедимые». Каждое подразделение похвалит, отметит, легонько укорит тех, кто не дотягивал. Это очень стимулировало воинов, и, конечно, они были в восторге от своего предводителя.
Написал Суворов канон Спасителю Господу нашему Исусу Христу. Он даже был духовным гимнотворцем. Каким был девиз жизни Александра Васильевича, что он советовал другим? «Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и безкорыстен в своих поступках». Он сам лично ничего не имел. Неоднозначно относятся к Иосифу Виссарионовичу, но после него остался потертый китель, какие-то жалкие рубли в сейфе – перекликается с нестяжательностью Суворова. Бывает, что накапливается в кельях монахов: какие-то записки прошлогодние, какие-то листочки, старые письма, это все очень рассеивает. У Императора Николая II все было по полочкам аккуратно разложено, секретаря не было, он сам все делал. Суворов говорил: «Деньгам по-пустому лежать не должно», то есть все должно быть в обороте, все задействовано. Вот кубышку себе приобрел, а потом какая-то реформа произошла, деньги сгорели, вот, досохранялся. А Суворов старался, чтобы все было задействовано, работало, приносило плод. Как часто мы относимся к продуктам, не пережив голод, блокаду, выбрасываем остатки продуктов, вещи и прочее. У Суворова так не было, он говорил: «Не бросай апельсин, пока полностью не выдавишь его содержимое». Все должно быть аккуратно, добротно, а не просто так.
Языческий император I века Нерон каждый день одевался в новую одежду. Суворов говорит об опасности комфорта, особенно для воинов, все должны быть налегке, ничто не должно стеснять, все должно быть подогнано. «Чем больше удобств, тем меньше храбрости» – говорил он. Еще старец Серафим Вырицкий говорил, что настанет время, когда будут отходить от веры, от Церкви не по причине гонений, как было раньше, а по причине погони за развлечениями, за материальными благами. Это все перебьет у людей стремление к духовному. Сейчас у нас по статистике снижение православных с 80% до 66. Казалось бы, литературы навалом, лежит – бери, не хочу. Пустишь по кругу на трапезе пяток книг из библиотеки, они тут же возвращаются к тебе. Люди приелись духовной литературой. Такого времени, таких возможностей никогда не было, а все равно, велико невежество народа, все равно погоня за комфортом. В деревне в субботу вечером в храм почти никто не придет, у них банный день и прочее. В одном известном песнопении есть такие слова: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Суворов так говорил: «Во время мира готовься к войне, а во время войны готовься к миру».
В своей программе В. Соловьев сетовал: «Куда мужчине обратиться, если он хочет быть воином?» С НВП непонятно, ввели или не ввели его в школах, никаких тебе тиров, ДОСААФ, похоже, на ладан дышит, не видно его и не слышно. Как готовиться, чтобы не агрессию проявлять, а защищать родной дом, если у нас несколько тысяч километров граница? Этого в необходимом объеме нет, а Суворов предупреждал: «Надо быть всегда готовым». Началось СВО – военкоматы не готовы, документация не упорядочена, штаты не укомплектованы и так далее. Все должно быть смазано, аккуратно сложено и в случае чего – быстро востребовано. «Воевать не числом, а умением» – говорил Суворов. И мы знаем, есть такие данные, что порой соотношение потерь было – один к ста в пользу Суворова.
Что меня поразило в книге, подаренной братом: кажется, 23 тысячи в битве при Кагуле (современная Румыния) было у Суворова, а турок было около 100 тысяч, и он побеждает, потому что искусство, потому что храбрость, нестандартные подходы. В итоге у него успех. Он говорил: «Делай на войне то, что противник почитает за невозможное» – допустим, вот там болото, там скалы, там не пройдешь. А Суворов говорил: «Там, где кто-то не пройдет, всегда пройдет русский солдат». Вот такие нестандартные подходы, не как в финскую кампанию в 1939 году – когда цепь за цепью идет в лоб, а пулеметчик врага скашивает идущих, уже перегрелся его пулемет, у него уже мозги набекрень от такой картины, а все идут на штурм, нет никакого маневра, ни артподготовки. После этого рассказа одного эстонца, который воевал на стороне финнов, известный наш патриот Владимир Николаевич Осипов понял, что русский человек никому не нужен: «Я стал русским патриотом после этого рассказа».
Еще пару высказываний Александра Васильевича: «Кто испуган, тот побежден наполовину. У страха глаза велики, он за десятерых покажется». Безстрашие, как было у тувинцев – малого народа, во время Великой Отечественной они никогда не сдавались в плен, воевали до последнего и сами в плен никого не брали. Их потом убрали с фронта, потому что этот малый народ мог совсем исчезнуть. Бесстрашия не будет, если нет установки, что ты можешь погибнуть, что все в руках Божиих. Многие Новомученики отпевали себя заранее. Если этого нет, если ты будешь любую возможность использовать, как в Бородинском сражении французы – десятеро уцепятся за раненого, чтобы уйти с поля боя. Любой повод будешь искать, чтобы отступить. Для Суворова это не было свойственно, никакого страха, только полный вперед. В то же время он отличался человеколюбием: «Пленного грех убивать». Французские генералы были у него почетными участниками, когда он отмечал какую-нибудь победу – вот такое было отношение. Особенно это уникальное качество свойственно для русского человека – человеколюбие, беззлобие к поверженному противнику. Так было в наших войнах – Полтавской виктории и др.
Не меньшее оружие – поражать противника человеколюбием. Во время войны греков с турками один афонский монах рассказывал: «Попал турок в плен и стал умолять: «Не убивай, потому что ваш христианский Бог Милосерд, это у нас Магомет повелевает жестоко относиться». Этот случай сильно повлиял на этого человека, он потом ушел на Афон. Суворов говорил: «Прежде чем другими командовать, научись повиноваться сам». Он прошел путь от солдата до фельдмаршала (как и Рокоссовский, кстати). Они с солдатами ели кашу из одного ковша, спали, завернувшись в шинель и так далее. Так и в духовной жизни – прежде, чем решиться на какие-то высокие ступени – отшельничество, затворничество – нужно пройти искус в общежитии. «Сам погибай, товарища выручай».
Сейчас слышно о каких-то диких случаях на вражеской стороне: добивают своих раненых, бросают на поле битвы убитых, якобы без вести пропавших, чтобы потом не платить за них компенсацию. Для Суворова это было священно – раненого, убитого обязательно донести. Когда ты знаешь, идя на штурм, что тебя со средней тяжестью ранения не раскромсает на органы поджидающая бригада медиков, – это придает уверенности. Я про такой случай прочитал, что комиссия с украинской стороны специально подбирала тех, кто имеет хорошие биологические показания, отправляла их на какую-то точку – там, мол, надо было окопаться или штурмовать, а потом сами же накрывали их своей артиллерией, и легкораненых и раненых средней тяжести забирали на органы. Вот такой бизнес на многие миллионы долларов. Для врага зачастую нет никаких моральных ограничений.
И последний, такого юморного плана пример: когда однажды строили укрепления, Суворов поручил одному полковнику контролировать то, как проходят работы. Тот по своей лености, по недобросовестности перепоручил более младшему командиру, а сам отошел в сторону. Когда пришел Суворов проверять, обнаружил неисправности, стал выговаривать, а полковник на подчиненного стал все сваливать. Так бывает в приходской жизни. Спрашиваешь, например, трапезника: почему вовремя не накрыли трапезу или еще что-то. Тот в ответ: я поручил такому-то, он замешкался. Я говорю: ответ неудовлетворительный, должен быть принцип единоначалия, за все отвечает один человек на своем участке. Все, что перепоручалось, это все его дело, а спрос только с того, кто старший. Так и в этом случае. Суворов сказал: «Ну раз так, тогда виноватых нету – ни ты не виноват, ни он не виноват». Потом попросил дать ему прут и стал свои сапоги сечь, приговаривая (он же юродствовал!): «Не ленитесь, не ленитесь, вы во всем виноваты. Если бы вы сами ходили на работу, этого бы не случилось». Показал нелепость, абсурдность ситуации, когда друг на друга переваливают ответственность, и виновного не найдешь.
Вот, братья и сестры, в связи с тем, что сегодня мы канон о воинах наших совершили, с благодарностью поговорили о нашем великом полководце Александре Васильевиче Суворове, прославление которого, судя по многим признакам, приближается, оно неотвратимо. В этот тяжелый для нашего Отечества период будем иметь такого великого заступника, прежде всего, для нашего воинства. Такого помощника, который сам успешно, безкорыстно, с полной отдачей сил, с величайшей ответственностью совершал свое воинское служение, жил и умер, как настоящий христианин.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
1.
Родственник год провёл на СВО, находясь на передовой - священника не видел ни разу.