В день 225-летия А.С. Пушкина в Калининграде, у памятника гению русской и всемирной литературы читали стихи авторы журнала «Берега» и члены литературного общества «Эклога» под началом Анатолия Мартынова. Голубь сел на голову поэта и как будто заслушался нас. Кто-то произнес: «Это Дух Святой». Высокое созерцание птицы было нами прочувствовано, как одобрение великого поэта.
Пробуждая «чувства добрые», Александр Сергеевич укрепляет дух и душу тому, кто прикоснется к его поэзии, прозе, публицистике, наполняет гармонией, призывает к целомудрию, терпению, смирению, любви.
Для Ивана Ильина Пушкин представляет замечательный пример национального гения, гениального пророка, показавшего, что Родина – это не обычное слово, но глубоко духовное понятие. И тот, кто не живет Духом, тот не имеет Родины. Она останется для него тёмной загадкой и странной ненужностью. А то завещание, которое дает русскому народу Пушкин «гори, играй, импровизируй, но всегда учись сосредоточенному труду и требуй от себя совершенной формы» или «добротою и щедростью стоит Россия; властною мерою спасается она от всех своих соблазнов» есть, в той же самой мере, и завещание самого философа.
По мнению русского философа Владимира Соловьева, поэзия Пушкина служит «делу истины и добра», служит «своею красотою». Пушкин соединил наследие православной культуры с западной («Маленькие трагедии», античность). Но «семена народности», православной культуры «запали Пушкину в душу. А там они встречались и переплетались с очарованием античной красоты, античного мира, в романтическом восприятии античности с ее сонмом поэтических божественных существ, столь характерном для «романтического классицизма» конца XVIII – начала XIX веков». Пушкин – вершина русской культуры и художественного творчества.
Николай Сергеевич Арсеньев: Поэт укоренен в русской народной стихии: признание ценностей православной веры; Карамзин; нянины сказки; простые и честные русские люди, не говорящие громких фраз, но верные своему долгу; русская деревня в ее очаровании – это лишь «несколько струй», что объединились в мощном потоке пушкинского творчества.
А знаменитое описание въезда в Москву из «Евгения Онегина» представляет типичное для пушкинской манеры совмещение лирического взволнованного подъема чувства и полного наблюдательности описания мелочей окружающей жизни:
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Ф.М. Достоевский спрашивал: «Что такое сила духа русской народности как не в ее стремлении ко всемирности и всечеловечности?» «Да, назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей». А Пушкин по-прежнему пленяет свежестью и чистотой духовных прозрений, божественным началом Добра. Он глубочайший мыслитель и современник наш навсегда.
Г.Н. Трубецкой спрашивал 100 лет назад: «В настоящий исторический момент человечество стоит на перепутье. Что же победит в нём – культурный зоологизм или «сердце милующее»? Чем надлежит быть вселенной – зверинцем или храмом?»
Арсеньев утверждает, что «Пушкин – без излишней теоретизации – знал лучше многих других, что такое есть традиция духовной культуры». Его стихотворение «Пророк», задуманное вначале как некий нравственно-политический призыв, перерастает эту первоначальную тональность и приобретает характер религиозного зова». По мнению Арсеньева, бессмертие творчества Пушкина, вдохновленного «музами, античным миром, Куницыным, Жуковским, Шенье, Державиным, может быть, еще больше Кремлевским пожаром, битвами 1812 года, судьбами русского народа», состоит в «назаглушимо звучащем в его душе и будящем нас зове к служению Высшей Красоте и Правде».
Лидия Довыденко, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор 34 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик. Член Союза журналистов России, кандидат философских наук. Член Международной академии русской словесности (Австралия), Почетный гражданин Балтийского городского округа, литературные премии имени Н.Гумилева, Б. Корнилова, Щит и меч Отечества, Союзного государства, Золотое перо руси, Золотой Витязь, две Золотые медали конкурса «Патриот России», кавалер ордена «Русская Звезда имени Ф.И. Тютчева
Фото предоставлены автором