«Страна бензоколонка с ядерным оружием», как называют Россию недруги, на самом деле владеет ещё и самыми быстрыми в мире сверхзвуковыми ракетами, и целым парком космических аппаратов, а на земле скоростными магистралями, роботизированной техникой с широко цифрофизированной жизнью
и высококомпьютеризированным населением. Но сегодня речь не об этом, а о том, что мы умеем делать своими руками. Причём умело, красиво и в массовом масштабе. Речь пойдёт о русском народном искусстве. Мы его знаем в основном по знаменитым промыслам – Гжели, Хохломе и Палехе. Но это только самые яркие, но далеко не единственные народные художественные промыслы. На самом деле их десятки. А самостоятельных мастеров сотни.
В наше время, когда при помощи 3D-моделирования можно за несколько минут сделать нужную вещь, кто-то посчитает их устаревшими и неактуальными. И напрасно. Произведение искусства, которое создаёт человеческая рука, водимая чувствительным сердцем и многовековыми навыками, никогда не потеряет своей привлекательности. Она приносит людям радость. Человеческую радость, которую ни искусственный интеллект, ни автоматически сделанная вещь не принесут. А вещь, сделанная своими руками, принесёт. В ней сохраняется тепло рук мастера, частица его души. О знаменитых промыслах ещё поговорим, а начнём с самых простых, обычных детских глиняных игрушек. Их делали везде, где есть глина. Лежит под ногами. Бери сколько хочешь. Мягкая и лепкая. Из глины делали посуду. А самые сноровистые лепили игрушки детям на забаву. Чтобы глиняные изделия жили дольше, их обжигали в печи. В обычной деревенской печи, которые на Руси были повсеместно. Конечно, детям старались делать поцветастей. Краски тоже брали те, что под руками. Натирали из растений и той же глины, которая была разных оттенков. Однажды кто-то придумал белить игрушки молоком и тогда на белом фоне краски заиграли ярче. Игрушки стали нарядней.
Лепили то, что было перед глазами: коней, птиц, коров, ну и конечно людей. В каждой деревне свой взгляд на мир, на красоту. Вот и получалось, что делали вроде одинаково, а выходило у всех по-разному. В каждом селении игрушки на свой манер. По имени деревни их и называли. В Дымковской слободе – дымковская игрушка, в Филимоново – филимоновская, в Абашеве – абашевская. В Каргополе и его округе делали, стало быть, каргопольские игрушки. Эти простенькие на первый взгляд игрушки прославились на весь мир. Случилось так, что профессиональные художники, которые понимают толк в искусстве, оценили художественные достоинства игрушек, которые делала простая деревенская женщина по имени Ульяна. Её вместе с игрушками привезли на всероссийскую художественную выставку. И они (Ульяна и игрушки) произвели на публику впечатление. И тогда решили повезти их за границу. И, о чудо! Париж и Лондон восхитились ульяниными поделками.
Да, что же в них такого особенного? Лепит из обычной глины, красит обычными красками, сюжеты незамысловатые. А вот, поди ж ты, медали и дипломы крупных международных выставок выдали Ульяне Бабкиной – простой деревенской русской женщине. Значит, есть в ульяниных игрушках, что-то такое, что заставляет сердце откликаться. Словами это не объяснить. То есть сказать можно, но объяснить возможно только тем, что Ульяна, сама того не ведая, стала носительницей традиций русского народа.
Неизвестные нам мастера веками лепили игрушки; придумывали образы, создавали своеобразные узоры, находили наилучшее сочетание формы и росписи, и таким образом доводили простые детские игрушки до совершенства. Вот эти многовековые навыки и восприняла Ульяна Бабкина. Она нигде не училась. Только видела, как делали старшие в их деревне. И, конечно, привнесла свой художественный дар. Откуда он у деревенской женщины? Бог весть. Это внутри русского человека. Просто потому что он родился и жил в русской среде. Слышал русские колыбельные песни и сказки, пел вместе со всеми в хороводе и в церкви, видел – созерцал родную природу, делал то, что и другие русские люди. И только удачно сложившиеся обстоятельства выявили, что Ульяна Бабкина настоящий художник, мастер декоративно-прикладного искусства (научно выражаясь). И таких мастеров в России множество. При надлежащих условиях они создают целые художественные промыслы.
Промыслы – это когда можно своими изделиями промышлять, то есть зарабатывать. Что удивительно, оказывается, русский человек умеет и зарабатывать. Упомянутые нами Гжель и Хохлома наглядно свидетельствуют об этом.
Что такое Гжель? Наверняка многие с удовольствием расскажут о разнообразной посуде с синей росписью, которые украшают наши дома. А откуда такое изобилие? Из подмосковного села Гжель, где простые крестьяне в своих домах создали целые промышленные предприятия. Да, да, деревенские промышленные предприятия. Да как же это могло получиться? А вот так. Жители гжельской волости привозили на фабрику купца Афанасия Гребенщикова уникальную местную белую глину. При этом они нанимались на работу на фабрику и постепенно осваивали технологию производства, получали художественные навыки. Закончив работу по найму, возвращались в свою деревню и заводили собственное производство. Конечно не в тех масштабах, что у купца Гребенщикова, но со временем наращивался и масштаб. Вот так. Природная смекалка, деловая хватка, художественный вкус – и Гжельский промысел родился.
Конечно, надо сказать об особенном художественном приёме, характерном именно для гжельских изделий. Это роспись синими кобальтовыми красками по белой эмали. Мазок этой росписи изящен. Кисть гжельского художника накладывает краску необычным способом. Каждый мазок, это перелив от тёмно-синего края к светло-прозрачному. Вот почему гжельский узор выглядит живописно и воздушно, хотя используется всего одна краска. Ну и, конечно, формы гжельской посуды своеобразны, разнообразны, с выдумкой. Особенно скульптура малых форм (воспользуемся искусствоведческим термином), то есть игрушки и небольшие композиции.
Конечно, для такого высокохудожественного производства нужны особенные условия. Конкурировать с высокопроизводительными предприятиями сложно. Нужна государственная поддержка. Не разовая, а постоянная. При Совете Федерации создана специальная комиссия для поддержки народных художественных промыслов. Но хорошо известно, что ни одна чиновничья структура не решает сама по себе больших задач. Развитие известных, а особенно неизвестных народных промыслов должно быть окружено общей народной заботой. Да, в условиях войны, когда всё в первую очередь для фронта. Напомню, что Гжельское производство было восстановлено в 1944 году, в военное время.
Русское народное искусство, это не просто изделия. В них живёт душа народа. Сегодня мы воюем не только за сохранение населения, а за народ, его живую душу. А значит, традиционное народное искусство тоже работает на нашу победу.
Русское народное искусство пришло к нам из нашего славного прошлого, радует и даёт силы сегодня, и поможет сохранить живую народную душу на века вперёд.
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»