С окончанием отопительного сезона в городе Находка традиционно раз в месяц отключают холодную воду. Возможно, это привычное дело для коренных жителей. Но меня это очень удивило, и я решила проверить, а есть законные основания для таких длительных отключений? Первое, что сделала – обратилась с вопросом в водоканал по указанному на их сайте телефону 744398.
Диалог превзошел все ожидания! Конечно, я даже не надеялась, что мне сразу дадут ссылку на нормативный акт (договор, приказ, распоряжение, норму закона...), но услышанное только усилило мои сомнения в законности отключений.
- Мы это делаем несколько десятилетий....
- А основания? – упорно добивалась я ответа на поставленный вопрос.
- Всё согласованно с администрацией города!
- Номер и дату документа можно?
- На сайте города есть график отключений!
- Простите, Вы не поняли. Я не про график спрашиваю, а про законные основания! – не унималась я.
- Вот на сайте города и ищите! – начала раздражаться моя собеседница.
- У меня нет договора на поставку услуг о подаче воды с городской администрацией! Я плачу водоканалу и хочу услышать разъяснения от поставщика услуги! – накал разговора увеличивался с обеих сторон.
- Делайте письменный запрос!
- Зачем? Это общедоступная информация, воду ведь всему городу отключают.
- А откуда я знаю, кто Вы?
- А зачем Вам знать, кто я?
- А вдруг Вы с Украины?! – прозвучал убийственный ответ!
Правда, я не поняла связь между законностью отключения именно холодной воды (горячей в городе нет вообще) и гражданством человека – потребителя услуги. Сразу скажу, что я гражданка России.
На сайте Водоканала правовой информации я не нашла. Также не нашла и договора об оказании услуги по подаче холодной воды в многоквартирные дома. На сайте Находкинского городского округа тоже не получалось найти данные о какой-то договорённости с Водоканалом. Собственно, как минимум, странно, что такая договорённость вообще может быть. Сторонами договорных отношения в данном случае являются поставщик услуги – Водоканал, и заказчики – собственники квартир.
Довод сотрудницы Водоканала о том, что администрация является их учредителем, никак не может влиять на договорные отношения сторон. Так что о доступности разъяснений по данному вопросу говорить не приходится.
Обратилась к лучшему советчику – интернету. В перечне оснований для отключения холодного водоснабжения, а именно в статье 21 «Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения» Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О водоснабжении и водоотведении», отсутствует такое основание, как «плановое отключение».
Вот какие разъяснения на вопрос «В течение какого времени в квартире может быть отключена холодная вода и как это должно быть зафиксировано?» даёт прокурор Ульяновской области (Приморский край – это ведь тоже часть РФ, и федеральные законы должны работать во всех регионах страны, независимо от договорённостей местечковой власти!): «В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг жильцам дома в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством РФ.
Названные правила утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в соответствии с которыми холодная вода в квартиры должна подаваться бесперебойно. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения – в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84).
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
В договоре с собственником помещения о предоставлении коммунальных услуг обязательно должен быть оговорен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении их ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Возможно, отключения холодной воды имеют под собой правовое обоснование. Но и потребитель услуги имеет право на полную и достоверную информацию.
И Украина здесь уж точно не причём!
Казалось бы, бытовая ситуация. Но почему в Находке решения самых элементарных бытовых вопросов надо добиваться как на поле боя, а жизнь людей должна быть, как в окопах: хочешь чего-то добиться – учись «воевать»…
При таком отношении к людям врагов точно не надо!
Альбина Васильевна Волкова, член Союза журналистов России, член Ассоциации юристов России