День рождения

Основные смыслы его празднования христианином

Пастырская проповедь 
0
482
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из личного архива автора

Рождение детей (плодиться и размножаться) – одно из первых благословений Божьих, данных человеку от его сотворения. Взирая на все предыдущие акты Божественного творения, мы видим, что Сам Бог посчитал их хорошими, а где хорошо, там всегда радость. Бог не благословляет плохого. Потому и рождение нового человека в мир является поводом для радости по факту. А учитывая то, что рождение новой человеческой единицы, которая есть по происхождению образ и подобие Божье, сохраняет и даже приумножает миллиарды всего человечества, мы осознаём и космическую важность этого явления, где появляется в мир душа, которая по усыновлению, через крестную жертву «рождённого от Девы» Спасителя и через крещение, возможно, спасётся и спасёт других, постепенно замещая собой число отпавших ангелов, умножая Небо, восстанавливая предвечную справедливость. Вот почему день рождения является праздником.

Дней рождения у человека может и должно быть три: 1) рождение по плоти от отца и матери; 2) рождение от воды через Святое крещение; 3) рождение от Святого Духа через уверование во всю понимаемую экспансию Бога. Так как второе и третье рождения являются логичным и обязательным продолжением первого, празднование бывает по первенству, именно в день первого рождения.

Традиции празднования дней рождения идут из глубокой древности и зафиксированы у многих народов. В Священном писании Ветхого и Нового Заветов тоже есть два упоминания о дне рождения, как именно о празднике. Первое: во дни Иосифа фараон созывает пир «для всех слуг своих...» (Быт: 40:20-20). Второе: во дни Иисуса Христа царь Ирод: «Во время же празднования дня рождения Ирода...», – тоже разгульно торжествует (Мф: 14: 6-6). И в том и в другом случаях упоминается о больших масштабах празднования, трате больших средств и употреблении хмельных напитков. В первом случае фараон казнит своего хлебодара, а во втором – царь Ирод казнит невиновного пророка Божьего Иоанна, Крестителя Господня. Акцентируя наше внимание на смертях, святые бытописатели косвенно указывают нам на негативное отношение к подобного рода празднествам.

История открывает нам, что древние евреи не устраивали торжеств по поводу своих дней рождения, а скромно приносили доступные им жертвоприношения в благодарность Богу. А вот в христианский период о днях рождения говорит даже каноническое право: «Не должно в Четыредесятницу заключать браки или праздновать дни рождения» (правило 52 Лаодикийского собора). Этот собор состоялся примерно в 343 году христианской эры, и получается, что уже к этому времени языческие традиции широко праздновать свои дни рождения стали повсеместно проникать в христианский культурный быт, да так, что отцы этого собора специально регламентировали время для празднования дней рождения. Святые отцы Вселенской Церкви не осудили эти традиции, а упорядочили их и придали дню рождения человека правильное христианское догматическое понимание.

В Новом завете есть еще несколько упоминаний слова «рождение», но там оно не связано с праздником, а только с фактом рождения Богомладенца Иисуса Христа: «Итак, пока они (Иосиф и Мария) были там, дни для Ее рождения подошли к концу. И Она родила своего Первенца, завернула Его в пеленки и положила Его в ясли, потому что в гостинице для них не было места» (Лк. 2:6-7). Данное упоминание открывает нам только скромность и тишину, которые сопутствовали дню рождения Господа. Мария и её обручник Иосиф были правоверными евреями и потому вели себя соответственно древней традиции. Но как бы пророчествуя о будущей славе Рождества Христова, Бог посылает к яслям Богомладенца ангелов и пастухов, молебными песнями славящих Его рождение. А ещё в своё (безопасное время) Он приводит к нему трёх волхвов с дорогими подарками, как для Бога, человека и первосвященника. Именно эти моменты евангельской истории, а также учение апостола Павла и других апостолов определили для всей Церкви, к началу третьего века новой эры, ввести в оборот торжественное – богослужебное и бытовое празднование Рождества Христова, за ним – Рождества Богоматери и уже позднее – торжества рождения святых… и вообще все сейчас установленные церковные праздники, и наши дни рождения тоже, ведь все мы, по словам апостола Павла, «избранные Божьи» (Колос. 3:12-14).

В упомянутых нами ранее двух библейских случаях с празднованием дней рождения святые бытописатели открывают нам эти празднества с их самой темной стороны. В случае же с рождением Господа всё выглядит благопристойно и без дурных последствий. Пророки и апостолы так показывают нам через века, что обычно бывает, когда во главе праздничного стола не сидит Бог, Который не только приносит мир в праздник, но и даже превращает воду в вино. Таким образом, в основании наших дней рождения учреждены молитва и скромность. Поводом же для праздника должны являться желание благодарить Бога и его людей за все деяния и дары, за таланты и науку жизни, за хорошие примеры и за ответы на все актуальные вопросы, за Божью доброту и милосердие. Формы же проведения дней рождения могут быть разными, но только исключающими всякий грех, ибо мы призваны уподобиться Божественной чистоте, чтобы в дальнейшем без проблем жить, творить, расти, обоживаться и умножать Небо, производя на свет наших детей – ангелов богоподобных, чтобы потом из года в год тихо и торжественно праздновать их дни рождения во славу Божью.

Протоиерей Вячеслав Пушкарев, историк, писатель, Иркутск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Сие не актуально?

Возможно ли, что сие не актуально, или все мыслят в данном контексте - вместе с автором?
Не старый дед / 18.07.2024, 17:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Почему русские генералы столь часто ошибаются?
Наши воеводы безбожники или в лучшем случае агностики, поэтому не последовательны и всё делают рывками
15.08.2024
Церковь всегда одна
Зачем мне искать Христа вне первенствующей Церкви, если апостолы научили меня, что Его там нет?
26.07.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Пастырская проповедь
Как и Ей, нам обещано воскресение
Слово на отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы
04.09.2024
Кровь праведников горит на главах их убийц до колена сотого
Евангелие среды (Мф, 96 зач., 23, 29—39)
04.09.2024
Какая польза трудиться ради похвалы людской?
Евангелие вторника (Мф, 95 зач., 23, 23—28)
03.09.2024
Лицемеры — заклятые враги спасения мира
Евангелие понедельника (Мф, 94 зач., 23, 13—22)
02.09.2024
Снятие завесы с того, что сокрыто
Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице
31.08.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Христос – великий революционер?
Новый комментарий от С. Югов
04.09.2024 18:42
Сколько алчных тварей окрест нас?
Новый комментарий от С. Югов
04.09.2024 18:34
О вакцинах и вражеском коварстве
Новый комментарий от Советский недобиток
04.09.2024 17:41
Встреча Сталина с митрополитами
Новый комментарий от АБС
04.09.2024 16:29
Святость и хамство
Новый комментарий от учитель
04.09.2024 15:43