Искусство русского народа

Русское народное искусство поможет сохранить живую народную душу на века вперёд

1 Победа45 
496
Время на чтение 5 минут

«Страна бензоколонка с ядерным оружием», как называют Россию недруги, на самом деле владеет ещё и самыми быстрыми в мире сверхзвуковыми ракетами, и целым парком космических аппаратов, а на земле скоростными магистралями, роботизированной техникой с широко цифрофизированной жизнью

и высококомпьютеризированным населением. Но сегодня речь не об этом, а о том, что мы умеем делать своими руками. Причём умело, красиво и в массовом масштабе. Речь пойдёт о русском народном искусстве. Мы его знаем в основном по знаменитым промыслам – Гжели, Хохломе и Палехе. Но это только самые яркие, но далеко не единственные народные художественные промыслы. На самом деле их десятки. А самостоятельных мастеров сотни.

В наше время, когда при помощи 3D-моделирования можно за несколько минут сделать нужную вещь, кто-то посчитает их устаревшими и неактуальными. И напрасно. Произведение искусства, которое создаёт человеческая рука, водимая чувствительным сердцем и многовековыми навыками, никогда не потеряет своей привлекательности. Она приносит людям радость. Человеческую радость, которую ни искусственный интеллект, ни автоматически сделанная вещь не принесут. А вещь, сделанная своими руками, принесёт. В ней сохраняется тепло рук мастера, частица его души. О знаменитых промыслах ещё поговорим, а начнём с самых простых, обычных детских глиняных игрушек. Их делали везде, где есть глина. Лежит под ногами. Бери сколько хочешь. Мягкая и лепкая. Из глины делали посуду. А самые сноровистые лепили игрушки детям на забаву. Чтобы глиняные изделия жили дольше, их обжигали в печи. В обычной деревенской печи, которые на Руси были повсеместно. Конечно, детям старались делать поцветастей. Краски тоже брали те, что под руками. Натирали из растений и той же глины, которая была разных оттенков. Однажды кто-то придумал белить игрушки молоком и тогда на белом фоне краски заиграли ярче. Игрушки стали нарядней.

Лепили то, что было перед глазами: коней, птиц, коров, ну и конечно людей. В каждой деревне свой взгляд на мир, на красоту. Вот и получалось, что делали вроде одинаково, а выходило у всех по-разному. В каждом селении игрушки на свой манер. По имени деревни их и называли. В Дымковской слободе – дымковская игрушка, в Филимоново – филимоновская, в Абашеве – абашевская. В Каргополе и его округе делали, стало быть, каргопольские игрушки. Эти простенькие на первый взгляд игрушки прославились на весь мир. Случилось так, что профессиональные художники, которые понимают толк в искусстве, оценили художественные достоинства игрушек, которые делала простая деревенская женщина по имени Ульяна. Её вместе с игрушками привезли на всероссийскую художественную выставку. И они (Ульяна и игрушки) произвели на публику впечатление. И тогда решили повезти их за границу. И, о чудо! Париж и Лондон восхитились ульяниными поделками.

Да, что же в них такого особенного? Лепит из обычной глины, красит обычными красками, сюжеты незамысловатые. А вот, поди ж ты, медали и дипломы крупных международных выставок выдали Ульяне Бабкиной – простой деревенской русской женщине. Значит, есть в ульяниных игрушках, что-то такое, что заставляет сердце откликаться. Словами это не объяснить. То есть сказать можно, но объяснить возможно только тем, что Ульяна, сама того не ведая, стала носительницей традиций русского народа.

Неизвестные нам мастера веками лепили игрушки; придумывали образы, создавали своеобразные узоры, находили наилучшее сочетание формы и росписи, и таким образом доводили простые детские игрушки до совершенства. Вот эти многовековые навыки и восприняла Ульяна Бабкина. Она нигде не училась. Только видела, как делали старшие в их деревне. И, конечно, привнесла свой художественный дар. Откуда он у деревенской женщины? Бог весть. Это внутри русского человека. Просто потому что он родился и жил в русской среде. Слышал русские колыбельные песни и сказки, пел вместе со всеми в хороводе и в церкви, видел – созерцал родную природу, делал то, что и другие русские люди. И только удачно сложившиеся обстоятельства выявили, что Ульяна Бабкина настоящий художник, мастер декоративно-прикладного искусства (научно выражаясь). И таких мастеров в России множество. При надлежащих условиях они создают целые художественные промыслы.

Промыслы – это когда можно своими изделиями промышлять, то есть зарабатывать. Что удивительно, оказывается, русский человек умеет и зарабатывать. Упомянутые нами Гжель и Хохлома наглядно свидетельствуют об этом.

Что такое Гжель? Наверняка многие с удовольствием расскажут о разнообразной посуде с синей росписью, которые украшают наши дома. А откуда такое изобилие? Из подмосковного села Гжель, где простые крестьяне в своих домах создали целые промышленные предприятия. Да, да, деревенские промышленные предприятия. Да как же это могло получиться? А вот так. Жители гжельской волости привозили на фабрику купца Афанасия Гребенщикова уникальную местную белую глину. При этом они нанимались на работу на фабрику и постепенно осваивали технологию производства, получали художественные навыки. Закончив работу по найму, возвращались в свою деревню и заводили собственное производство. Конечно не в тех масштабах, что у купца Гребенщикова, но со временем наращивался и масштаб. Вот так. Природная смекалка, деловая хватка, художественный вкус – и Гжельский промысел родился.

Конечно, надо сказать об особенном художественном приёме, характерном именно для гжельских изделий. Это роспись синими кобальтовыми красками по белой эмали. Мазок этой росписи изящен. Кисть гжельского художника накладывает краску необычным способом. Каждый мазок, это перелив от тёмно-синего края к светло-прозрачному. Вот почему гжельский узор выглядит живописно и воздушно, хотя используется всего одна краска. Ну и, конечно, формы гжельской посуды своеобразны, разнообразны, с выдумкой. Особенно скульптура малых форм (воспользуемся искусствоведческим термином), то есть игрушки и небольшие композиции.

Конечно, для такого высокохудожественного производства нужны особенные условия. Конкурировать с высокопроизводительными предприятиями сложно. Нужна государственная поддержка. Не разовая, а постоянная. При Совете Федерации создана специальная комиссия для поддержки народных художественных промыслов. Но хорошо известно, что ни одна чиновничья структура не решает сама по себе больших задач. Развитие известных, а особенно неизвестных народных промыслов должно быть окружено общей народной заботой. Да, в условиях войны, когда всё в первую очередь для фронта. Напомню, что Гжельское производство было восстановлено в 1944 году, в военное время.

Русское народное искусство, это не просто изделия. В них живёт душа народа. Сегодня мы воюем не только за сохранение населения, а за народ, его живую душу. А значит, традиционное народное искусство тоже работает на нашу победу.

Русское народное искусство пришло к нам из нашего славного прошлого, радует и даёт силы сегодня, и поможет сохранить живую народную душу на века вперёд.

Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Робертович Анищенков
Время героев
Геройские фронтовики нам нужны и в тылу
04.12.2024
ОДКБ – прообраз большого военно-политического союза
Нам надо использовать все возможности для противостояния Западу
29.11.2024
 Без руля? Без ветрил? Без идеи?
Создание современной патриотической идеологии, основанной на традициях русской мысли, есть первоочередная государственная задача
25.11.2024
Россия выдержала удар Запада
Теперь нам предстоит довести дело до Победы
15.11.2024
По горячим следам американских выборов
Нельзя упустить благоприятное время, политическая погода изменчива
07.11.2024
Все статьи Владимир Робертович Анищенков
Последние комментарии
Уход Асада как пролог ухода Европы из глобальной мировой политики
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.12.2024 08:16
«У нас до сих пор идёт религиозная война»
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.12.2024 08:13
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
09.12.2024 08:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
09.12.2024 08:04
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от учитель
09.12.2024 07:57
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Бармалей
09.12.2024 07:54